Природа технического знания философия кратко

4. Объект философии техники

Объект философии техники – техника как таковая, техническая деятельность и техническое знание как феномен культуры. Предмет философии техники – развитие общественного технического сознания. Основная задача философии техники – исследование технического отношения человека к миру, т.е. технического миропонимания.

Самое главное к чему пришла исследовательская мысль – осознание значимости проблемы человека в сложной, противоречивой системе «человек – наука – техника».

Французский философ и социолог Жак Эллюль (1912-1994) пытается рассмотреть сущность техники за пределами непосредственно технического. Он соотносит технику с основами современного научного знания, с качественно новым типом рациональности, с нравственной проблематикой, эстетическим видением мира, т.е. выходит в область методологии техники, ее широкого мировоззренческого смысла.

В эпоху Возрождения механика была впервые признана наукой, а природа стала исследоваться в условиях эксперимента с помощью технических наук. Наука длительное время, почти до конца XIX в., шла вслед за техникой. Технику создавали практики-изобретатели. Часовщик Уатт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт – прядильный станок, ювелир Фултон – пароход.

Термин «философия техники» был введен немецким философом Эрнстом Каппом (1806-1896) в его книге «Основания философии техники», вышедшей в Германии в 1877 г. В ХХ в. проблемами философского анализа техники занимались известные западные мыслители Фридрих Дессауэр (1881-1963) (Германия), Льюис Мэмфорд (1895-1990) (США), Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) (Испания), Мартин Хайдеггер (1889-1976) (Германия), Освальд Шпенглер (1880-1936) (Германия), Жак Эллюль (род. 1912) (Франция), Карл Ясперс (1883-1969) (Германия) и др. Одним из родоначальников философии техники в России был русский инженер Петр Клементьевич Энгельмейер (1855-1942), написавший работы «Общие вопросы техники» (1899), «Философия техники» (1912-1913).

Сегодня техника приобретает новые черты, хотя как феномен она явление древнее. Отсюда возникает необходимость осмысления техники и её предназначения.

С 60-х гг. ХХ в. философские исследования техники приобретают статус самостоятельной философской дисциплины, в 1970-е гг. была сформирована программа философии техники и ее всестороннее исследование стало одним из важных факторов, который определяет развитие человеческого общества.

Главные вопросы, на которые пытается дать ответы современная философия техники – что такое техника? Что она дает человеку, и чего лишает его?

5. Природа технического знания

Центральной проблемой методологии техники является анализ специфики технического знания. Это вопросы: какова природа технического знания? Какие объекты исследуются техническим знанием? Какие цели техническое знание ставит перед собой? Решение этих вопросов находится в проблеме соотношения научного и технического знания.

Читайте также:  Диапазон температур рабочей среды природного газа

6. Эволюция взаимоотношений техники и науки.

В исторической эволюции выделено три фазы: первой фазой следует назвать эпоху научной революции (XVII в.-XVIII в.), когда технический принцип познания, основанный на механической картине мира выступает в качестве основной парадигмы. Вторая фаза характеризуется институциональной дифференциацией науки и техники, т.е. самостоятельным развитием. Третья фаза породила процесс «сциентификации» техники, т.е. в ХХ в. осуществился процесс интеграции взаимопроникновения научного и технического знания. Мощный импульс в развитии и широкое распространение философия техники получила в 60-70-е годы ХХ в. (Ф. Рапп, Х. Шельски, Г. Рополь, Ж. Эллюль). Феномен техники исследуется с разных философских позиций: с точки зрения экзистенциализма (М. Хайдеггер), социальной антропологии (А. Гелен), критической теории, франкфурской школы (Г. Маркузе, Ю. Хабермас).

Содержание понятия «техника» необыкновенно расширилось и усложнилось, поэтому, дать его адекватное определение стало делом чрезвычайно сложным.

Современное восприятие термина «техника» во многом связано с классическим его пониманием, однако научно-технический прогресс и расширил предметное поле этого понятия. Сегодня влияние техники распространяется на органическую и неорганическую природу. В области неорганической материи – это строительная техника, электротехника, теплотехника, энергетическая техника и т.д. В области органической природы – это техника сельского хозяйства, биотехнология и т.д.

Источник

2. Природа технического знания.

Одна из центральных проблем методологии техники – анализ специфики технического знания. Какова природа технического знания? Какие объекты исследуются техникой? Какие цели ставит она перед собой? Решение подобных вопросов предполагает обращение к проблеме соотношения разных форм человеческого знания, и в первую очередь – научного и технического знания.

Наилучший путь к пониманию этого дает анализ исторической эволюции взаимоотношении техники и науки. Здесь можно выделить ряд этапов. Первый из них (около 1660-1750 гг.) начинается в эпоху Реставрации в Англии и распространения абсолютизма в Европе. Эта эпоха научной революции. Наука и техника в этот период находятся в тесной связи. Технический принцип познания в виде механической картины мира выступает в качестве универсальной модели (образца) объяснения. Ориентация науки ни технику также проявляется в значительном развитии техники научного инструментария.

Следующая фаза, с середины XVIII века до начала ХХ века – это период институциональной дифференциации науки и техники, период их независимого, самостоятельного развития. Здесь наука достигает своей автономии, возрастает значение теоретического рассмотрения и обоснования научных положений. В технической сфере преобладает творчество гениальных изобретений – самоучек – от Уайта до Эдисона.

