Природа в произведениях рахманинова

Воспитательное мероприятие: «Родная природа в музыке С.В. Рахманинова.»

Цель : Осознание образа Родины и природы – как одной из главных тем искусства в творчестве С.В.Рахманинова.

  • продолжить знакомство с вокальными произведениями С. Рахманинова
  • размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, высказывать мнение о его содержании.
  • понимать услышанное
  • развивать способность слышать, и рассуждать о связях разных видов искусства.
  • Развивать умение определять характер музыки, эмоционально откликаться на музыкальные произведения
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • воспитание любви к Родине, к родной природе.
  • воспитание любви к музыке. Потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки С.В. Рахманинова.
  • Мультимедийная установка,
  • экран,
  • презентация по теме «Родная природа в музыке С.В. Рахманинова.»

1. Вступительное слово учителя под музыку Рахманинова (звучит «Вокализ») (слайд 1)

Боже! Во истину мир твой чудесен!

Молча собрав полевую росу,

Сердце своё, сердце, полное песен,

Не расплескав, до Тебя донесу.

В этих строках В. Набокова, поэта 20 века, мы чувствуем восхищение красотой и совершенством мира, и прежде всего восхищение природой, ощущение себя частью природы. Мы незаметно для самих себя приобретаем духовное богатство от общения с ней, доброту и любовь ко всему, что нас окружает.

Эти мысли мы находим в стихотворениях о родной природе в поэзии русских поэтов XIX века: Я.Полонского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Майкова, А.Толстого и в музыке русских композиторов: Глинки, Чайковского, Рахманинова. В картинах русских художников: Левитана, Шишкина, Сурикова. ( на экране портреты, слайды с изображением природы)

Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить её, для него она навсегда остаётся его родиной, частью его самого. ( Музыку выключить)

Не то, что мните вы, природа :

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

II . Беседа о жизни и творчестве С.В. Рахманинова.

Сергей Васильевич Рахманинов — уже более ста лет мы слышим это имя в мире музыки.

Сергей Рахманинов ( читаю стих о нём)

Во фраке и в манишке накрахмаленной,

Сосредоточен, строг и напряжён,

Играл Сергей Васильевич Рахманинов

В Нью-йоркском зале. Публике чужой.

И чопорность холодную расплавивший,

Не замечал он ничего вокруг.

Послушно перекатывались клавиши

Под пальцами его волшебных рук.

Судьбою горькой в эту даль заброшенный,

Читайте также:  Лишайники царство живой природы

оторванный от Родины своей,

Он вспоминал цветастый луг некошеный

И русский лес, где щёлкал соловей.

Ребячьи голоса в ушах аукали,

Колоколов позванивала медь…

И так ему хотелось вслед за звуками

С. В Рахманинов- это русский композитор19-20 века. Он вынужден был уехать из России, по его собственному признанию и долгое время жил за границей, но до конца оставался русским композитором, до конца сохранял глубочайшую любовь к Родине, к России, к природе, именно, это чувство, хранимое в душе, помогало ему творить дальше.

«когда я сочиняю, я стараюсь просто выражать то, что у меня на сердце»…

Композитор, пианист, дирижер- он был одним из наиболее ярких выразителей духовной сути своего времени. Он знал успех.

От Чайковского Рахманинов унаследовал любовь к русской природе. Имение Ивановка, в ста верстах от Тамбова, было любимым местоприбываением композитора.

«Туда я всегда стремился или на отдых и полный покой. Или, наоборот, на усидчивую работу.- рассказывал он.»

До выезда за границу Рахманинов почти каждое лето проводил в Ивановке, племянница композитора Прибыткова вспоминала: «Деревню, простую русскую природу Рахманинов нежно любил, сам был кусочком этой русской природы и, пожалуй, внутри был больше деревенским человеком, чем городским».

Послушайте «Вокализ» С.В. Рахманинова в исполнении русской певицы Антонины Васильевны Неждановой.

— Что такое вокализ? (это песня без слов)

— Что вы представляете себе, слушая эту музыку?

(Природу- широту полей, раздолье степей, богатство лесов, течение рек.)

— Как вы думаете, почему в вокализе нет слов? (Они не нужны, так как все, что хотел передать композитор, понятно без слов.) Великая русская певица А.Н. Нежданова, исполнявшая « Вокализ» вспоминала : « Когда я впервые высказала Сергею Васильевичу свое сожаление о том, что нет слов, он сказал:- Зачем же слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами?»

III . Темы русской природы С.В. Рахманинова были и любимыми темами русского художника И.И. Левитана.

«Поэт русской природы». – так называли его современники. А.П.Чехов считал Левитана лучшим русским пейзажистом.

— Кто такой пейзажист? (Это художник рисующий пейзажи)

Русский живописец Коровин считал, что в пейзаже «должна быть история души».

В этих строках он объединяет пейзажную поэзию, музыку и живопись как откровения души.

— Рассмотрим картину И.И.Левитана «Весна – большая вода».

Читайте также:  Примеры природное сообщество являются

— Какова композиция картины?

