13.Природа как основа человеческого бытия.Взаимодействие природы и общества.
В широком понимании слова «природа» — это бытие, Вселенная, объективный мир в бесконечном многообразии его форм. В этом значении общество является частью природы. В более узком понимании «природа» — это часть объективного мира, с которой взаимодействует общество.Понятие «природная среда» имеет важный практический смысл, потому что акцентирует внимание на той части природы, в центре которой находится человек и которая является средой его обитания.
Сегодня природная среда включает в себя земную кору, почвенный покров, воду, растительный и животный мир, нижние слои атмосферы и ближний космос.
Таким образом, между природой и обществом существует диалектическое единство. Но между ними есть и глубокое качественное отличие. Оно проявляется в том, что общество представляет собой качественно более высокую форму организации материи. В силу этого законы природы и законы общества, невзирая на объективный характер и тех и других, существенно отличаются друг от друга:
а) если законы природы действуют как «слепая» необходимость, то законы общественного развития реализуются через сознательную, целеустремленную деятельность людей;
б) если законы природы вечны, то законы общества ограничены временем существования человеческого общества, а некоторые — рамками одной или нескольких общественно-экономических формаций;
в) если в природе действуют и динамические, и статические закономерности, то общественные законы носят только статический характер и представляют собой законы-тенденции, в которых историческая необходимость пробивает себе путь через массу случайностей;
г) общественные законы познавать сложнее, чем законы природы, потому что они действуют более скрыто, через людей, внешне, случайно. Важнейшее различие общества и природы находит свое выражение в принципиальном отличии человеческого труда от деятельности животных. Первым и главным здесь является то, что человек активно влияет на природу, а не просто приспосабливается к ней, что характерно для животных.
Всю историю взаимодействия общества и природы подразделяют на четыре периода: 1) присвоения; 2) аграрный; 3) индустриальный; 4) ноосферный.
Первый период — присвоения — определяется способом добывания средств существования. Второй и третий отвечают доминирующему виду производства — сельскохозяйственному или промышленному. Четвертый связывается с возникновением ноосферы. А что такое ноосфера?
Ноосфера — это сфера разума (от греч. noos — разум), сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность выступает определяющим фактором развития.
5.1 Взаимодействие природы и общества
Связь общества с природой, как уже отмечалось, состоит не только в их общем существовании, в активном взаимодействии друг с другом. В системе «природа — общество» более подвижным является второй элемент, причем темп исторического развития общества непрерывно ускоряется.
Сначала рассмотрим основные направления влияния природы на общество:
1.природа дает средства к существованию. Она предоставляет материалы и энергию, необходимые для жизнедеятельности людей. Общество находит в природе пресную воду для жизни, потребностей сельского хозяйства и промышленности, воздух — для дыхания и горения, а также природные пути сообщения, строительные материалы и т. п.;
2.природа влияет на размещение производительных сил общества и специализацию экономики.
3.природа ускоряет или замедляет развитие производительных сил.
4.природа может уничтожать результаты человеческой деятельности.
5. природа влияет на формирование и развитие общественного сознания.
Мы рассмотрели влияние природной среды на общество. Но взаимодействие общества с природой осуществляется и путем его обратного влияния. Это проявляется в таких направлениях.
1) общество расширяет объем и пределы использования природной среды.
2) общество изучает и осваивает природу «вглубь». Это проявляется, с одной стороны, в изучении уже известных естественных явлений на уровне микропроцессов, а с другой — в открытии и промышленном использовании неизвестных раньше свойств и законов природы;
3) общество усиливает интенсивность использования природных ресурсов.
4) общество влияет на структуру окружающей природной среды.
5) общество направляет свои усилия на воссоздание природы.
Источник
1. Категория бытия, ее смысл, специфика и формы
Исходным фундаментальным понятием, на базе которого строится философская картина мира, есть бытие, которое является системообразующим принципом данной картины. Это понятие широкое, абстрактное, позволяющее осознать предпосылки формирования мироздания.
Бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о сущем.
Сущее – фундаментальная категория, обозначающая совокупность многообразных проявлений бытия. Бытие – это все, что существует. Бытие равнозначно таким терминам как быть, существовать, быть в наличном состоянии.
