Конспект открытого урока по окружающему миру «Четыре царства живой природы» (3 класс)
Цель: изучить царства живой природы, понять особенности живых существ, населяющих их.
Дети до начала урока делятся на 4 группы по жетонам одного цвета.
1. Новый день предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успешной работы себе и ему.
Поднимите руку, кто готов трудиться?
Проверка д/з (тестирование по прошлой теме на 3мин)
-Представляю вашему вниманию послушать звуки.
-Что это за звуки? (звуки природы)
— А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
-Какая бывает природа? (Живая и неживая) можно поиграть: учитель называет предмет живой природы – дети хлопают; предметы неживой природы – топают.
— Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).
— Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. У вас на столах лежат картинки, разложите их на группы.
— На какие 2 группы вы их распределили? (растения и животные).
— По какому общему признаку вы распределили растения к царству растений?
С помощью карточек обозначим признаки царства растений:
1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.
2. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.
(дети подходят и прикрепляют карточки).
Обозначим общие признаки, которые характерны для царства животных:
1. Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.
2. Могут жить и развиваться в различных условиях.
— Название, каких карточек вы отнесли к растениям, к животным (прикрепляют на доску)
3. Создание проблемной ситуации.
Какие карточки вы не отнесли ни к одной группе?
К какой группе вы отнесли грибы? Бактерии? Мнения разошлись?
— Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то их относит в отдельную группу. Это нам предстоит выяснить. Как их отличить от других представителей? Какие у них признаки?
О чем пойдет речь на уроке?
4. Введение в тему урока
— Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока.
Учитель: Я помогу тебе, дружок,
Усвоить первый твой урок!
Природа долго не мудрила,
И всё на царства поделила.
ученик 1: БАКТЕРИИ — живые существа,
Их в микроскоп ты разглядишь едва.
И очень удивительно, подчас,
Они повсюду окружают нас.
В воде и в воздухе, которым дышим,
На коже, в пище. Хотя их не слышим…
И чтобы не попали в организм твой —
Ты руки мылом мой перед едой!
ученик 2: Тут про понятие — «Тихая охота»
Ах, до чего приятная работа!
Когда ГРИБЫ выходим собирать,
С восторгом острым ножиком срезать…
Не шуми здесь, не сори,
И грибницу — не зори! .
Если лес тобой доволен,
Кузовок быстро наполнен!
ученик 3: РАСТЕНИЙ очень много на планете,
Узнать их — не под силу детям.
Природа постаралась мир украсить;
Таким многообразием дивных красок:
Здесь папоротники, мхи и травы,
Цветы, кустарники, дубравы!
Наука целая, БОТАНИКОЙ зовут,
Всегда гостей здесь добрых ждут!
ученик 4: ЖИВОТНЫЕ. Всего не перечесть,
Того, что на земной планете есть.
В воде и под водой, сокрытых,
И в воздухе парящих, и ползущих…
И даже Человек — та малая частица
Живой природы яркая страница,
Которую и мы с тобой перевернём,
И множество ответов здесь найдём.
учитель: Запомни! Живую природу можно разделить на четыре основные группы:
это бактерии, грибы, растения и животные.
— Как ученые договорились их называть? (царство растений, царство животных, царство грибов, царство бактерий).
5. Формулирование темы урока
— Кто может сформулировать тему урока? О чем будем говорить на уроке?
-Изучить царства живой природы
-Узнать на какие царства учёные делят живую природу
-Понять основные сходства и различия представителей каждого царства.
6. Открытие нового знания. Исследование в малых группах (план работы)
— Для проведения исследования предлагаю поработать в малых группах.
— У каждой группы есть информационные таблицы для изучения и листы самооценки.
— В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.
Работа с учебником и словарем. Обмен информацией.
Слайд с профессиями ученых и наук (на столах перевернуты листы с профессиями ученых — у каждой группы своя; дети должны угадать науку, и что они сегодня будут исследовать). Дети сверяют свои догадки со слайдом. В итоге работают 4 группы учёных: зоологи, ботаники, микологи, бактериологи.
Заполняем таблицу исследований.
Вспоминаем, что уже известно о каждом царстве. Записываем в таблицу.
А, где мы с вами можем встретить представителей каждого царства? (работа с учебником, заполняем таблицу)
Игра на внимание (физминутка) каждому ребёнку раздается карточка с изображением представителя определенного царства. Ребенок должен рассказать о себе. (по одному ребенку из группы или в паре)
14.Обобщение. Диагностика качества усвоения темы
Наш урок подошел к концу. Как вы думаете, смогли мы сегодня на уроке преодолеть лень и плодотворно потрудиться.
— На какие из поставленных вопросов мы получили ответы?
— Что изменилось в ваших знаниях после сегодняшнего урока? (Мы узнали…)
— Посмотрите на царства и предположите вопрос, который остался неизвестным? Интересно ли узнать ответ на него? Предлагаю вам дома узнать ответ на этот вопрос (д/з)
Сейчас я предлагаю каждому из вас вспомнить, как он работал в группе, т. е. какой вклад внес при работе в группе и отметить результат своей работы на листе в таблице.
Поднимите руки, те, кто оценил себя на высоком уровне.
По группам: группе зоологов «Животные Ульяновской области, занесенные в Красную книгу»; ботаникам- «Растения Ульяновской области, занесенные в Красную книгу»; бактериологам – о 5 царстве, которое выделяют из царства бактерий; микологам – «откуда берутся названия грибов». Подготовить небольшое сообщение (презентацию)
Самооценка:
-Выберите сигнальную карточку
Критерии оценивания: зелёный цвет — всё понял, жёлтый цвет — понял, но не всё; красный цвет — многое непонятно.
Источник
План конспект урока «Четыре царства живой природы».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Цель: Формирование образовательный компетенций ( информационных, креативных, рефлексивных) в предметной области «Окружающий мир» по теме «Царства живой природы».
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- дать первоначальные знания о представителях царств «Грибы» и «Бактерии»;
- совершенствовать умения устанавливать и объяснять взаимосвязи в живой природе между представителями разных «царств».
- развивать умение классифицировать объекты живой природы, приводить примеры представителей каждого царства;
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
— формирование любви к родной природе, родному краю;
— воспитание уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
— овладение способностью принимать и сохранять учебные задачи;
— формирование умений работать с новой информацией;
— овладение операциями мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация ( познавательные УУД );
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии ( регулятивные УУД );
— формирование умений слышать, слушать, ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее, распределять роли в группе, выполнять соответствующие функции;
— формирование умений работать в подготовительной информационно-образовательной среде ( личностные УУД ).
Тип урока. Урок ознакомления с новыми знаниями и умениями.
Форма проведения урока . Урок-путешествие.
Используемые технологии : технология деятельностного метода, , ИКТ, здоровьесберегающая технология (активный двигательный режим, частая смена видов деятельности, физминутки).
Методы работы : объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
1.Мультимедийная презентация ; компьютер, телевизор.
2.Видеозапись динамической паузы.
3.У каждого ребёнка набор карточек: грибы съедобные и несъедобные; схема для графического диктанта; цветок; информационная карта
5.Учебник . Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 3 класс. 1ч.- М.: Астрель, 2013
Источник