— Каков ритм картины? (Движения еле – еле чувствуются)

— Какие краски использует художник? (коричневые, голубые)

— Какое настроение выражает художник? (радостное)

— Какое чувство хочет передать зрителю? (надежду)

От картины веет спокойствием и радостью, зритель согрет ожиданием тепла, солнца. Такое впечатление, что рассказ не о картине, а о лирической песне.

Левитан – любимый художник Рахманинова.

— Послушаем романс Рахманинова на стихи Ф.И. Тютчева «Весенние воды»

— Какую картину весны вы увидели в музыке С.Рахманинова? (радостную, яркую)

— Какими средствами музыкальной выразительности передано настроение? (Рахманинов большое значение уделял аккомпанементу).

— Что изображено в аккомпанементе? (Бурлящий, стремительный поток)

Темп – это движение музыки.

— Какой темп в романсе? (быстрый).

— А теперь обратимся к вокальной партии. В основе мелодии – призывные интонации, звуки фанфар.

— Найдите подтверждения в тексте. (они трубят во все концы)

— Какое ощущение передает интонация мелодии? (полет, необъятность, ощущение свободы)

— А можно ли сравнить то состояние, которое происходит в природе, с состоянием души человека? (Да, ощущение свободы, полета может быть и в душе человека).

— «Весенние воды» — гимн весне. В романсе Рахманинова есть эпизод, близкий по своей красочности к репродукции картины Левитана «Весна – большая вода» и стихотворению Е.Баратынского: Весна, весна! Как воздух чист!

Ласкаясь к солнечным лугам,

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Как прежде, под моей ногой

— Весна, о которой трубили ручьи, приход которой ждали, наконец-то пришла и разлилась по всему миру, поит своими живительными водами все вокруг.

Мы нашли общие элементы в разных произведениях: в стихотворении Баратынского «Весна, весна», в репродукции картины Левитана»Весна – большая вода», и в романсе Рахманинова «Весенние воды».

— Что объединяет все эти произведения? (красота родной природы).

— Природа! Каждый стремится к ней, восхищается ее красотой и гармонией, простотой и величием и находит счастье, полностью раскрыв свое сердце навстречу природе, как у Рахманинова в романсе «Сирень».

В жизни счастье одно мне найти суждено,

И то счастье в сирене живет…

Прослушивание романса Рахманинова «Сирень»

— Что вы почувствовали во время исполнения романса? (музыка наполнена трепетом и восторгом, любования природой, ликованием чувств, проникновением тепла и света. Здесь и колыхание ветерка, и душистый запах сирени, теплота летнего воздуха).

— Поэты, композиторы и художники восхищаются красотой родной природы. А вам, ребята, может быть, тоже хочется что-нибудь сказать о родной природе, или спеть о ней, нарисовать природный пейзаж?

  1. Баратынский Е.А. «Стихотворения и поэмы» 1975г.
  2. Россихина В.П. «Рассказы о русских композиторах» 1971г.
  3. Ушакова О.Д. «Великие композиторы» 2005г.
  4. Прытков В.А. «Любимые русские художники» 1963г.
Читайте также:  Значение водоемов для природы

Источник

Русский пейзаж в романсах С. В. Рахманинова

1 апреля исполнилось 150 лет со дня рождения С. В. Рахманинова (1873-1943), русского композитора, пианиста-виртуоза, дирижёра. О Рахманинове часто говорят, что он самый русский композитор. Он был порождением Руси и русской природы. Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить её, для него она навсегда останется его родиной, частью его самого.

6 апреля в библиотеке был проведен литературно-музыкальный час «Русский пейзаж в романсах С. В. Рахманинова», который раскрыл значимую роль природы в музыке выдающегося композитора. Композитор чутко слышал музыку русской природы, он умел созерцать ее не только зрением, но и слухом.

Вначале участники мероприятия познакомились с основными этапами его жизни с помощью электронной презентации «Биография Сергея Рахманинова». Из рассказа библиотекаря они узнали, что он был человеком удивительного дарования. К какому бы жанру музыки Рахманинов ни прикоснулся, под его рукой он приобретал необыкновенное духовное и художественное совершенство.

Сергей Рахманинов стал ведущим выразителем пейзажных мотивов музыкального искусства рубежа ХХ века. Русский живописец К. А. Коровин считал, что в пейзаже «должна быть история души»», «он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это так трудно выразить словом, это так похоже на музыку…». В этих строках он объединяет пейзажную поэзию, живопись и музыку как откровение души.

Рахманинова привлекала пейзажная лирика самых разных русских поэтов: А. А. Фета, А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, к творчеству которых неоднократно обращался композитор. Он стремился запечатлеть основное настроение того или иного поэтического текста в ярком мелодическом образе. Участники мероприятия прослушали музыкальные произведения С. Рахманинова, где фоном представлена природа: романсы «Сирень», «Весенние воды», «Ты помнишь ли вечер», «Здесь хорошо». Объединяет все эти произведения отражение красоты родной природы.

Участникам мероприятия были предложены к просмотру фрагменты из художественного фильма «Ветка сирени» режиссёра Павла Лунгина.

  • Подготовила ведущий библиотекарь Жукова А. В.

    Источник

    Оцените статью