Природа стереотипов функции стереотипов

1 Понятие и сущность стереотипа

Корни возникновения стереотипов лежат в объективных условиях жизни людей, для которых характерно многократное повторение однообразных жизненных ситуаций. Это однообразие закрепляется в сознании человека в виде стандартных схем и моделей мышления. Процесс формирования стереотипов происходит благодаря способности человеческого сознания закреплять информацию об однородных явлениях, фактах и людях в виде устойчивых идеальных образований. В сознании эти однородные объекты фиксируются в соответствующих представлениях, образах, оценках, посредством которых люди получают возможность обмениваться информацией, понимать друг друга, вырабатывать одинаковые ценностные установки.

Стереотипы содержат в себе общественный опыт людей, отражают общее и повторяющееся в их повседневной практике. Они формируются во время совместной деятельности людей путем акцентирования сознания человека на тех или иных свойствах, качествах явлений окружающего мира, которые хорошо известны, видны или понятны, по крайней мере, большому количеству людей. По своему содержанию стереотипы представляют собой концентрированное выражение этих свойств и качеств, наиболее схематично и понятно передающих их сущность.

Можно сказать, что стереотипы являются определенными убеждениями и «привычными знаниями» людей относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре существуют различные виды стереотипов, например групповые, профессиональные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов стереотипизации выступают чаще всего обобщенные и упрощенные образы этих групп. Основой этнического стереотипа обычно является какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может также служить и какая-либо черта в характере и поведении человека (молчаливость, сдержанность, скупость и т. п.).

Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. Наиболее известны этнические стереотипы — устойчивые суждения о представителях одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе». Такого рода стереотипы-клише становятся основным компонентом общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы распространены.

Стереотипы часто эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, в зависимости от которых, одно и то же поведение получает разную оценку.

2.1.2 Откуда берутся стереотипы?

Формирование и усвоение человеком стереотипов происходит различными путями. Во-первых, они усваиваются в процессе социализации и инкультурации. Поскольку стереотипы представляют собой часть культуры, то «привычку» думать о других группах определенным образом мы «всасываем с молоком матери». Причем, это касается не только того, как выглядят чужие группы в наших глазах, но и наших представлений о том, как выглядит собственная группа в представлениях чужих групп.

Читайте также:  Границы охраны окружающей природной среды

Во-вторых, стереотипы главным образом приобретаются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться. Это — родители, друзья, сверстники, учителя и т.д. Если, например, дети слышат, когда их родители говорят, что «русские слишком простодушны» или что «цыганам в глаза смотреть нельзя — обманут», то они воспринимают стереотипы.

В-третьих, стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты. Например, если нас на рынке обманул азербайджанский торговец, то мы можем заключить, что все азербайджанцы лживы. В этом случае мы приобретаем стереотип, исходя из ограниченной информации.

И в-четвертых, особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для большинства людей пресса, радио и телевидение являются авторитетами. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки.

Источник

8.4. Функции стереотипов

По своему характеру стереотипы представляют собой чув­ственно окрашенные образы, аккумулирующие в себе социальный и психологический опыт общения и взаимодействий индивидов. Имея такую природу, стереотипы обладают целым рядом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, консерватиз­мом, эмоциональностью, рациональностью и др. Благодаря этим

качествам стереотипы выполняют разнообразные функции. По мне­нию Т.Г. Грушевицкой, В.Д. Попкова, А.П. Садохина, для процес­са межкультурной коммуникации особое значение имеют следую­щие функции стереотипов: 1) передача относительно достоверной информации; 2) ориентирующая функция; 3) влияние на создание реальности.

Функция передачи относительно достоверной информации основана на процессах обобщения, происходящих при наблюде­нии неординарного, бросающегося в глаза, необычного поведения и образа мыслей членов другой культурной группы. Попадая в чужую культуру, люди склонны к обобщению и упорядочиванию всего, что они видят. Уже с первых контактов с чужой культурой всегда начинается классификация новой информации и формиру­ется относительно четкая модель этой культуры, что достигается путем упрощения и генерализации реальности, выделения наибо­лее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе всего многообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и дается характеристика ее представителей по опреде­ленным признакам. Например, в основе стереотипов практичности и пунктуальности немцев или гостеприимства и склонности к вы­пивке у русских во многих случаях лежат наблюдения за их дей­ствительным поведением.

