Природа стресса виды стрессов управление стрессами

34. Сущность, причины и виды стресса. Управление стрессами.

Стресс — напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение, но стресс – это не просто нервное напряжение. Этот факт нужно особенно подчеркнуть. Многие специалисты и даже отдельные учёные склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением.

У большинства людей с термином «стресс» связаны неприятные ассоциации. На самом же деле стрессы бывают двух видов.

•Полезные стрессы, или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса — это движущая сила в решении сложных задач. Назовем это состояние «реакцией пробуждения». Чтобы утром встать с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы достичь оптимального уровня активности и работать продуктивно, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина).

•Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».

Причинами развития стресса могут выступать различные происшествия в жизни человека, но основными факторами его развития, например, в условиях рабочего коллектива называют:

1. Чрезмерная или наоборот малая рабочая нагрузка – самый распространенный фактор развития стресса, чаще всего возникающий когда работнику поручается выполнение большого количества работы, заданий или необоснованное увеличение норм производства.

Данный фактор провоцирует возникновения фрустрации, беспокойств касательно своей ценности для коллектива и общества, безнадежности.

Все перечисленные симптомы характерны как в случае с перегрузками, так и в случае недогрузки работника.

2. Конфликт ролей – фактор возникновения и развития стресса, возникающий на почве получения работником противоречивых требований и указаний.

Чаще всего этот фактор обнаруживается в коллективах, в которых нарушен принцип единоначалий, т.е. поручения исходят от одного лица и не содержат противоречий. Также конфликт ролей присущ ситуациям, в которых работнику приходится делать выбор между принятием в коллектив и строгим исполнением поручения начальства. В этом случае работник испытывает неудобство от того, что хочет быть принятым в коллектив или рабочую группу, но вместе с тем, обязан строго следовать указаниям руководства.

3 Неопределенность ролей – фактор, который обнаруживается в неуверенности работника в результатах его деятельности – но попросту не уверен в том, чего от него ждут.

4. Скучная, однообразная и неинтересная работа – фактор, проявляющийся беспокойством, но также возможно возникновение физического недомогания.

5. Прочие факторы, в числе которых плохие условия труда – отсутствие эргономики окружающей среды, неправильное соотношение полномочий и ответственности, слабый уровень коммуникации между работников и руководством, плохие взаимоотношения в коллективе и т.д.

Читайте также:  Лес природное сообщество конспект урока

Работодатели обязаны брать на себя инициативу в решении проблем, относящихся к стрессу. По мере возрастания серьезности этой проблемы основной задачей индустриально-организационных психологов становится создание «здоровых» рабочих мест. Возможные варианты решения этого, как устранить негативные последствия связанного с работой стресса:

  • Во-первых, можно уменьшить интенсивность и количество стрессоров в производственной среде. Это метод, который в наибольшей степени поможет максимальному числу работников, внедрить в организациях совсем не сложно.

Многие производственные стрессоры порождаются теми решениями , которые принимаются в отношении подбора и размещения кадров, обучения, планирования работы и создания определенных условий труда. В эти решения можно внести коррективы, которые уменьшат стресс.

  • Во-вторых, можно предпринять какие-то действия по изменению оценки ситуации людьми, столкнувшимися со стрессом. К примеру, реорганизация производства может быть сильным стрессором, но этот стресс в значительной мере обусловлен страхом перед неизвестностью. Если заранее предупредить работников, а также максимально подробно объяснить, каким образом их затронут грядущие изменения, такие действия могут устранить или уменьшить их страх. Можно также воспользоваться программами поддержки работников, которые делают доступными для них книги, курсы или консультации, чтобы помочь людям научиться оценивать потенциально стрессовые ситуации более объективно.
  • В-третьих, можно предпринять какие-то меры по повышению способности людей эффективно справляться с последствиями стресса. Это наиболее распространенный подход — и именно тот, о котором большинство людей думают в первую очередь, когда слышат слова «борьба со стрессом».

