Тема 3. Социально-психологические явления и их природа
Понятие социально-психологических явлений, их сущность. Групповые социально-психологические явления цели, организационная структура, динамика групп и коллективов, социально-психологический климат, процессы руководства и лидерства);
Личностно обусловленные явления (диспозиции, отношения, ценностные ориентации, роли); массовидные социально-психологические феномены (национальные психологические особенности, нравы, обычаи, подражание, заражение).
Раздел II. Социальная психология общения
Тема 4. Общественные и межличностные отношения. Место общения в системе межличностных отношений
Методологические проблемы исследования связи общественных и межличностных отношений. Понятие общественных и межличностных отношений. Взаимосвязь общественных и межличностных отношений. Характеристики общественных отношений. Классификация межличностных отношений: официальные – неофициальные, деловые – личные, рациональные – эмоциональные, руководство – подчинение, первичные – вторичные. Понятие и виды ролей: конвенциональные роли, социальные роли. Понятие и виды статуса: избранный статус, предписанный статус, приобретенный статус, социометрический статус, социально-экономический статус.
Понятие общения. Различия в трактовке общения сторонников деятельностного подхода в психологии (Андреева Г.М., Леонтьев А.Н., Слободчиков В.И., Исаев Е.И.), и представителей гуманистической парадигмы в психологии (Архангельский Л. М. ,Афанасьев В. Г., Дубровский Д. И., Маслоу А., Роджерс К.).
Структура общения. Пятикомпонентная структура: межличностная сторона, когнитивная сторона, коммуникативно-информационная сторона, эмотивная сторона, поведенческая сторона общения (А.А.Бодалев); четырехкомпонентная структура: коммуникативный компонент, интерактивный компонент, перцептивный компонент, мотивационно-целевой компонент общения (Крысько В.Г.); трехкомпонентная структура: коммуникативная сторона, интеркативная сторона, перцептивная сторона общения (Андреева Г.М.).
Функции общения. Функция взаимодействия (интерактивная), взаимовосприятия (перцептивная) (Андреева Г.М.); информационная, экспрессивная, регулятивная, функция социального контроля, социализации (Ильин Е.П.); контактная, координационная, прагматическая, установление отношений, оказание влияния, формирование и развитие, подтверждения, объединения-разъединения, организация и поддержание межличностных отношений, понимания (Крысько В.Г.).
Средства общения. Вербальные средства. Речь: письменная – устная, монологическая – диалогическая, адресная – безадресная. Невербальные средства: оптико-кинетическая система, паралингвистическая система, экстралингвистическая система, организация пространства (проксемика) (Лабунская В.А.). Визуальные невербальные средства, акустические (звуковые) невербальные средства, ольфакторные средства (Крысько В.Г.).
Классификация общения. Виды общения: классификация А.А. Леонтьева (социально-ориентированное, предметно-ориентированное, личностно-ориентированное); общепсихологическая классификация общения (межличностное – массовое, межролевое – индивидуальное (межперсональное), доверительное – конфликтное, личное – деловое, прямое (непосредственное) – косвенное (опосредованное). Формы общения: классификация А.А. Бодалева (императивная, манипулятивная монологическая, диалогическая).
Источник
1.Специфика социально-психологических явлений.
Сущность общественных и психологических отношений. В процессе своей жизни и деятельности, производства и потребления материальных благ люди вступают во взаимодействие друг с другом, в результате чего возникают и развиваются общественные отношения. Их характер и содержание во многом обусловлены условиями самого взаимодействия, целями, преследуемыми конкретными людьми в его ходе, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе.
Существуют определенные общественные отношения:
1) по форме проявления они включают в себя материальные (экономические или производственные), правовые, идеологические, политические, моральные, религиозные, эстетические и другие отношения;
2) с точки зрения принадлежности к различным субъектам можно говорить о национальных (межнациональных), классовых конфессиональных и т. п. отношениях;
3) анализ функционирования связей между людьми в обществе позволяет выделить отношения по вертикали и горизонтали;
4) по характеру регламентированности общественные отношения делятся на официальные и неофициальные.
Все виды общественных отношений пронизаны психологическими отношениями людей, то есть субъективными связями, возникающими в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемыми уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. «Психологические отношения – живая человеческая ткань любых общественных отношений».
Разница между общественными и психологическими отношениями состоит в том, что первые по своей природе «материальны» и являются следствием определенного распределения социальных ролей в обществе, которые в большинстве случаев воспринимаются как должное, носят в известном смысле обезличенный характер. Психологические отношения полностью субъективны.
В общественных отношениях проявляются, прежде всего, существенные особенности социальных связей между сферами жизнедеятельности людей, видами труда и общностей. В них присутствует объективная зависимость друг от друга лиц, исполняющих определенные социальные функции (роли), но при этом безотносительно к тем конкретным индивидам, которые при реализации этих функций вступают во взаимодействие и персонифицируют их своими личностными характеристиками.
