Природа творчества критерии творчества

Вопрос 4. Критерии творческой деятельности

Творческой деятельность — умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам.

Разумеется, творчество — субъективный критерий. Поэтому, хотя по данному вопросу написано немало статей и книг, до сих пор не удалось найти общеприемлемого критерия творческой деятельности.

На практике критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Иначе говоря, творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, «пиратства», плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера, как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов.

В случае, если имело место пиратское копирование, орган, рассматривающий конфликт, прежде всего суд, может назначить экспертизу. Специалисты в соответствующей области творчества дадут свое заключение о самостоятельном создании произведения либо о недозволенном полном или частичном заимствовании чужого произведения. В последнем случае произведение или его часть не будет являться объектом авторского права. Более того, будут приняты все меры по защите прав подлинного автора.

Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения тем более оправданна, что для авторского права безразличны собственно научные, литературные или художественные качества произведения. Авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства. Истории известны многочисленные примеры неприятия, резкой критики современниками некоторых достижений науки, литературы и искусства, даже гонений на их авторов, с последующим безудержным восхвалением. Скажем, ранее осмеивавшиеся произведения иных абстракционистов позднее признавались шедеврами, высоко оценивались на аукционах. Бывало и наоборот. Все это не имеет никакого значения для признания соответствующих произведений объектами авторского права.

С точки зрения авторского права при отсутствии плагиата, незаконного присвоения любой результат умственной деятельности признается творческим и подпадает под авторско-правовую охрану. Необходимо лишь, чтобы творчески самостоятельное произведение отвечало второму критерию — было выражено, т.е. существовало в какой-либо объективной форме.

Читайте также:  Какая живая природа осенью

Вопрос 5. Объективные формы произведения.

Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:

  • письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);
  • устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);
  • звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);
  • объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).

Источник

Определение и природа творчества

Линченко, К. В. Определение и природа творчества / К. В. Линченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83813/ (дата обращения: 19.08.2023).

В статье автор пытается проанализировать определения термина «творчества» и описать природу творчества.

Ключевые слова: творчество, природа творчества, потребности.

Вопрос о творчестве стал очень актуальным в последние десятилетия. Можно сказать, что это один из «предметов внимания века». Данной проблемой уже не первый год занимаются как отечественные, так и зарубежные психологи. Долгое время исследования творчества не могли быть проведены, потому как в рамки рассматриваемого феномена, которые имели свои ограничения, не помещалась реальность.

Творчество всегда интересовало мыслителей и вызывало потенциал к созданию научных положений о творчестве. В конце ХIX — в начале ХХ веков начали формироваться учения о творчестве. Существует достаточно большое количество определений термина «творчество». Рассмотрим некоторые из них [1].

Анализируя определение «творчество», в Большом Психологическом словаре В. П. Зинченко и Б. Г. Мещярякова дается несколько трактовок данного термина.

В узком смысле, «творчество — человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность». То есть в данном случае творчеством признается все, что приводит к созданию чего-либо нового. Этот вариант определения известен во многих сферах изучения данного вопроса, в том числе и психологии. Схожая точка зрения была у Л. С. Выготского, который считал, что творчество является миром немногих гениев и талантов, сделавших большие научные открытия, и, создавших художественные произведения.

Если рассматривать в широком смысле, который весьма распространён в психологии, то творчество определяется как «всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)». Хочу прокомментировать данное определение, обратившись к одной из работ Л. С. Выготского. Творчеством является не только какие-то величественные исторические произведения искусства, но и те творения человека, в которых он изменяет, создает, воображает что-то новое. Какой бы песчинкой не было это новое по сравнению с произведениями гениев, это все равно творчество. Такое описание творчество Л. С. Выготский сравнивает с электричеством, то есть явление проявляется не только там, где прогремела сильная гроза и ударила мощнейшая молния, но и в лампочке это тоже электричество [2].

Читайте также:  Природные ископаемые горные породы

Если обратить внимание на происхождение слова «творчество», то оно исходит от английского слово «creative». Последнее имеет сходство с русским словом «креативность». И не только с точки зрения фонотеки существует связь между «творчеством» и «креативностью», но и с точки зрения психологии.