Что касается формальных программ, помогающих отдельным работникам справиться со стрессом, то здесь наиболее практичный подход для большинства организаций – это обеспечить доступные средства помощи путем осуществления программ поддержки работников. Вот некоторые из имеющихся возможностей:

помещения для физических упражнений, душевые, массажные комнаты;

инструкции относительно организации времени;

определения своих задач и реалистичной оценки стрессоров.

Источник

11.5. Природа и причины стресса

Природа стресса. Стресс (от англ. stress — «туго натя­нуть») — это состояние напряжения, возникающее у чело­века под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации сущест­вуют ситуации и характеристики работы, которые вызыва­ют стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс из за того, что у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под кон­троля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее решения, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.

Читайте также:  Природа там была богато

Стресс — обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед от­ветственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс созда­ет проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком сильный стресс. Нулевой стресс невозможен.

Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физио­логическим напряжением (рис. 11.8) [2, с.547].

Физиологические признаки стресса — язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления — раз­дражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эф­фективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.

Рис. 11.8. Модель стрессовой реакции

Причины стресса. Существуют различные теории отно­сительно причин стресса. Основной причиной стресса яв­ляются перемены. Любая перемена, даже позитивная, на­рушает баланс, который мы поддерживаем в своем окруже­нии. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

Рис. 11.9. Типичные симптомы стресса

Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда чело­век пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция «битвы» позволяет приспособиться к новой окружающей среде.

Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разо­браться с симптомами стресса (рис. 11.9).

По мере того как менеджеры учатся справляться с собст­венной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.

Конечно, разные личности будут по-разному реагиро­вать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему, так и организации.

Как видно, стресс может быть вызван факторами, свя­занными с работой и деятельностью организации или собы­тиями личной жизни индивида.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис.11.10) [2, с. 546-547].

Организационные факторы. Широко распространен­ной причиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежно­сти и материальных потерь.

Конфликт ролей возникает, когда работнику предъяв­ляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принят груп­пой и соблюдать требования руководства — с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения.

Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

Читайте также:  Атмосферный воздух неисчерпаемый природный ресурс

Неинтересная работа — четвертый фактор стресса. Т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

Рис.11.10. Основные причины стресса

Личностные факторы. Каждый индивид участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также могут быть потенциальной причиной стресса и привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияния оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т.п.

Однако следует отметить, что положительные жизнен­ные события, как и отрицательные, например свадьба, повышение по службе, выигрыш по лотерее и т.п., могут вызвать такой же или даже больший стресс.

Чтобы управлять другими и при этом достигать высокой производительности труда и низкого уровня стресса, необ­ходимо [2, с.547]: .

  1. оценивать способности, потребности и склонности ваших работников и попытаться выбрать для них соответ­ствующий объем и тип работы;
  2. разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, объясните, почему это нужно, и установите при­оритеты в их работе;
  3. четко описывать конкретные зоны полномочий, от­ветственности и производственных ожиданий, использо­вать двустороннюю коммуникацию;
  4. использовать стиль лидерства, соответствующий тре­бованиям данной ситуации;
  5. обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффек­тивную работу;
  1. Что такое конфликт? Что лежит в его основе?
  2. Определите возможные последствия функционального конфликта.
  3. Выявите роль дисфункциональных конфликтов.
  4. Какие типы конфликтов Вам известны? Дайте их характеристику. Вспомните один или несколько из четырех типов конфликтов из Вашей жизни.
  5. Назовите и поясните основные причины конфликтов.
  6. Опишите пять основных стилей отношений между людьми, исполь­зуемых для разрешения конфликта.
  7. Назовите и поясните четыре фазы развития конфликта.
  8. Как Вы понимаете стресс?
  9. Представьте и поясните модель стрессовой реакции.
  1. Вишнякова Н.Ф. Конфликт — это творчество. Мн., 1994.
  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
  3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989.
  4. Зигерт В., Лет Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
  5. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Мн., 1989.
  6. Селье Т. Стресс без дистресса/Пер. с англ. М., 1982.
  7. Скотт Дж.Г. Конфликты и пути их преодоления. Киев, 1991.
  8. Храмов О.В. Методы познания и преодоления конфликтных ситу­аций. Л., 1989.

Источник

Оцените статью