Психологические (межличностные) отношения – результат непосредственных контактов между конкретными людьми, которые наделены определенными характеристиками, способны выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, а также полностью персонифицированы, поскольку носят сугубо личностный характер. Их специфика зависит от конкретных людей, между которыми они возникают, наполняются и определяются ими. На содержательном уровне психологические отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые или с помощью которых люди воспринимают и оценивают друг друга.
Социальная психология раскрывает конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это позволяет понять, как социальные условия воздействуют на поведение и деятельность человека. Разумеется, сам по себе результат не может быть интерпретирован так, будто сначала существует какое-то «несоциальное» поведение, а только потом на него накладывается нечто «социальное». Личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой – их созидатель, активный творец.
Личность неизбежно представлена в системе общественных отношений, то есть в некотором «социальном контексте», отражающем картину реальных отношений личности с внешним миром. Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует именно «для меня», оно задано именно как человеческое отношение и «направлено» на силу активности субъекта. Содержание и уровень отношений человека с миром чрезвычайно многообразны. Каждый индивид, каждая группа вступают в отношения между собой.
Для каждого участника психологических отношений последние представляются почти единственной реальностью каких бы то ни было отношений вообще. Несмотря на то что в реальной жизни содержанием психологических отношений в конечном счете является какой-либо вид общественных отношений, то есть определенная социальная деятельность, суть последних остается, по большому счету, скрытой. Это означает, что, в процессе межличностных отношений, а следовательно, и общественных, люди обмениваются мыслями и осознают свои отношения. Это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили именно в межличностные отношения.
Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам всего лишь как межличностные взаимоотношения, которые и воспринимаются соответствующим образом: «злой человек», «лукавый торговец», «бездушный чиновник» и т. п. Сплошь и рядом мотивы поведения объясняются именно этой, лежащей на поверхности картиной отношений, а вовсе не действительными, объективными отношениями. Все усложняется еще и тем, что психологические отношения есть действительная реальность общественных отношений – вне их нет где-то «чистых» общественных отношений. Поэтому почти во всех групповых взаимодействиях участники выступают одновременно в двух качествах – как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности.
Каждая сторона в системе межличностных отношений связана особыми правами и обязанностями. Это позволяет ввести понятие «межличностная роль» как фиксацию положения человека в системе не общественных отношений, а одних только групповых связей, на основе не объективного места в этой системе, а лишь индивидуальных психологических особенностей личности.
Среди межличностных ролей, возникающих в конкуренции из-за сходных интересов, могут быть «соперник», «враг», «заговорщик» и «союзник». А в ситуациях, например, сотрудничества могут быть «коллега», «партнер», «поставщик», «клиент», «поклонник» и др. Именно отражением такого рода связей и особенностей выступают определения типа «рубаха-парень», «свой в доску», «козел отпущения» и т. п.
Есть различие между межличностными и социальными ролями. Несмотря на то что оба типа ролей могут определяться своеобразием ожиданий участников межличностных отношений, межличностные и социальные роли различны.
Социальные роли стандартизированы и безличны. Права и обязанности остаются неизменными независимо от того, кто их исполняет. Однако права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их чувств и предпочтений. Каждый реализует собственный тип взаимодействия и общения с партнером, приспосабливаясь к требованиям, предъявляемым ему конкретными индивидами, с которыми он вступает в контакт. Тем не менее обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает определенная система межличностных отношений.
Взаимодействие как основа развития общественных и психологических отношений между людьми. Как уже отмечалось, общественные и психологические отношения возникают в результате взаимодействия людей друг с другом.
С точки зрения философии взаимодействие – это универсальная форма развития объективного мира, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы в нем и характеризующая как внешние, так и внутренние влияния разных объектов друг на друга, их внутренние и внешние изменения в результате этого, а также организацию их совместной деятельности.
Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации. Оно относительно, осуществляется с определенной скоростью и в определенном пространстве – времени.
Взаимодействие, кроме того, должно приниматься за единицу анализа в социальных науках. В результате взаимодействия людей рождается и все «социальное», то есть общественные и психологические отношения. «Исторически первыми формами человеческого общения, – пишет Б. Д. Парыгин, – были как раз такие взаимодействия между индивидами, которые предполагали, главным образом, упорядочение, интеграцию, кооперацию и дифференциацию их усилий и не затрагивали до поры до времени сферу духовного, интеллектуального контакта».
В этом случае мы рассматриваем социальное и социально-психологическое с точки зрения гносеологии их происхождения, образования и развития так же, как можно рассматривать историю зарождения животного мира и происхождения живых существ на Земле: материя сначала движется, взаимодействует, а потом уже на этой основе осуществляется осознание этого движения и взаимодействия между людьми, а в последующем приходит уже и понимание своих отношений и специфики социального устройства окружающей действительности.
Источник