Сущность (природа) сознания.
Сознание – идеально. Потому что чувственно не воспринимаемо, не обладает самостоятельным существованием и развитием. Продукт сознания – нематериальные образы, они лишены своего субстрата. Сознание способно к бесконечному воспроизведению бесконечного многообразия мира.
Должен быть субстрат, который мыслит. Сознание индивидуально, носит субъективный характер. Сознание отражает те признаки предмета, которые важны человеку.
Направленный характер сознания. Сознание зависит от окружающих предметов. Мысль всегда содержательна, предметна. Мы не можем мыслить ни о чем.
Сознание закрыто от других, но открывается через речь. Поведение, искусство.
Структура и функции сознания.
Маркс: «главный компонент сознания – знания».
2 ступени логического мышления:
1) рассудок – поверхностные знания, основанные на здравом смысле;
2) разумное – более глубокое знание.
Оценочный характер сознания зависит от потребностей человека и от того, что и как отражается; зависит от материальных и духовных ценностей.
Потребности и ценности определяют цели – идеальное отражение, результат будущей деятельности. Человеку свойственно планировать свои действия.
Наличие самосознание у человека – рефлексивная форма отражения действительности, человек осознает себя. Появляется тогда, когда есть другой человек (по отношению к нему) => необходимо общество. Самосознание и сознание носят социальный характер.
По Орлову: Выделяет разум, чувство и волю. Более широкий смысл – сознание как психическое. Психика и сознание различные понятия. Психика шире сознания.
Существуют противоречия между природой человека и культурой (разум)
Фрейд: Роль разума на 2-ом плане, человеком движет подсознательное (инстинкты жизни, смерти, половой)
XXв: С разумом человек может контролировать свою деятельность.
1. информационно-ориентировочная (в результате отражения сознание дает нам такую информацию, которая позволяет нам ориентироваться в мире)
2. оценочная или нормативная
3. управленческая или регулятивная (цели и последствия своей деятельности)
Активный и творческий характер сознания.
Творческий и активный характер сознания
Связаны с отражательной природой сознания
Отражение обусловлено потребностями человека.
Непроизвольное внимание (реклама)
Произвольное внимание (усилием воли, сознательно)
Послепроизвольное (не обращать внимания, если мысли заняты другим)
Избирательный характер отражения: «Смотрит глазами, видит мозгами».
Психофизиологическая проблема.
Психофизический парадокс. Восприятие мира происходит через рецепторы, но импульсы качественно однородны, следовательно, в голове возникают качественно разнообразные образы?
На психологическом уровне деятельность мозга выступает как система качественно различных субъективных образов предметов и явлений, на физиологическом – как система качественно тождественных процессов возбуждения. Как на основе системы качественно однородных физиологических явлений в мозгу возникает система качественно различных психических образов?
Если качество внешнего агента кодируется на входе и декодируется в мозгах, то откуда взялся код? Пусть даже он откуда-то взялся (послание разумных существ например) . Но как тогда мозг получил дополнительные сведения о внешнем мире, если единственная связь его с внешним миром осуществляется через посредство кодирования неизвестных ему качеств внешнего мира?
Субъективный, идеальный образ производиться мозгом(человеком) как всеобщим универсальным материальным субстратом, в котором синтезировано основное содержание предшествующего бесконечного развития материи и который соответственно находиться в глубоком родстве со всем бесконечным качественным многообразием мира. Код внешнего агента заложен в материальной природе мозга.
Как мы имея органы чувств только для физических и химических явлений познаем биологические и социальные явления, хоть они и сложнее.
Источник
3.4. Природа человеческого сознания
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине вопрос о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одним из наименее разработанных.
Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
Сознание обладает следующими психологическими характеристиками.
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, осознавать самого себя (самосознание), способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.
Мысленное представление и воображение действительности − вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» − спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании − промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.
Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.
Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.
Третья характеристика человеческого сознания − это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них − осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.
Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.
Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека. Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.
Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
Четвертой характеристикой сознания человека является способность к осознанию своей деятельности: полное осознание целей своей деятельности, и частичное осознание мотивов и средств деятельности. А так же критическое осознание результатов собственной деятельности, способность её анализировать и делать выводы. Поэтому при условии нормального развития психики человека и формирования его сознания, при достижении им совершеннолетия, человек обязан нести ответственность за свои поступки и деятельность в целом.
Источник