Читайте также:  Какие есть явления природы летом

Между тем нарастающая индустриализация делает технические изобретения определяющим элементом экономического воспроизводства. Динамический характер технологии вызывает спрос на науку, порождая процесс так называемой «сциентификации» техники, которая представляет следующую, третью фазу развития взаимоотношений науки и техники. В ХХ веке наука достигает стадии, когда она может быть ориентирована на практические цели, может создавать новые технологии, которые не в состоянии разработать отдельные изобретатели. В свою очередь технические нововведения являются следствием применения научного метода к решению технических проблем. Тем самым в ХХ веке осуществляется процесс интеграции, взаимопроникновения научного и технического знания.

Однако современные философы техники выделяют специфические черты, отличающие эти виды знания. Так по мнению немецкого философа Ф. Раппа, техническое знание отличается более сложной системной организацией. Объекты этого знания, в отличие от «естественных» объектов науки, имеют искусственную природу. Есть существенное различие как в результатах, получаемых соответственно в науке и в технике, так и в их оценке. Например, «от естественнонаучных (материалистически сформированных) теорий, — пишет Ф. Рапп, — требуется, чтобы они были возможно более универсальными, хорошо эмпирически подтвержденными, простыми в использовании и плодотворными. От технических систем, напротив, требуется, чтобы они легко обнаруживались и контролировались, имели возможно более длительный цикл и были бы экономичными в изготовлении и употреблении» (Философия техники в ФРГ. М., 1989. с. 282). В отличие от науки (лишь косвенно связанной с социальными событиями) технические достижения способны оказывать непосредственное влияние на развитие общества.

Но перечисленные отличия не абсолютны, что затрудняет анализ отношения науки и техники. Процессы «сциентификации» техники и технизации науки взаимообуславливают друг друга, стирая границы, разделяющие науку и технику. Вместе с тем, как научное, так и техническое знание выражают общую черту человеческого знания: стремление к постижению истины, проникновению в глубины непознанного, овладению тайнами природы. Поэтому сегодня вряд ли можно говорить о строгом разграничении этих областей человеческой деятельности и знания.

Источник

Природа технического знания

Одна из центральных проблем методологии техники — анализ специфики технического знания. Какова природа технического знания? Какие объекты исследует техника? Какие цели ставит она перед собой? Решение подобных вопросов предполагает обращение к проблеме соотношения разных форм человеческого знания, и в первую очередь научного и технического знания.

Обратимся к эволюции взаимоотношений техники и науки. Здесь можно выделить ряд этапов. Первый из них (ок. 1660 — 1750 гг.) начинается в эпоху Реставрации в Англии и распространения абсолютизма в Европе. Это эпоха научной революции. Наука и техника в этот период находятся в тесной связи. Технический принцип познания в виде механической картины мира выступает в качестве универсальной модели (образца) объяснения. Ориентация науки на технику проявляется также в значительном развитии техники научного инструментария.

Читайте также:  Адреса заправки природным газом

Следующая фаза, с середины XVIII в. до начала XX в., — это период институциональной дифференциации науки и техники, их независимого, самостоятельного развития. Здесь наука достигает своей автономии, возрастает значение теоретического рассмотрения и обоснования научных положений. В технической сфере преобладает творчество гениальных изобретателей-самоучек — от Уайта до Эдисона.

Между тем нарастающая индустриализация делает технические изобретения определяющим элементом экономического воспроизводства. Динамический характер технологии вызывает спрос на науку, порождая процесс так называемой сциентификации техники, которая представляет следующую, третью, фазу развития взаимоотношений науки и техники. В XX в. наука достигает стадии, когда она может быть ориентирована на практические цели, может создавать новые технологии, которые не в состоянии разработать отдельные изобретатели. В свою очередь технические нововведения являются следствием применения научного метода к решению технических проблем. Тем самым в XX в. осуществляется интеграция, взаимопроникновение научного и технического знания.

Однако современные философы техники выделяют специфические черты, свойственные этим видам знания. Так, по мнению немецкого философа Ф. Раппа, техническое знание отличается более сложной системной организацией. Объекты этого знания, в отличие от «естественных» объектов науки, имеют искусственную природу. Есть существенное различие как в результатах, получаемых соответственно в науке и в технике, так и в их оценке. Например, «от естественнонаучных (математически сформулированных) теорий, — пишет Рапп, — требуется, чтобы они были возможно более универсальными, хорошо эмпирически подтвержденными, простыми в использовании и плодотворными. От технических систем, напротив, требуется, чтобы они легко обслуживались и контролировались, имели возможно более длительный цикл и были бы экономичными в изготовлении и употреблении» [1]. В отличие от науки (лишь косвенно связанной с социальными событиями) технические достижения способны оказывать непосредственное влияние на развитие общества.

1 Философия техники в ФРГ. М., 1989. С. 282.

Но перечисленные отличия не абсолютны, что затрудняет анализ отношения науки и техники. Процессы «сциентификации» техники и технизации науки взаимообусловливают друг друга, стирая границы, разделяющие науку и технику. Вместе с тем как научное, так и техническое знание выражают общую черту человеческого знания: стремление к постижению истины, проникновению в глубины непознанного, овладению тайнами природы. Поэтому сегодня вряд ли можно говорить о строгом разграничении этих областей человеческой деятельности и знания.

Источник

Оцените статью