Природа внешних эффектов экстерналий

Внешние эффекты (экстерналии)

Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии. Под внешним эффектом подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене.

Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные.

Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности. Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности. Например, Ленинградское оптико-механическое объединение, территория которого отделена от основных городских магистралей железной дорогой, в свое время построило подземный переход под путями, которыми могли пользоваться все горожане. В результате вырос их уровень полезности.

Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные внешние эффекты на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции. При положительных экстерналиях наоборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг. Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется.

Предположим, что бумажная фабрика может использовать такой ресурс, как чистая речная вода, не приобретая его на рынке и, следовательно, ничего за него не платя, но лишая других потребителей (рыболовов, купальщиков) возможности использовать этот ресурс. Подобная ситуация возможна потому, что ресурс «чистая вода», который стал ограниченным (за него конкурируют фабрика и потребители), не имеет собственника и используется бесплатно тем, кто сумеет им воспользоваться. В результате фабрика не учитывает возникающие при этом внешние затраты и производит свою бумагу в Парето-неэффективном объеме.

Читайте также:  Памятник природы урочище демерджи

Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают государственное, либо иное регулирование экономики и экономических отношений, с целью сглаживания/устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма. Решение проблем фиаско рынка государством предполагало, до широкого признания идей Р. Коуза, ведение налогов и субсидий. Для устранения отрицательных экстерналий государство вводит сдерживающий налог или заставит производителя покупать лицензию либо установить очистительное оборудование. Этот прием называется интернализацией внешних эффектов (от лат. internus — внутренний). Под интернализацией понимается превращение внешнего эффекта во внутренний.

Представим, если вы «достаете» свою соседку веселой музыкой, а потом женитесь на ней, то в дальнейшем снижение ее полезности будет восприниматься вашей ячейкой общества как общее снижение полезности, и, следовательно, вы будете принимать в расчет это воздействие.

Для интернализации положительных экстерналий государство использует стимулирующие субсидии. Субсидируемый производитель увеличит выпуск продукции до общественно эффективного уровня.

Экономисты австрийской экономической школы полагают, что фиаско рынка на самом деле не существует и проблема решается с помощью чёткой фиксации прав собственности на те или иные ресурсы. Если права собственности на ресурсы будут четко опреде­лены (специфицированы) и соблюдены, включая возможность свобод­ного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему экстерналий самостоятельно, без участия государства, путем купли-про­дажи этих прав. Такую идею выдвинул Р. Коуз, который изучал связь между внешними эффектами, правами собственности и эффективнос­тью, что привело к созданию теоремы (1960 г.), названной в честь уче­ного. Теорема Коуза гласит: внешние эффекты (экстерналии) могут быть интернализированы (от англ internal — внутренний) при четкой спецификации прав собственности на ре­сурсы и свободном обмене этими правами. Теорема выполняется лишь при таком количестве участников обмена правами, при котором трансакционные издержки проведения переговоров о передаче прав собственности не превысят выгод от результатов обмена. Проще гово­ря, количество участников переговоров не должно быть слишком вели­ко.

Представьте себе, что вы хотели бы договориться об обмене права­ми на чистый воздух со всеми владельцами автомобилей, проезжающи­ми по шоссе возле вашего дома. Трансакционные издержки по проведе­нию таких переговоров окажутся запредельно высокими.

Читайте также:  Культурная природа человека философия

Теорема Коуза помогает понять смысл интернализации экстерналий. Например, два завода используют один и тот же ресурс, допустим, реку во взаимоисключаемых целях: один — для сброса отходов, другой — для разведения рыбы. Неважно, кто из них первым получил право на ис­пользование реки. Важно само достижение договора о компенсации: тот, кто получает выигрыш, платит за причиненный ущерб другому. Тогда объемы выпуска и размер прибыли обоих заводов скорректируются: загрязняющий реку завод сократит чрезмерное производство, компенси­руя потери прибыли пострадавшему рыбозаводу. Последний же за счет компенсации сможет увеличить выпуск рыбной продукции по сравнению с преддоговорной ситуацией.

Главный вывод теоремы Коуза заключается в том, что внешние эф­фекты возникают только в случае размытости, неопределенности прав собственности на ресурсы. Если возможно четкое определение прав, проблема внешних эффектов решается путем добровольных перегово­ров о взаимовыгодной купле-продаже данных прав. В конце концов, пра­ва достанутся тому, кто сумеет эффективнее ими распорядиться. Роль государства сводится лишь к установлению «правил игры» при обмене правами собственности на ресурсы.

Обратим внимание, что условие выполнения теоремы Коуза (ограничение количества участников величиной трансакционных издержек проведения переговоров, которая не должна превышать выгод от результата обмена правами) является общим условием эффективной работы рыночного механизма.

Однако, существует категория товаров и услуг, на которые выявить спрос и определить цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за высоких издержек такого выявления. Речь идет об общественных товарах и услугах или об общественных благах.

Источник

Тема 10. Теория внешних эффектов.

1. Природа внешних эффектов, их виды и последствия.

Внешние эффекты, экстерналии – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получивших отражение в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Внешние воздействия могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Отрицательными они являются тогда, когда деятельность одной стороны вызывает издержки другой стороны. Например, сброс сточных вод в реки, где купаются, ловят рыбу. Чем больше сброс, тем меньше улов рыбаков. Положительные внешние воздействия имеют место тогда, когда деятельность одной стороны приносит выгоду другой. Например, если владелец дома благоустраивает территорию вокруг дома, от этого выигрывают соседи. Это выражается следующей формулой: MSB = MPB + MEB, где MSB – предельные общественные выгоды; MPB – предельные частные выгоды MEB – предельные внешние выгоды. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами). MSC = MPC + MEC, где MSC – предельные общественные издержки; MPC – предельные частные издержки; MEC – предельные внешние издержки. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Читайте также:  Идея поделок на тему природы

2. Корректирующие налоги и субсидии а.С. Пигу. Теорема Коуза.

В связи с действием внешних эффектов возникает следующая проблема: необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние с тем, чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами. Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута путем приближения частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). Английский экономист А.С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии. Корректирующий налог – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными экономическими эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. Теорема американского экономиста Р. Коуза посвящена проблеме экстернальных (внешних) эффектов и доказательству того, как их можно трансформировать с помощью распределения прав собственности во внутренние издержки участников рыночного процесса. Решение, предложенное А.С. Пигу, не использует концепцию альтернативных издержек и подходит к факторам, как вещественным, а не правовым явлениям. Суть теоремы Коуза заключается в том, что, если права собственности тщательно определены. а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода).

Источник

Оцените статью