Природа васюткино озеро 5 класс

Какой изображена природа в рассказе ,,Васюткино озеро»?

Пейзаж указывает на время суток – ночь и на место действия – Заполярье. С помощью пейзажа показано наступление утра. Сочетание тропов: эпитета («густая»), сравнения («как смоль»), метафоры («начала редеть»), олицетворения («прятаться») – позволяет читателю представить начало утра, появление первых лучей света. Упоминаемый повествователем всползший туман также свидетельствует о наступлении утра. Пейзаж выполняет психологическую функцию. С помощью него читатель постигает чувства, испытываемые героем: неуверенность, беспокойство. Ряд олицетворений-глаголов, употребляемых автором, создает картину затухающего костра: «Костер … зашипел, защелкал, принялся чихать, будто сердился…» Потухающий костер символизирует происходящее с героем: во внешнем мире – испытываемые им трудности, во внутреннем – терзающие его чувства.

Почему герой рассказа ассоциируется с разожженным им костром?

Костер одинок, одинок и герой. Но жизнь костра заканчивается, он догорает, а герой продолжает бороться. И все же они очень похожи друг на друга, так как одинаково противопоставлены окружающему их миру враждебной человеку природы.

Вы правы. Прочтем описание утра. Пейзаж выполняет различные функции. Перечислите их и докажите это.

Пейзаж указывает на место и время, как и в предыдущем отрывке. Только время дня сменилось, наступило утро. Место осталось тем же самым – лес, Заполярье. Природа утром оживает. Солнце светит высоко. Мелкие капли воды от тумана легли повсюду, они сверкают. Красота природы и ее пробуждение показаны автором с помощью тропов. Важную роль играют и сравнение, и олицетворение, и метафоры: «Туман росою (сравнение) пал (олицетворение) на деревья, на землю, мелкая пыль (метафора) искрилась (метафора) всюду». Просыпается жизнь в тайге. Повествователь описывает, как по-разному кричат птицы. Кедровки «на манер базарных торговок», громко, перебивая друг друга. Желна (черный дятел) плачет, кричит жалобно, тоскливо. Синички попискивают, издают высокие звуки. Птицы и звери своим поведением очень отличаются друг от друга. Синицы потрошат старое дерево, ищут в нем насекомых. Белка завтракает, наверное, ест орехи или тех же насекомых. Она цокает, бежит, издавая короткие звонкие звуки. Лес полон шума, звуков, движения.

На что указывает эта пестрая картина утренней тайги?

Эта картина показывает богатство природы северного леса. Но все это пышное разнообразие не обращает внимание на человека. Оно не для него, а само по себе.

Если повествователь так хорошо знает лес, то что можно, исходя из этого, сказать о самом писателе?

Виктор Астафьев очень хорошо знал природу. Он любил лес, любил Сибирь. Его жизнь была тесно связана с природой.

Посмотрите, пожалуйста, еще раз фотографию В. П. Астафьева. Неслучайно писатель изображен у калины, на фоне растения. А на этой фотографии он на берегу Енисея. Возвратимся к тексту.

описание тайги.
Пейзаж указывает на большую внутреннюю тревогу мальчика, а также описывает причину этой тревоги. Он видит «молчаливую» и «равнодушную» тайгу, похожую на темное море. Он видит низкое небо, опустившееся почти к самому лесу. Облака закрывают его полностью. Сочетания эпитета и сравнения («спрессованной ватой»), олицетворения и метафоры («ложилась», «растворялась») помогают читателю представить тяжелое небо, нависшее над темной тайгой. Именно этот небосклон и этот лес так действуют на душу героя, что заставляют его переживать и ощущать себя одиноким. Природа в данном случае не препятствует герою и не помогает ему. Природа равнодушна к судьбе человека. Но она также связана с ним, поскольку будит в нем определенные чувства. Но эта связь односторонняя: ответить природе персонаж не

Читайте также:  Биотические факторы среды живая природа

Источник

Описание природы в рассказе Васюткино озеро. Как написать сочинение?

Задали написать сочинение-пересказ по произведению «Васюткино озеро» — описание природы.

Как написать сочинение на тему: Описание природы в рассказе Астафьева Васюткино озеро?

