Природа существует независимо от человека

Философский анализ природы

Взаимосвязь природы и общества очевидна. Все, что имеет человек, взято у природы. Иначе складывается их взаимоотношения. Природа существует вне и независимо от человека. А человечество существует в природе и в сильной зависимости от нее,

На различных этапах исторического развития люди по-разному оценива­ют значение природных факторов (климата, рельефа) для своей жизни и дея­тельности. Соответственно можно выделить разные типы ценностного отно­шения человека к природе:

На начальном этапе своей истории человеку было свойственно почитание
природы, поэтому античная философия рассматривает природу как совер­шенство, гармонию, как средоточие порядка. Вот почему люди той эпохи
стремились жить в согласии с природой, слиться с ней. Такое отношение
объяснялось почти полной зависимостью человека от природы.

В Средневековье природа и человек как бы уравниваются, т.к. считалось,
что все в руках Бога. Философия Средневековья противопоставляла природе
бога, стоящего над природой и над людьми, поэтому отношение людей к
природе характеризовалось не слиянием с ней, а возвышением над ней.

Начиная с эпохи Возрождения, самоуверенность человека в его отноше­нии к природе постоянно растет. Человек считает себя сотворцом природы.
Такой взгляд порождает стремление человека переделать мир на свой лад.
Природа рассматривается как некая инертная сила, требующая покорения.

В Новое время (XVIII век) вплоть до середины XX века природа рассматривалась, как источник ресурсов для человека, который все более стал проти­вопоставлять себя природе. Она казалась ему «неисчерпаемой кладовой».
Взять у нее как можно больше — вот задача общества.

С II-ой половины XX в. стремление людей к господству над природой
достигло планетарных масштабов. Рост НТП сделал воздействие общества на
природу, превосходящим ее возможности. Оказалось, что природные ресур­сы ограничены, а загрязнение окружающей среды может нанести ущерб здо­ровью. Общество все больше осознает зависимость природы от человека и
его деятельности.

Складывается новый тип ценностного отношения человека к природе – сбалансированное соотношение потребностей общества и возможностей природы.

Впервые об этом заявил французский философ Монтескье. В своей работе «О духе законов» он говорил, что человек — часть природы. Историю человече­ства он рассматривает как независимый от бога закономерный процесс.

Закон он понимал как человеческий разум, управляющий народами. За­коны — говорил Монтескье, — должны соответствовать природе: климату, ка­честву почвы, рельефу.

Природные факторы определяли дух народа и характер общественного развития и устройства. Так в жарких климатах существовал деспотизм, а в холодных — республика. Это учение получило название географического детерминизма (обусловленность развития общества географическими условиями).

Читайте также:  Круговорот фосфора природе кратко

Французский ученый ЭлизеРеклю ввел_в научный оборот понятие «географическая среда», но он считал, что общественная среда подавляет географическую. Такого же мнения придерживались Маркс, Энгельс, Плеханов. Географическая среда рассматривалась лишь как условие для развития материального производства.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

КОНСПЕКТ НОД «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

. Показать детям, что природа существует независимо от человека. Закрепить умение решать противоречия. Развивать монологическую речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уважение к природе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» в подготовительной группе

Подготовила воспитатель БДОУ «Детский сад №59» Шохина Ольга Владимировна.

Цель: продолжать формирование представлений о природе.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Показать детям, что природа существует независимо от человека. Закрепить умение решать противоречия. Развивать монологическую речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уважение к природе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Природа, кислород, преклонялся, в древности, морской прибой и т. д.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Беседы о природе, знакомство с пословицами и загадками.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ. Сюрприз, рассматривание иллюстраций, худ. слово, игра, беседа.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите, ребята, к нам опять пришёл Незнайка. Что же у него случилось?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Конечно, он опять чего-то не знает. Чего же он сегодня не знает? Ему опять дали задание, а он его выполнить не может. Незнайка принёс картину, ему надо найти на ней природу. Поможем Незнайке?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Скажите, а вы видите на этой картине природу?

ДЕТИ. Да. Природа – это деревья, коровы, овцы, цветы, земля, солнце.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А почему вы не назвали дома, машины? Они тоже нарисованы на картине.

ДЕТИ. Дома – не природа. Их сделал человек.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Природа – это то, что существует независимо от человека. И сам человек часть природы.

Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко.

Вот на земле огромный дом

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Живут в нём птицы и цветы,

Живёшь в том доме светлом ты

ВОСПИТАТЕЛЬ. Мы с вами живём в этом доме. Очень его любим, любуемся им весною, грустим осенью и зимой, радуемся солнышку летом. Но человек не только любуется природой, он научился ею пользоваться.

  1. Какую пользу приносит нам лес? (Лес даёт нам тепло. Он нас кормит. Лес очищает воздух от примесей и выделяет кислород).
  2. Как использует человек реки? ( Реки дают человеку воду. По рекам мы перевозим грузы, по рекам плавают теплоходы. В реках мы купаемся.)
  3. Как мы используем рыбу? (Мы ловим рыбу в реках и морях и едим её.)
  4. Какую пользу человеку приносит солнце? (Солнце нас согревает, люди придумали солнечные батареи, которые дают нам энергию.)

ВОСПИТАТЕЛЬ. Получается, что природа приносит пользу человеку. Я думаю, что Незнайка теперь понял, что такое природа. А давайте его проверим. Вот у меня картинки: на одних из них изображена природа, а на других природы нет.

Читайте также:  Принципы выделения границы природных

( Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них изображено, есть ли на них природа. Доказывают свою точку зрения.

