Природа интеллекта
Человеческий интеллект, или способность абстрактного мышления — одно из важнейших сущностных свойств человека. Человек, с позиций научного материализма, не локальный и случайный эпизод эволюции, а необходимый результат бесконечного развития материи, ее “высший цвет”, возникающий “с железной необходимостью”, заложенной “в самой природе материи” [1]. Утверждение о случайном характере возникновения человека в мире, высказанное некоторыми философами и естествоиспытателями, находится в явном противоречии с глубинными тенденциями современной науки, которая в эпоху современной научно-технической революции убедительно показала, что человек — это результат единого закономерного мирового процесса, образованного необходимой последовательностью физической, химической и биологической форм материи [2].
Человек — это микрокосм, в сокращенном и обобщенном виде несущий в себе бесконечное многообразие материального мира. Это обусловило уникальный, хотя и естественно возникший способ существования человека — производство своего собственного бытия и своей сущности посредством преобразования природы. Человек — единственное образование в мире, бытие и сущность которого — результат непрерывного творения самого себя.
Заключая в себе, в сокращенном и обобщенном виде, бесконечное богатство материального мира, человек способен к бесконечному познанию и преобразованию мира, бесконечному творению своей материальной и духовной сущности. Человеческий труд и интеллект по природе своей бесконечны.
Сущность человека как микрокосма определяет смысл человеческого существования, смысл его труда и интеллектуального творчества. Смысл человеческого существования — не вне человека, а в самом человеческом бытии, в производстве, творении своего бытия и своей сущности.
Сущность и смысл человеческого существования определяют направление развития человеческой сущности и самого смысла существования: человек развивается в свою собственную сущность; смысл его существования — углубление, погружение в свою неисчерпаемую человеческую сущность, бесконечное углубление и обогащение своей сущности.
Развитие человеческой сущности происходит в процессе преобразования природной среды, создания “второй природы” (К.Маркс). Оно имеет, следовательно, и свои “внешние ориентиры” — освоение мира вширь (экспансия в космос) и вглубь. Однако собственно человеческое в этом движении заключается в развитии самой человеческой сущности, ее движении не во вне, а вглубь самой себя. Человек в своем развитии не имеет других внутренних ориентиров, кроме развития своей сущности, углубления в свою бесконечную человеческую сущность [3].
Рассуждая более конкретно, смысл человеческого существования следует представить как бесконечное усложнение и обогащение творческого характера труда и творческих способностей человеческого интеллекта.
Одним из важнейших сущностных свойств человека является общение, отношение человека к человеку, включающее феномены собственности и свободы. Развитие этой стороны человеческой сущности заключается в бесконечном обогащении человеческих отношений, росте единства, человеческой общности и, следовательно, свободы. Свободное развитие каждого как условие свободного развития всех — важнейший принцип будущего способа подлинного развития человеческой сущности. Этот способ предполагает полное устранение эксплуатации человека человеком, ликвидацию тех общественных порядков, при которых человек может выступать средством для других, а не единственной целью социального прогресса.
Величие и достоинство человека заключается в бесконечных возможностях его труда и интеллекта. Весьма примечательно, что затрагивающее достоинство человека и его интеллекта утверждение о случайности человека само оказывается ничтожной мыслью, бессмыслицей, ибо “случайный человек”, находящийся в случайном, поверхностном, бессодержательном отношении к миру, не мог бы судить о своей случайности, так как для этого он должен быть в необходимом отношении к миру. Концепция “случайного человека” есть не что иное, как скрытая форма “парадокса лжеца”. Интеллект мстит за свое унижение, обращая в бессмыслицу утверждения о своей ничтожности.
Современная наука, включая философию, уже многое знает о сущности человеческого интеллекта. Наиболее общая природа интеллекта как способности отображения мира в понятиях, законы мышления, связь интеллекта с языком и т.д. раскрыты и объяснены весьма основательно. Однако остаются и более глубокие уровни неисчерпаемой сущности человеческого интеллекта, к изучению которых современная наука еще только приближается, К ним, по нашему мнению, следует отнести в первую очередь те глубинные уровни человеческого интеллекта, которые закладываются в бесконечной предыстории интеллекта и скрыто “работают” в деятельности интеллекта, обеспечивая его способность адекватно познавать мир.
Сущность человека, его интеллекта — аккумулят, синтез бесконечной последовательности природных сущностей, образующих закономерный мировой процесс. В природе интеллекта, следовательно, заложено нечто существенное от физической, химической и биологической ступеней эволюции мира. Наиболее общие теоретические подступы к решению этой проблемы созданы в исследованиях единого закономерного мирового процесса, проводимых последние три десятилетия сотрудниками кафедры философии Пермского университета [4]. Эти исследования показали, что природа человека и его интеллекта должна включать в себя нечто важное от масс-энергетической природы физической формы материи, над-массэнергетической природы химизма, приспособительной сущности живой материи. В сущность интеллекта каким-то образом должен быть включен масс-энергетический принцип физического, над-массэнергетический принцип прямого субстратного синтеза химического мира, принцип самосохранения через приспособление к среде живой материи.
