Природа структура познавательной деятельности

2. Сущность, структура и динамика познавательной деятельности.

Процесс познания протекает в различных чувственных и рациональных формах. Другими словами, в процессе познания задействованы органы чувств человека (это чувственное познание или «живое созерцание»), а также используется мышление, т.е. обобщенное и опосредованное отражение действительности. К чувственным формам относятся ощущения, восприятия и представления. Рациональными формами (мышления) являются понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории и др..

Ощущение – это отражение предметов (ситуаций, событий) при их непосредственном воздействии на некоторую из чувствительных систем, т.е. на зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это исходный пункт познавательного процесса, его источник и необходимая предпосылка. Ощущение непосредственно связывает человека с внешним миром и превращает энергию внешнего раздражения в факт сознания. Существуют многообразные виды ощущений: слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные, температурные, вкусовые и др. В результате их непосредственного воздействия на органы чувств образуется целостное отражение предметов, которое называется восприятием.

Восприятие связано с синтезом свойств и сторон предметов, обнаружением и различением этих свойств и сторон с помощью, например, рук, позволяющих установить формы этих предметов; глаз, прослеживающих их видимые контуры и т.д. Тем самым обеспечивается ориентировка познающего субъекта в окружающем мире.

В представлении отсутствует непосредственность отражения и образы предметов формируются на основе припоминания или продуктивного воображения. Представления могут обобщать сходные черты предметов, но, тем не менее, остаются формой чувственного отражения, фиксирующего внешние стороны предметов. Внутренние, существенные признаки предметов отображаются формами мышления. Различают два уровня мышления: рассудок и разум.

Рассудок – это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно, логично строить свои мысли.

Разум – высший уровень рационального познания. Это творческое оперирование абстрактными понятиями и сознательное исследование природы этих понятий (абстракций). Отметим, что разум (интеллект) человека проявляется в его способности к абстрактному мышлению. Только на уровне разума (интеллекта) мышление может постичь сущность явлений, их закономерности и противоречия.

Как уже отмечено, разум оперирует понятиями. Они являются важнейшей формой мышления. В понятии концентрируется отображение существенных признаков предметов. Содержание понятия строится на основе представлений. Данные в представлении признаки предметов в понятии подвергаются анализу, фиксируются как расчлененные, с выделением существенных из них. Единый чувственный образ, данный в представлении, как бы препарируется с определённой точки зрения. Например, в повседневной житейской практике можно иметь представление о прямоугольнике, которое, в частности даёт возможность отличить предметы прямоугольной формы от предметов других геометрических фигур. Но уже в курсе школьной геометрии, на уровне понятий, знание о нём предстаёт совершенно иным, т.е. расчлененным и упорядоченным в своих компонентах.

Читайте также:  Природные ископаемые забайкальского края

Итак, с помощью понятий отражается совокупность существенных признаков предмета только (по этим признакам, кстати, можно отличить один предмет от другого предмета). А при посредстве суждений выражается наличие (отсутствие) у предмета какого-то признака, существенного или несущественного. Например, в понятии «студент» мыслится такой существенный признак, как «лицо, обучающееся в вузе или техникуме», и не обязательно мыслятся несущественные признаки, выраженные словами «брюнет», «блондин» и т.п. Цвет волос не является существенным признаком понятия «студент», т.е. цвет волос – признак несущественный.

В процессе познания отдельные суждения связываются между собой и преобразуются по особым правилам. Таким способом рождается новое знание уже без непосредственной опоры на органы чувств.

Форма мышления, посредством которой на основании одного или более суждений получается (выводится) новое суждение, называется умозаключением. Значительная часть положений современной науки добывается выводным путём, т.е. способом умозаключений.

Таким образом, сущность познавательной деятельности можно свести к следующему:

  1. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, а разум их отбирает и делает определённые выводы.
  2. Без органов чувств невозможна работа разума (т.к. нечего будет осмысливать и обобщать).
  3. Не следует абсолютизировать ни значение чувств в познании (сенсуализм), ни значение мышления (рационализм). Такая абсолютизация представляет собой крайности, односторонности и может привести к заблуждениям, ошибкам.
  • наблюдение – целенаправленное восприятие действительности;
  • сравнение – выявление сходства и различия в изучаемых объектах;
  • измерение – определение численного значения величины;
  • эксперимент – активное воздействие на изучаемый объект;
  • Абстрагирование (лат. Abstractio – отвлечение) – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением таких свойств которые интересуют познающего субъекта в данный момент.
  • Анализ (греч. analysis – мысленное разделение предмета как некоторой целостности на его отдельные части, составные элементы. Как логический приём тесно связан и противоположен синтезу;
  • Синтез (от грач. Synthesis – соединение, сочетание) – процесс мысленного объединения различных сторон, частей предмета в единое формообразование (целостную систему).
  • Восхождение от абстрактного к конкретному – способ теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта.

Источник

35. Структура познавательной деятельности.

В структуре познавательной деятельности можно выделить: виды, типы, уровни, формы познания, а также средства и методы получения знания.

1) обыденное 2) религиозное 3) научное 4) художественное и др.

