“Природа” анализ стихотворения в прозе Тургенева
Стихотворение в прозе “Природа” вошло в первые 50 стихотворений, напечатанных в “Вестнике Европы” в 1882 г. Оно написано между 1879 и 1881 гг. Первоначально стихотворение имело подзаголовок “Сон”.
Идея равнодушной природы посещала Тургенева задолго до написания стихотворения в прозе. Такие мысли он высказывал в 1849 г. в письме к Полине Виардо, в 1857 г. в “Поездке в Полесье”. На Тургенева могло повлиять стихотворение Пушкина “Брожу ли я вдоль улиц шумных”, где равнодушная природа сияет вечною красой, или прозаический диалог итальянского поэта Джакомо Леопарди “Исландец и природа”, в котором путешественник разговаривает с олицетворением Природы – гигантской женщиной.
Подобный образ есть у французской поэтессы Луизы Аккерман в стихотворениях “Человек к природе” и “Природа к человеку” (1867 и 1871 гг.).
Литературное направление и жанр
Тургенев – основоположник особого жанра “Стихотворений в прозе”, которые обращаются к лучшим чувствам читателей. Сами стихотворения разнородны. “Природа” напоминает философское рассуждение о жизни и смерти, близка к стихотворной элегии.
В стихотворении “Природа” происходят фантастические события: человек получает возможность задать вопросы самой Природе. Реалист Тургенев объясняет этот фантастический элемент сновидением.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – природа равнодушна к человеку, он вовсе не ее царь, не любимое ее дитя.
Основная мысль: человек превозносится над другими творениями Природы, но он в ее глазах не лучше блохи. Добро, зло, разум и справедливость неизвестны Природе. В природе и в человеческом обществе действуют разные законы.
Стихотворение начинается словами “мне снилось” и заканчивается “и я проснулся”. Мотив сна оправдывает необычность сюжета.
Диалог Природы с лирическим героем-рассказчиком состоит из трех его вопросов и трех ответов Природы. Тургенев не пытается привести собеседников к согласию. Финал стихотворения открытый: даже обстоятельства препятствуют возражению героя. Природа не желает прислушиваться к человеку.
Она снисходит только до того, чтобы поведать ему свою волю.
Тропы и образы
То, что видит лирический герой во сне, восходит к архетипам. Подземная храмина, или пещера, обозначает само лоно Природы, из которого вышли все существа. Природа выглядит как величавая женщина в волнистой зеленой одежде. Тургенев не указывает на то, что она гигантская или даже высокая, но у женщины царственная осанка.
Зеленый цвет и волна как символ вечного движения – приметы жизни как таковой.
Глаза у женщины темные и грозные (эпитет), а зычный голос подобен лязгу железа (сравнение). В другом месте Тургенев превращает сравнение в метафорический эпитет и называет голос железным. Такая необычная характеристика голоса указывает на внутренние качества Природы – холодность, равнодушие, жестокость, силу и мощь.
Лирический герой сразу понимает, кто эта женщина. Его чувства к Природе – благоговейный страх, который внедряется в его душу холодом (метафора), и почтение. Герой кланяется, а Природа принимает этот жест как должное.
Герой называет природу нашей общей матерью, но уже из следующей его реплики становится понятно, что на самом деле человек не считает свою судьбу равной судьбе блохи. Для ее самохарактеристики Тургенев использует глаголы-антонимы: одинаково забочусь – одинаково истребляю, дам жизнь – отниму жизнь.
Основное качество Природы в стихотворении – равнодушие: “Не ведаю ни добра, ни зла”, “не мешай мне”. Отношения лирического героя и Природы похожи на отношения между людьми и древнегреческими богами. Те тоже свысока взирали на судьбы человечества, были несправедливыми, не подчинялись законам разума, вмешиваясь в дела людей, но не помогая им “дойти до возможного совершенства и счастья”.
Источник
«Природа» анализ стихотворения в прозе Тургенева
Стихотворение в прозе «Природа» вошло в первые 50 стихотворений, напечатанных в «Вестнике Европы» в 1882 г. Оно написано между 1879 и 1881 гг. Первоначально стихотворение имело подзаголовок «Сон».
Идея равнодушной природы посещала Тургенева задолго до написания стихотворения в прозе. Такие мысли он высказывал в 1849 г. в письме к Полине Виардо, в 1857 г. в «Поездке в Полесье». На Тургенева могло повлиять стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», где равнодушная природа сияет вечною красой, или
прозаический диалог итальянского поэта Джакомо Леопарди «Исландец и природа», в котором путешественник разговаривает с олицетворением Природы — гигантской женщиной. Подобный образ есть у французской поэтессы Луизы Аккерман в стихотворениях «Человек к природе» и «Природа к человеку» .
Литературное направление и жанр
Тургенев — основоположник особого жанра «Стихотворений в прозе», которые обращаются к лучшим чувствам читателей. Сами стихотворения разнородны. «Природа» напоминает философское рассуждение о жизни и смерти, близка к стихотворной элегии.
происходят фантастические события: человек получает возможность задать вопросы самой Природе. Реалист Тургенев объясняет этот фантастический элемент сновидением.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — природа равнодушна к человеку, он вовсе не ее царь, не любимое ее дитя.
Основная мысль: человек превозносится над другими творениями Природы, но он в ее глазах не лучше блохи. Добро, зло, разум и справедливость неизвестны Природе. В природе и в человеческом обществе действуют разные законы.