Логические законы и формы интеллекта возникли из “логики” физических, химических и биологических процессов и взаимодействий. Ближайшим образом эти законы обусловлены и подготовлены “аксиомой” естественного отбора, включающей как слой непосредственного случайностного отбора по способу “проб и ошибок”, так и скрытую под ним глубинную тенденцию живого к саморазвитию, ускользающую от современных интерпретаций синтетической теории эволюции.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
Природа интеллекта
Принято различать два основных смысла термина «интеллект» – эволюционный и дифференциальный. С эволюционной точки зрения, интеллект присущ всем членам вида и способен развиваться. Иными словами, все люди обладают определенными умственными способностями, которые отличают их от других видов, и эти способности изменяются на протяжении жизни. В дифференциальном смысле интеллект – характеристика, которая варьирует у разных индивидов внутри одного вида. С этой точки зрения, люди отличаются друг от друга по типу или уровню интеллекта.
Представления о природе интеллекта с течением времени претерпевали значительные изменения. Десятилетиями в этой области преобладали взгляды психологов, занимавшихся изучением индивидуальных различий в выполнении тестовых заданий. Такие различия весьма сложны и могут быть истолкованы разными способами. В начале 20 в., например, английский психолог Ч.Спирмен объяснял статистические соотношения индивидуальных различий существованием двух типов факторов: генерального (общего) как основы выполнения любых тестовых заданий и ряда специальных факторов, определяющих решение задач того или иного типа. Американский психолог Л.Терстоун позднее использовал иные статистические методы и разработал представление о том, что интеллект построен из нескольких отдельных первичных способностей, а какого-то генерального, общего фактора не существует. Другие психологи предлагали еще более сложные модели интеллекта. К 1970-м годам, однако, эти традиционные взгляды на интеллект стали утрачивать свое значение. Ни одна из многих конкурирующих моделей не была признана наилучшей, и использование психометрических методов оказалось недостаточным для решения этого вопроса. Кроме того, традиционные концепции отошли на второй план, когда в данной области появились новые методы и влиятельные теории, разработанные Л.С.Выготским и А.Р.Лурия в СССР, Ж.Пиаже в Швейцарии, Д.Хеббом в Канаде, А.Ньюэллом и Г.Саймоном в США и другими учеными.
В последней четверти 20 в. психофизиология, а также поведенческая и когнитивная психология обогатились рядом новых подходов к анализу процессов мышления. Некоторые ученые пытаются применить новейшие теории и методы для интерпретации индивидуальных различий в уровне интеллекта, выявляемых при тестировании. Так, были найдены умеренные корреляции между IQ у взрослых и скоростью или организацией специфических когнитивных процессов, используемых, например, при необходимости быстро сравнить стимулы или принять решение. Исследования детей показали, что быстрота, с какой младенцы распознают новые стимулы, умеренно коррелирует с IQ в старшем детском возрасте, что позволило по-новому подойти к рассмотрению проявления способностей у грудных детей. В других исследованиях различия в IQ были соотнесены с разнообразными физиологическими параметрами. Например, у взрослых с высоким IQ выявлены некоторые особенности электрической активности мозга, а методом ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии) показано, что у них относительно низка скорость метаболизма глюкозы в коре головного мозга во время работы над задачами, сходными с теми, что применяются при определении IQ.
Многие склонны утверждать, например, что найденные корреляции между физиологическими процессами и IQ дают возможность объяснить различия в IQ именно этими процессами. Однако причинно-следственные связи здесь не столь просты: особенности физиологических процессов могут отражаться на IQ, но этот показатель может зависеть и от опыта выполнения подобных задач в прошлом; кроме того, нельзя исключить, что различия и в IQ, и в физиологических процессах порождаются какими-то другими, еще не найденными причинами.
Некоторые ученые вкладывают в понятие «интеллект» гораздо более широкий смысл, чем тот, что заложен в обычные тесты IQ. Основываясь на изучении нормальных и одаренных индивидов, а также пациентов с различными поражениями мозга, американский психолог Х.Гарднер выделил не менее семи типов интеллекта, в число которых вошли, помимо способностей, необходимых для выполнения традиционных тестов IQ, также музыкальный интеллект, телесно-кинестетический интеллект, важный для занятий спортом и танцами, и два типа личностного интеллекта, необходимого для понимания самого себя и установления отношений с окружающими. По мнению американского психолога Р.Стернберга, интеллект включает не только аналитические способности, которые измеряются посредством IQ, но также творческие и практические способности. Стернберг предложил теорию иерархической организации мыслительных процессов для объяснения функционирования интеллекта. Другие исследователи изучают процессы мышления путем сопоставления их с «искусственным интеллектом» компьютера и компьютерными программами обработки данных и решения сложных задач.
Опубликовано в Дифференциальная психология
Источник