В рассказе Астафьева «Васюткино озеро» описывается таежная природа глазами мальчика, который пошел собирать кедровые орехи и заблудился. Он пробыл в тайге целых пять дней, но сумел найти себе пропитание. Блуждая по лесу, Васютка видел различных его обитателей, прежде всего птиц. Это кедровка, небольшая птичка, которая питается кедровыми орехами, множество уток, стаю гусей, чаек, глухарей, а также белку. Тайга отличается богатым животным миром.

В тайге растут в основном хвойные деревья — кедры, ели, пихты. Они образуют непроходимые заросли, в которых легко может заблудиться человек. Поэтому люди часто делают зарубки на стволах — затеси, чтобы потом по ним вернуться домой. Но Васютка все равно заблудился в тайге. Однако он много знал о ней и неплохо ориентировался.

Так по пучкам травы Васютка догадался, что близко находится вода, это оказалось лесное озеро, полное ценной речной рыбы. Васютка стал искать речку, вытекающую из лесного озера и впадающую в Енисей. Там, где есть вода, уже растут другие деревья — березы, осины. Когда Васютка наконец вышел к Енисею, то он восхитился его красотой и величавостью.

Так сама сибирская природа, щедрая и прекрасная, помогла мальчику спастись и добраться до людей.

Рассказ Астафьева «Васюткино озеро» является автобиографическим рассказом.

Главный герой рассказа это тринадцатилетний мальчишка Васютка, который однажды заблудился в тайге. Мальчик смог найти в себе силы, сконцентрировать внимание и не поддаться страху, найти дорогу домой.

Автор уделяет большое внимание природе. Мальчик любил и понимал тайгу, он слышал много рассказов о тайге, именно это и помогло ему выжить в суровой тайге.

Васютке тайга, казалась непроходимым темным морем.

Васютка смог найти дорогу благодаря знаниям, которые получил от отца и деда. Увидев пучки травы, он начал искать водоём и скоро вышел к озеру. Озеро было полно белой рыбы. Эта рыба была не озёрной, а значит следуя по берегу озера можно было найти Енисей.

Удивительное озеро для Васютки стало спасением, он смог найти выход из густой, непроглядной тайги.

Слова, сказанные Виктором Астафьевым

Дают очень точную оценку отношения автора к природе, описанию которой уделяется большое внимание.

В «Васюткином озере» весь сюжет развивается на природе и описание которой не просто констатация фактов, это раскрытие действий самого героя.

Автор не использует придуманные названия и все города, реки – реальные и наверно это только усиливает правдоподобность истории.

Читайте также:  Мичурин нельзя ждать милостей от природы

Природа, окружающая Васютку вполне может его погубить, но она и спасает его, указывая правильную дорогу к Енисею.

Природа кормит Васютку, она укрепляет его духовно и физически и мальчик находит в себе силы спастись.

Астафьев подчеркивает, что природа и человек едины и зависимы друг от друга и это нам нужно помнить всегда.

Васютка — настоящее дитя тайги. С детства он проводит много времени в лесу и знает все особенности тайги. Он различает деревья и растения. По определенным приметам Васютка умеет находить дорогу домой.

Но однажды мальчик заблудился, когда собирал в тайге кедровые шишки для орехов. Он пытается найти дорогу домой, но заходит в тайгу еще глубже. Пять дней Васютка бродил по тайге и питался тем, что смог найти.

Мальчик отгонял страх и думал о том, как выбраться. По приметам природы он понял, что где-то рядом найдет воду и нашел большое красивое озеро. В озере была рыба, которая приходит из реки. Идя вдоль озера Васютка вышел к Енисею и не только нашел дорогу домой, но и привел к озеру потом своих родных.

Астафьев показывает красоту и особенности тайги, он объясняет своим рассказом, что очень важно хорошо знать особенности природы своего края и беречь ее.

В рассказе Виктора Астафьева «Васюткино озеро» тринадцатилетний мальчишка Васютка Шадрин заблудился в тайге и автор описывает его историю выживания.

Дело происходило в низовьях реки Енисей и автор говорит о том, что это район Заполярья. Поэтому и описание природы соответствует этому краю. Из птиц водятся кедровки, глухари, синички, сойки, гагары. Из зверей белки, песцы. Именно за глухарем погнался мальчик и заблудился.