Стихотворение начинается словами «мне снилось» и заканчивается «и я проснулся». Мотив сна оправдывает необычность сюжета.
Диалог Природы с лирическим героем-рассказчиком состоит из трех его вопросов и трех ответов Природы. Тургенев не пытается привести собеседников к согласию. Финал стихотворения открытый: даже обстоятельства препятствуют возражению героя.
Природа не желает прислушиваться к человеку. Она снисходит только до того, чтобы поведать ему свою волю.
Тропы и образы
То, что видит лирический герой во сне, восходит к архетипам. Подземная храмина, или пещера, обозначает само лоно Природы, из которого вышли все существа. Природа выглядит как величавая женщина в волнистой зеленой одежде. Тургенев не указывает на то, что она гигантская или даже высокая, но у женщины царственная осанка.
Зеленый цвет и волна как символ вечного движения — приметы жизни как таковой.
Глаза у женщины темные и грозные , а зычный голос подобен лязгу железа . В другом месте Тургенев превращает сравнение в метафорический эпитет и называет голос железным. Такая необычная характеристика голоса указывает на внутренние качества Природы — холодность, равнодушие, жестокость, силу и мощь.
Лирический герой сразу понимает, кто эта женщина. Его чувства к Природе — благоговейный страх, который внедряется в его душу холодом , и почтение. Герой кланяется, а Природа принимает этот жест как должное.
Герой называет природу нашей общей матерью, но уже из следующей его реплики становится понятно, что на самом деле человек не считает свою судьбу равной судьбе блохи. Для ее самохарактеристики Тургенев использует глаголы-антонимы: одинаково забочусь — одинаково истребляю, дам жизнь — отниму жизнь.
Основное качество Природы в стихотворении — равнодушие: «Не ведаю ни добра, ни зла», «не мешай мне». Отношения лирического героя и Природы похожи на отношения между людьми и древнегреческими богами. Те тоже свысока взирали на судьбы человечества, были несправедливыми, не подчинялись законам разума, вмешиваясь в дела людей, но не помогая им «дойти до возможного совершенства и счастья».
Источник
Тургенев: природа в произведениях писателя
Природа — это кусочек рая на земле. Чистый, девственный, не испорченный человеческим вмешательством. Туда рвутся люди из городов.
Но мы отвлеклись, вернемся к природе Тургенева. Иван Сергеевич умел четко подметить то или иное ее явление. Судя по тому, как описывает он природу, можно делать смелые выводы о горячей любви писателя к ней.
Поговорим об описании
Природа в произведениях Ивана Сергеевича Тургенева тесно связана с самими героями. Если перечитать, к примеру, роман «Отцы и дети», то это видно невооруженным глазом. Меняется природа, меняется характер главного героя. Причем писатель передает это настолько мощно и четко, что дух захватывает.
А если мы рассмотрим рассказ «Бежин луг»? Насколько ярко и красочно описал Иван Сергеевич летний пейзаж: «Цвет небосклона легкий, бледно — лиловый». И представляется деревенское утро с его светлым небом. В воздухе носятся запахи гречихи, горькой полыни и ржи. А по ночам все замирает, только мерцает вода в реке. Бесспорно, описание природы Тургеневым заслуживает высших похвал. Сравнить писателя можно лишь с художником. Только второй пишет свои картины красками, а первый — словами.
Кто читал рассказ «Бирюк»? Помните, как описывается там дождь? Начинаешь читать и кажется, что слышишь, как сердито завывает ветер за окном. Поднимаешь взгляд к небу, оно черное и тяжелое. Неожиданно прорезает его золотая молния, раскалываясь надвое. Громыхнул вдалеке гром, заставляя невольно отпрянуть от окна. А вот и первые капли дождя. Крупные и тяжелые, они шлепают по зеленым листьям и бьют по крыше. Перечитайте рассказ — сами поймете, как красиво описывает природу Тургенев.
Природа и личность писателя
В том, что Иван Сергеевич любил природу и восхищался ею, сомнений нет. Но мало кто знает, что он преклонялся перед этим дивным творением Бога. Природа Тургенева — величественная и всепоглощающая, человек перед ней бессилен.
Писатель тщетно пытался понять, что же связывает природу и человека. Какие ниточки тянутся от бессмертной и вечной природы к слабому созданию. Но каждый раз, спотыкаясь о ее грозное молчание, оставлял на некоторое время свои поиски. Потом они снова возобновлялись, и все повторялось.
Природа в произведениях Тургенева — нечто непоколебимое. Она является противовесом глупых и странных человеческих желаний и амбиций. Иван Сергеевич смог увидеть, как далеки законы природы от планов и задумок человеческих. С какой легкостью она способна разрушить их. Порой Тургенев страшился ее законов, на которые не может повлиять человек. Ему казалось, что эти законы воплощены в некое безразличие природы по отношению к людям.
Есть стихотворная проза у Тургенева — «Природа». так она и называется, и в ней автор пытается задавать вопросы этому вечному и непоколебимому гиганту. Но ответы природы холодны, резки и дают понять, что не нужно лезть туда, где разум человеческий бессилен.
Заключение
Мы поговорили о том, как описывает Тургенев природу. О его очень чутком и личном отношении к ней. Писатель умел сделать природу частью человеческой жизни, слить их воедино.
Любовь к природе в его произведениях такая чистая и нежная, что хочется перечитывать их снова.
Источник