Читайте также:  Едим на природу осенью

Ориентирующая функция заключается в том, что с помо­щью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу ок­ружающего мира, в ячейки которой, опираясь на стереотипы, «расставляются» определенные социальные группы. Такой прием позволяет довольно быстро дифференцировать людей по группам на основе стереотипных признаков, ожидая от них определенного поведения. Например, если спросить у любого человека, для чле­нов какой этнической группы характерно предсказывать судьбу по линиям руки, то, скорее всего, у него возникнет образ цыганки.

Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипизация позволяет дать оце­ночное сравнение чужой и своей групп и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы. В связи с этим стерео­типы являются своего рода защитным механизмом, служащим для

сохранения позитивной идентичности собственной культурной группы. Такое разграничение связано с понятием ингруппового фаворитизма, подразумевающего формирование более позитивно­го образа собственной культуры по сравнению с другими. В дан­ном случае стереотипы консолидируют собственную культурную группу и обозначают ее границы. Примером могут служить сте­реотипы-поговорки или анекдоты, существующие в каждой куль­туре. В поговорке Что русскому хорошо, то немцу — смерть мож­но увидеть вполне конкретный образ другой группы [Грушевиц-кая, Попков, Садохин, 2002].

Источник

17. Функции стереотипов.

1. Передача относительно достоверной информации. Уже с первых контактов с чужой культурой начинается классификация новой информации и фор­мируется модель этой культуры. Это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности, выделения наи­более характерных черт данной культуры и основ поведения ее представителей – стереотипов.

2. Ориентация в инокультуре. С помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружа­ющего мира и вписаться в нее, подразделяя людей на специфические группы и предсказывая их поведение в конкретных обстоятельствах.

3. Влияния на коррекцию реальности с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чу­жую этнические группы, сущностные появления инокультуры, благодаря чему позитивной идентичности собственной культурной группы. Возможно также достижение «ингруппового фаворитизма» — формирование более пози­тивного образа собственной культуры по сравнению с другими.

Значение стереотипов для межкультурной коммуникации. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим челове­ком. Поэтому стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его пове­дение. Таким образом, и в коммуникации вообще, и в процессе межкультурных контактов в частности стереотипы играют очень важную роль.

Читайте также:  Особенности правовой природы российской федерации

Не­редко при межкультурном общении и оценке партнеров по обще­нию коммуниканты изначально руководствуются сложившими­ся стереотипами, так как нет людей, абсолютно свободных от стереотипов, и реально можно говорить только о разной степени стереотипизации коммуникантов.

В межкультурных контактах стереотипы эффективны, когда они используются как первая и положительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматри­ваются как единственно верная информация о них.

Стере­отипы могут препятствовать межкультурной коммуникации, если они:

— затаивают индивидуальные осо­бенности людей: стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход приме­няется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени, несмотря на индивидуаль­ные вариации;

— повторяют и усиливают определенные оши­бочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начи­нают их принимать за истинные;

— основываются на полуправде и искажениях.

18. Стереотипы и средства массовой информации.

Особое место в образовании и укреплении стереотипов за­нимают средства массовой информации, поскольку:

— для многих людей средства массовой информации являются ис­точником авторитетного мнения, которое не переоценивается критически. Это происходит в том случае, когда индивид не об­ладает достаточными знаниями для формирования собст­венных мнения или установки;

— большое значение имеет статус источника информации. Совер­шенно очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или общественным деятелем. Чем выше авторитет источника информации, тем, со­ответственно, выше доверие аудитории к этой информации. Даже если некоторые индивиды критически воспримут инфор­мацию от такого источника, то она все равно закрепится в их со­знании;

— средства массовой информации способны «снять ответствен­ность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеб­лется в принятии решения, его окончательный выбор осущест­вляется с помощью одобрения авторитетом одного из вариан­тов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения у индивида исчезает всякая критическая оценка свое­го поведения, а также беспокойство за его результат, который может повлечь за собой его поведение. Все представляется пра­вильным и справедливым, так как, по его мнению, он действует с санкции авторитета. В этом случае влияние средств массовой коммуникации сравнимо с массовым гипнозом.

Источник

Оцените статью