Любой вид познания основан на типах:

1) чувственный 2) религиозный

Познание осуществляется в таких формах как ощущение, восприятие, представление в рамках чувственного познания и суждение, понятие, умозаключение – в рациональном.

1) эмпирический (опыт) 2) теоретический

Под приемами мышления понимают общелогические и общегносеологические операции.

Методы – это более сложные познавательные процедуры, которые включают в себя целый набор различных приемов.

Читайте также:  Примеры страны бедными природными ресурсами

Метод – это способ достижения определенной цели, совокупность принципов, приемов, правил, требований, операций, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Метод включает в себя : предметно-содержательный аспекты.

Методы познавательной деятельности разделяют на 3 группы:

1) специальные 2) общенаучные 3) универсальные

36. Проблема истины в философии и науке.

Истина – адекватное воспроизведение предметов и действительности познающим субъектом. «Истина» выступает синонимом понятию «знание».

Ее рассматривают в двух аспектах:

  • Гносеологический:истина – соответствие мысленного представления предмета самому предмету. Это результат познавательной деятельности.

Истина для произвольного Х есть х истинное высказывание, если и только если для некоторого Р имеется место тождественности между Х и Р и притом имеет место Р.

  • Онтологический: истина существует независимо от познавательной деятельности субъекта как характеристика бытия.
  • Объективность – независимость от познающего субъекта. Однако это не полно, ибо истина есть все-таки знание, а знание, в свою очередь, представляет собой форму субъективной деятельности, принадлежит субъекту.
  • Субъективность – зависит от познающего субъекта.

Объективная и субъективная истины представляют одну единую истину, обладающую двумя противоположными характеристиками.

  • Относительность – истина неполна, неточна, приблизительна. При этом признание относительности предполагает наличие истин абсолютных, то есть знания полного, точного, окончательного.

Эти истины существуют лишь вместе, в противоречивом единстве: фрагменты абсолютной истины как бы вкраплены в общий массив знаний, именуемый истиной относительной.

  • Конкретность – не бывает истин, годных на все случаи жизни, применимых ко всем условиям и обстоятельствам.

Чтобы открыть истину, нам необходимо НЕЧТО. Определение истины, ее отграничение от не истины предполагает определенный критерий.

Проблема истины заключается в выборе ее критерия.

Критерий истины – признак, на основании которого производится оценка, предположение теории или иного высказывания как истинного или ложного.

Это также средство для такой проверки, предполагающее наличие специальных процедур проверки высказываний на истинность или ложность, после применения которых можно сделать вывод о том, что перед нами: истина или ложь.

  • Практика – разумность, рациональность, логика, объективность, одинаковость для всех, т.е. истина в практике одна и одна на всех. Но не все можно подтвердить практикой.
  • Конвенциальность – присоединение к мнению других.
  • Субъективность;
  • Полезно-практический критерий – прагматичность.Истина – это то, что полезно мне.
  • Абсолютная
  • Относительная
  • Объективная
  • Конкретная- это знание, содержание которого является истинным лишь при определенных условиях. Например, «вода закипает при 100 градусах» является истиной лишь в условиях нормального атмосферного давления.

Источник

11. Сущность и структура познавательной деятельности.

Познавательская деятельность направлена на получение знаний об окружающем мире. При этом познание осуществляется на двух уровнях:

а) чувственный (восприятие, ощущение, представление)

Читайте также:  Государственный природный заповедник виды

б) рациональный (понятие, суждение, умозаключение)

Структура познавательной деятельности:

а) субъект- носитель познавательной активности, осуществляющий целенаправленную деятельность и оценивающий её результаты (человек, общество в целом) б) объект- то, на что направлена познавательная деятельность (мир реальных вещей и отношений)

в) целей- идеальный образ, то, что должно получиться

Результатом познавательной деятельности является знание:

12. Научное познание и его структура.

Научное познание один из важнейших видов познания. Тесно связано с понятием науки.

Наука- это форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Научное познание опирается на обыденное, находит в нем материал для обработки.

Структура: два уровня научного познания:

  1. эмпирический – направлен непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. При этом используются эмпирические термины, которые могут быть проверены экспериментом. Эксперимент- важнейший элемент в эмпирическом исследовании – проба, испытание изучаемого явления в контролируемых условиях. Еще один метод – наблюдение – изучение в естественных условиях. Др. метод – моделирование.
  2. Теоретический – реализуется посредством понятий, законов, принципов. Связан с теорией – системой понятий, законов и принципов, которая позволяет описать и объяснить определенный класс явлений. Наука на этом уровне пользуется абстрактными(т.е. неконкретными) понятиями. Используется идеализация – т.е. понятие о несуществующих объектах (идеальный газ, абсолютно черное тело и т.д.) Эти два условия тесно связаны.

13. Проблема истины в философии и науке

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина — это адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти итд. Абс истина — это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Объективная истина – такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желаний субъекта. Истина не конструируется по воле и желанию людей, а определяется содержанием отражаемого объекта, что и обуславливает ее объективность. Абсолютная и относительная истина – категории диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношения между: 1) тем, что уже познано, и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития наук; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки, и тем, что останется неопровержимым

Источник

Оцените статью