Так как возникает проблема развития творческого потенциала, поэтому исследования способностей людей к творчеству вызывает особый интерес для психологов. Однако, исследователи рассматривают способности не определенного направления, например, музыкальные, математические или художественные, а способность к новому видению. И именно такая способность в некоторых источниках определяется как креативность [3].

Помимо этого есть более полные формулировки рассматриваемого определения, и снова обращусь к Большому Психологическому словарю. Термин «креативность» трактуется как «творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, и выражаться в неосознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, а также характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания».

Еще один термин, который я бы хотела рассмотреть — это природа творчества. Сейчас изучают два основных вопроса по этому поводу:

1) насколько человек будет творческой личностью;

2) каким образом будет формироваться восприятие и понимание творческого процесса.

Это обусловлено тем, что последнее время происходят большие

изменения внедрения творчества в деятельность человека. Данный фактор связан, во-первых, с появлением новых профессий, которые требуют привлечения к процессу креативных личностей, а во-вторых, всё больше внедряют новые способы развития структуры народного хозяйства, что влечет за собой заинтересованность в кадрах, которые обладают творческими характеристиками. Но чтобы выявить эти характеристики, необходимо обращаться к источнику возникновения. Название этому потребности личности [4].

П. В. Симонов работал в психофизиологии, биофизике и психологии. Он предложил разделить биологические потребности на три группы:

  1. Витальные (биологические, жизненно необходимые);
  2. Социальные (зоосоциальные, внутривидовое взаимодействие);
  3. Потребности саморазвития (идеальные, направлены в будущее).

Первая группа, которую я рассмотрю, это витальные потребности. Они присущи человеку как представителю биологического вида. К жизненно необходимым потребностям относят необходимость в воде, пище, сне, продолжении рода, в защите себя от внешних факторов, которые могут повлиять на состояние организма. Помимо этого сюда относят и потребность в экономии сил, то есть человек ищет оптимальные варианты своих действий при затрате минимальных усилий.

Читайте также:  Все природные зоны южной америке

Вторая группа, социальные потребности. Это такой вид потребностей, который влечет за собой чувство необходимости в принадлежности к какой-либо социальной группе и занимаемом определенном месте в ней, во внимании, любви, заботе. Если дополнять данный список, Гегель относил сюда потребность в религии, но думаю этот вид потребности можно отнести в отдельную группу, например, потребность в идеологии.

Помимо этого, к социальным относят зоосоциальные потребности, то есть они направлены на поддержание внутривидового взаимодействия. К рассматриваемой подгруппе относят половое, родительское (материнское), территориальное поведение, потребность стремления к контакту с родителями, к лидерству.

Третья группа, это идеальные потребности, которые характеризуются влечением в познании себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. И можно сказать, что эта потребность помогает людям стремиться творить и создавать произведения искусства [5].

Обобщив всё сказанное выше, могу отметить, что можно выделить два фактора, которые влияют на формирование природы творчества и выбор, каким образом будет развиваться человека в творческом русле:

  1. мотивация (сила потребности). То есть, что побуждает человека к новым идеям;
  2. составляющие этой потребности. Прошлый опыт, знания, умения, навыки будут откладывать свой отпечаток на формирование идей творить.

Подводя итог, могу сказать, что на данный момент четкого и общепринятого определения понятиям «творчество» и «природа творчества» нет. Но, в общем и целом, можно трактовать творчество, как создание чего-либо нового по отношению к творцу.

  1. Характер связи творчества и личности. [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/28233 (дата обращения 20.08.2021)
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
  3. Штейнбах Х. Э. Психология творчества: учебное пособие / Х. Э Штейнбах. СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения. 2011 211 с.
  4. Байлук В. В. «О природе творчества (аналитико-синтетический подход)» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-prirode-tvorchestva-analitiko-sinteticheskiy-podhod/viewer(дата обращения 20.08.2021)
  5. Дубынин Вячеслав Альбертович. «Мозг: общие принципы. Центры потребностей». [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=ejmiYbbRnSc&list=PLfBdaFbgTkfSK8k5dilvGuuRjr9bNsRKd&index=3(дата обращения 22.08.2021)

Основные термины (генерируются автоматически): творчество, потребность, природа творчества, внутривидовое взаимодействие, какой образ, Психологический словарь.

Источник

Оцените статью