К речке быстро мы спускались,

Вот как славно освежились!

( Дети выполняют соответствующие движения.)

ВОСПИТАТЕЛЬ. Скажите, природа – друг человеку или враг?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек всегда дружил с природой, преклонялся перед ней, боялся её и изучал. В древности человек выражал свою наблюдательность в рисунках, загадках, поговорках. Вот сейчас вы и будете отгадывать загадки.

Зимой белый, а летом серый. (Заяц).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как родилась эта загадка?

ДЕТИ. Люди заметили, что заяц зимой бывает белый, а летом всегда серый.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Что может закрыть солнце в летний день?

Почему говорят, что туча слабее ветра?

Как это туча может ходить?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек заметил, что свет приходит в дом через окно, причём он приходит так тихо, что никто его не слышит.

И закрыла весь свет пером. ( Ночь).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Люди сравнивали ночь с птицей, потому что они не знали, как наступает темнота, и очень её боялись. Они сравнивали ночь с таинственной страшной птицей, роняющей перо, которое закрывает солнце и наступает темнота.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как рождались загадки, вы поняли. Люди наблюдали за природой, замечали изменения и придумывали загадки. А как же придумывали пословицы? Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Послушайте пословицу и скажите, что тут взяли у природы.

ДЕТИ. Весной много цветов, а пирогов нет, потому что хлеб только посадили, и ему ещё долго расти. А осенью поспевает хлеб, ну, а цветов, конечно, уже нет. Так и появилась эта пословица.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А объясните другую пословицу.

ДЕТИ. Летом вырастают овощи, фрукты, хлеб. Их заготавливают на зиму.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие вы знаете овощи?

ВОСПИТАТЕЛЬ. А какие вы знаете фрукты?

Воспитатель. А какие вы знаете ягоды?

Картошка, капуста, морковь, яблоко.

Малина, калина, смородина, помидор, арбуз.

ВОСПИТАТЕЛЬ читает стихотворение С. Кирсанова.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Врубаясь в мёртвые породы,

Что без природы твой конец?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек, конечно, может всё. Но человек из-за своего всемогущества стал причиной гибели многих животных и растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.

Ребята, Незнайка благодарит вас за помощь, ему пора уходить.

Дети прощаются с Незнайкой.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы сегодня на славу потрудились. Вы узнали много нового, а сейчас вам предстоит высказать своё отношение к сегодняшнему занятию, но не словами, а цветными кругами. Покажите круг того цвета, который показывает ваше настроение на занятии. Спросить детей, почему они показали круг того или иного цвета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Природа и человек. Лето» для старшей группы

Тематическое занятие, проводимое для детей старшего возраста в летний период.

Читайте также:  Изменение природных комплексов экватора полюсам

Конспект образовательной деятельности по освоению детьми подготовительной группы образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы, Развитие познавательно — исследовательской деятельности) «Природа и здоровье человека»

Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

Конспект итогового занятия познавательному развитию «Мир природы, мир человека» в подготовительной группе «Солнышко» компенсирующего вида с ТНР от 6 до 7 лет

Обобщить и систематизировать знания детей о родной стране ее природном окружении.

конспект НОД по познавательному развитию «Мир природы и мир человека» в подготовительной группе Викторина»В мире природы»

конспект НОД по познавательному развитию «Мир природы и мир человека» в подготовительной группе Викторина «В мире природы&quot.

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Природа и человек»

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Природа и человек&raquo.

Конспект занятия — викторины по экологии в подготовительной группе «Природа и человек»

Цель:Систематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природеВыявить знания о птицах, насекомых, животных, дере.

Конспект итогового занятия по экологии в подготовительной группе на тему: «Человек и природа»

Ход занятия:Организационный момент.Воспитатель: Садитесь ребята удобнее. Сейчас мы с вами продолжим разговор о том, что нас окружает. О природе, о ее красоте, о том, как нужно ее беречь. Мы с вами про.

Источник

Проблема взаимодействия общества и природы

Природа — объективная реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. Взгляды на взаимоотношения природного мира и общества в эпоху Возрождения. Анализ теорий, считавших рост народонаселения главной силой общественного развития.

Рубрика Философия
Предмет Основы философии
Вид реферат
Язык русский
Прислал(а) Incognito
Дата добавления 03.04.2014
Размер файла 16,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Сущность природы как объективной реальности, которая существует вне и независимо от сознания человека. Исследование взаимоотношения природы и общества в Средние века и в эпоху Возрождения. Изучение единства природного и социального бытия человека.

Проблема отношения человека и природы в философии. Исторические формы отношения человека к природе в эпоху античности, средневековья и Возрождения. Этапы эволюции взаимодействия природы и общества, их основные проблемы — народонаселения и экологии.

Эволюция философских представления о взаимосвязи общества и природы. Рассмотрение природы как естественной основы жизнедеятельности. Содержание теории Мальтуса о принудительном регулировании народонаселения. Анализ современной экологической проблемы.

Материальная основа функционирования и развития общества, выраженная в трудах Маркса. Характер взаимодействия общественного бытия людей и их общественного сознания. Понятие «истинного» и «ложного» сознания. Принципы и законы материалистической диалектики.

Взаимоотношения общества и природы как гармоничного союза — актуальная проблема социальной философии. Понятие «натурфилософия», этапы взаимодействия природного и социального бытия. Соотношение систем человек-биосфера, техносфера-ноосфера, коэволюция.

Источник

Оцените статью