В описании природы этого места автор использует такие слова:

Мальчик вырос рядом с тайгой и рекой и знания природы помогли ему выбраться на берег реки. Васютка вспомнил, что по берегам рек и озёр не растут хвойные деревья, растут березы, тальник, чубушник. Он забрался на высокое дерево и решил идти на север в стороны светлой полоски леса и это решение спасло жизнь мальчика.

Во время своего блуждания по тайге он всегда вспоминал слова деда и отца:

В произведении «Васюткино озеро» автор много уделил внимания описанию природы.

Главный герой Васютка неплохо ориентировался в тайге, но все же заблудился, Васютка с одной стороны испугался того, что заблудился, но с другой стороны он восхищался природой, особенно ему понравилось ночью смотреть на звездное небо, в тайге небо необычайно красивое.

Потом Васютка вышел к озеру, в котором водилось очень много рыбы, возле воды росли совсем другие деревья — березы, осины. Так мальчику удалось не только выйти к Енисею, но и потом показать найденное озеро своему отцу и другим рыбакам.

В произведении мы видим, что автор восхищается природой, он с большим трепетом описывает красоту тайги, описывает ее обитателей, показывает насколько тайга может быть величавой и прекрасной.

Рассказ Астафьева «Васюткино озеро» проходят в 5-м классе. Соответственно, сочинение не должно быть очень сложным. Я бы написала его следующим образом:

Читайте также:  Компоненты природной среды рельеф

Рассказ «Васюткино озеро» знакомит читателей с 13-летним мальчиком Васюткой, который заблудился в тайге, но сумел найти дорогу домой. Все то время, которое мальчик провел в лесу, он был один на один с природой, поэтому большая часть рассказа посвящена ее описанию. Природа то помогает герою в поиске пути, то наоборот создает многочисленные препятствия. Видно, что автор произведения любит и хорошо знает природу, поэтому ее описание еще лучше передает происходящие события.

Рассказывая об окружающей паренька обстановке, автор указывает на место и время действия, а также обращает внимание читателей на настроение героя. По описанию природы становится понятно, что наступил вечер или, наконец, начало светать. В завязке действий также огромную роль сыграла именно природа. Ведь в связи с преследованием глухаря, мальчик и заблудился в тайге. Кульминационный момент в рассказе — это выход Васютки к Енисею. Он тоже непосредственно связан с природой. Да и Васюткино озеро, которое обнаружил герой во время своего блуждания, стало своеобразной наградой природы ему за смелость и мужество.

Таким образом, природа в рассказе «Васюткино озеро» играет важную роль. Без нее рассказ не получился бы таким интересным и правдоподобным.

В рассказе Астафьева «Васюткино озеро» не один главный герой, а два: человек и окружающая его природа. Природа сопровождает Васютку повсюду и она представляет собой отдельный таежный мир, в котором действуют свои законы.

Природа и человек неразрывно связаны — именно природа заставляет паренька пройти испытания и именно она определяет на что он способен. Через описания природы автор дает оценку Васютке, а пейзажные зарисовки помогают читателям увидеть внутренний мир парнишки, его устремления и возможности.

Таежная природа герою и препятствует, и помогает, но она может быть совершенно равнодушной к его проблемам. Описание тайги, которая похожа на темное море, а над ней — грозное небо позволяет нам понять, насколько тяжело и одиноко было парнишке.

Астафьев показывает торжество природы над человеком, и даже её враждебность через описание страшной ночи, которая не дарит герою успокоение. Кажется, что природа поглотит маленького человека, но Васютка своей несгибаемостью и стремлением добраться к Енисею заставляет природу ему сочувствовать. Он сам преодолевает её враждебность и она начинает ему помогать.

Красивые величественные пейзажи дают нам возможность показать паренька в мире тайги, а самые трогательные моменты связаны с выходом героя к Енисею. Васютка выходит к широкой реке и мы видим его радость от этой долгожданной встречи. Автор пишет:

Паренек счастлив и ощущает единство с рекой, понимая, что теперь он спасен.

Описания природы помогают нам понять характер героя, его настроение и желания. Именно на фоне пейзажей автор подает человека и рисует его характер. Писатель заставляет нас понять связь между людьми и окружающим миром, учит нас понимать природу и беречь её богатства.

Источник

Оцените статью