Категория бытия выступает предельно общей абстракцией, объединяя по признаку существования самые различные явления и процессы, их свойства, связи, отношения, человеческие коллективы, состояния и свойства человеческого сознания. Раздел философии, изучающий принципы мироздания, называется антологией.
Содержание того или иного антологического учения раскрывается через взаимосвязь категории существования, реальности, бытия, субстанции, мышления, среди которых особое место занимает категория бытия (поэтому онтологию определяют еще как учение о бытии).
Прежде всего бытие различается по роду существования:
- материальное бытие (солнечная система);
- идеальное бытие (идея возникновения солнечной системой).
- объективное, отличительным признаком которого является существование, бытие вне и независимо от сознания человека;
- субъективное, т.е. отличительным признаком является то, что оно неотличимо от сознания человека (т.е. связано с ним).
Материальные формы бытия:
- природно-неорганические (планеты, горы, звезды);
- природно-органические (биологические виды);
- социальные;
- индивидуальные;
- искусственные (созданные человеком механизмы).
Идеальные разновидности:
- бытие человека (основа – человек);
- бытие духовного (единство сознательного и бессознательного, знания, заключенные в объективированном, т.е. в объекте, выражающиеся через язык);
- бытие социального, означающее единство многообразия видов человеческой деятельности. Разновидности: общественное, индивидуализированное.
- бытие тел, процессов, вещей. Разновидности:
а) бытие состояния природы (стихийные бедствия);
б) бытие природы как целое или первая природа, которая не зависит от сознания, она объективна и первична в том смысле, что человек и его дух рождается после природы и неразрывно связан с нею;
в) бытие вещей, процессов, сотворимых человеком – вторая природа.
- реальное, т.е само по себе, независимо от субъективного отражения, умопостигающая сущность, т.е ноумен (ноуменальное);
- кажующее (?) бытие или феноменальное, т.е. бытие, как оно нам представляется в плане существования.
Феномен – явление, данное нам в опыте.
Периоды трактовки бытия:
- Мифологическое истолкование бытия.
- Связан с рассмотрением бытия самого по себе – натуралистическая онтология.
- Представители античности (школа Фалеса).
Начиная с Канта, который рассматривает бытие как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. Несмотря на то, что вопрос о соотношении бытия и сознания всегда стоял в центре внимания философов в период немецкой классической философии этот вопрос был поднят на новую высоту.
[?] Почему особенное внимание философов различных направлений в настоящее время привлекло учение о бытии? Как это увязать с поворотом к человеку?
Основная тенденция в развитии представлений о бытии совпадают с тенденцией развития научного знания, которая преодолевает как натуралистически-объективистскую трактовку бытия, так и субстанциональный подход к нему. Это прежде всего выражается в широком проникновении в научное мышление таких категорий как функция, отношение, система. В ряде философских концепций акцент делается на специфические формы бытия в человеческом существовании. Это означает интерес к так называемым пограничным ситуациям (страдание, страх, вина), в которых выявляется природа существования. У немецкого философа Ницше, например, понятие бытия толкуется как обобщение понятия жизни, которое не выстраивается в систему, а представляет многозначные символы. Таковы понятия – жизнь, воля к власти, которая и есть само по себе бытие в его динамичности. Ницше является основателем волюнтаризма. Он относится к субъективисто-натуралистическому направлению.
Бытие – не ощущаемое, а категориально-мыслимое бытие. Такое определение дал немецкий мыслитель Гуссерль. Он считал, что смысл бытия заключается в повороте сознания от индивидуально-фактического бытия к миру сущностей. Он и явился основателем феноменологической установки сознания, т.е.
- отказ от любых утверждений об объективно существующем бытии;
- исключение всех психологических трактовок сознания и поворот к анализу сознания как чистого созерцания сущности.
Таким образом, данный представитель относится к объективно-идеалистическому направлению (Платон, Гегель).
Если философы признают равнозначно субстанцию, материю и сознание, то они принадлежат дуализму (Декарт, Кант). Философы, признающие единственную субстанцию (материю или сознание) есть монисты.
Мир (мироздание, универсум) – обобщенное представление об единстве форм бытия.
Источник