Природа введение 5 класс

Конспект урока по биологии для 5 класса на тему:«Введение. Наука о живой природе».

Цель: сформировать представление о биологии как о науке, определить понятия «биология». Научиться определять значение билогических знаний для человека.

— обучающие: познакомить учеников с понятием биология , что изучает биология,с многообразием живых организмов, областями распространения жизни и ролью биологических знаний в жизни человека.

— развивающие: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развить представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу, способствовать развитию памяти, логики и интеллекта.

— воспитательные: формировать экологическую грамотность, установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде, повышать уровень позновательного интереса к предмету, расширение кругозора.

– личностные: изучить биологию как науку, которая изучает жизнь живых организмов, обитающих на земле и их взаимодействие с окружающей средой.

– метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. В ладение элементарными практическими умениями работы с учебником.

– предметные: формулировать определение понятия «биология». Выявлять особенности изучения жизни на земле , предметом которой являются живые существа , выделять существенные признаки живых организмов, обьяснять роль биологии в практической деятельности человека, уметь делать умозаключения на основе полученных сведений о биологических обьектах.

Универсальные учебные действия:

– л ичностные: проявление учебно-познавательного процесса к биологической науке, осознать необходимость изучения окружающего мира.

– р егулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

– п ознавательные: извлекать информацию о биологических обьектах, формировать умение видеть проблему, обьяснять увиденное, делать выводы, давать определение понятиям .

– к оммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с ребятами по классу, работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства для выражения своих мыслей.

Форма работы учащихся : коллективная, работа в парах

Техническое оборудование : мультимедийная установка, интерактивная доска, персональный компьютер.

Структура и ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку и наличие домашнего задания.

«Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Биология сейчас».

2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Читайте также:  Мексика запасы природного газа

Постановка вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему .

В начальной школе вы изучали различные предметы. Назовите их. В 5 классе учебные предметы расширяются. У вас появился новый предмет – биология.

3.Изучение нового материала или целеполагания.

Что мы будем с вами изучать?

Итог этапа: Молодцы, ребята ! Все хорошо справились с этим заданием.

Поэтому тема урока. « Введение. Наука о живой природе.»

Рассказываю по новой теме с элементами беседы.

2. Приведите примеры живой и неживой природы.

3.Как использует человек живые организмы?

Наука о живой природе

Наука о живой природе возникла сравнительно недавно, но человек начал использовать природу в своих целях гораздо раньше, начиная с самого своего появления.

Древние люди жили в природе и за счет природы. Они являлись рыболовами, охотниками и собирателями. Рыболовы – ловили рыбу и других водных животных. Охотники – охотились на наземных животных. Собиратели – собирали семена, плоды, выкапывали корни растений.

Изучая, таким образом, растения и животных, человек постепенно развивался и начал преобразовывать природу в соответствии со своими нуждами:

· От рыболовства в чистом виде появились рыболовные хозяйства.

· От охоты, постепенно одомашнивая различных диких животных, отсоединилось животноводство – разведение нужных человеку особей в неволе.

· От собирателей, после того, как человек научился выращивать культурные растения, возникло земледелие.

В настоящее время именно животноводство и земледелие обеспечивают большинство людей живущих на Земле пищей, одеждой и жильем.

Но природа и ее возможности требуют дальнейшего бесконечного изучения. Человек уже знает, что все живые организмы состоят из микроскопических ячеек, называемых клетками. По этому признаку живые организмы делятся на одноклеточные – состоят из одной клетки, и многоклеточные – состоят из многих клеток. К одноклеточным организмам относятся микроскопические создания – грибы, животные, водоросли, бактерии. К многоклеточным организмам все растения, грибы и животные вокруг нас, которые мы хорошо видим без вспомогательных приборов (лупы, микроскопа).

По отношению к человеку растения могут быть полезными – к ним относятся культурные растения (например, яблоня, картофель) и сорными – засоряют культурные посевы (например, пырей, одуванчик).

Существует также множество других примеров полезных и сорных растений. Но это деление существует только с точки зрения человека. В природе такого разделения нет.

Животные могут быть также полезными (например, свинья, корова), которые используются человеком, и вредителями, которые уничтожают урожай и портят продукты (например, мыши, крысы).

Читайте также:  Охрана природных водных ресурсов

Мыши и крысы, которые наносят вред человеку, одновременно являются пищей для других животных и в природе они необходимы.

Грибы делятся на: съедобные (например, подосиновик, боровик) и ядовитые (например, мухомор и бледная поганка).

Одновременно с тем ядовитые для человека грибы являются лекарством для некоторых зверей. Поэтому уничтожать их нельзя.

Поэтому, изучение живой природы — необходимый фактор выживания для человека. Наука, изучающая живую природу, называется биология.

Биология – это наука изучающая строение и жизнедеятельность живых организмов, их разнообразие, происхождение и развитие.

Современная биология состоит из множества биологических наук, изучающих отдельные ее части.

· Ботаника – наука о растениях.

· Зоология – наука о животных.

· Микология – наука о грибах.

· Микробиология – наука о бактериях.

Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять

А потом наоборот . (Повороты корпусом)

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (Приседания)

И в последний раз присели, А теперь за парты

4.Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся.

Даю задание в рабочей тетради на странице 4-5, коррректирую правильность выполнения заданий.

Учитель проводит небольшую игру: я буду называть признаки и действия людей. Если речь идет о современных людях, руки понимают девочки, если о первобытных людях – мальчики.

1. Одеваются в шкуры животных

2. Охотятся при помощи копья

5. Сушат варежки на теплых печах

8. Приручили собаку и лошадь

10. Внешне похожи на обезьян

Для того чтобы закрепить все, что вы изучили во время нашего путешествия мы немножко поиграем.
Игра «Паучок»
Учитель раздает ученикам подготовленные заранее листы с заданием, на которых изображено тело паучка с лапками. На теле написано “Естественные науки”, а на лапках ученики дописывают, какие они запомнили науки.

Игра “Найди пару?”
Класс объединяется в две группы. Каждой группе раздаются карточки с названиями явлений, а также с названиями наук (физика, химия, биология, география, астрономия, экология). Задача для команд, как можно быстрее соединить явление с наукой, которая изучает его.
Карточки с названиями явлений:
1. Падение листьев с дерева.
2. Горение угля.
3. Прорастание семян растений.
4. Извержение вулкана.
5. Движение планет.
6. Охрана природы.

Игра “Верю, не верю”
Учащиеся отвечают на вопросы при помощи карточек: красная – не верю, зеленая – верю.
1. Физика изучает движение тел. (В)
2. География изучает только живую природу. (Н)
3. Экология исследует взаимодействие живых организмов между собой. (В)
4. Химия исследует только природные явления. (Н)
5. Технику полета голубя исследует химия. (Н)
6. Особенности поведения воробья исследует биология. (В)
7. Биология изучает живую природу. (В)
8. Химия изучает процессы превращения и взаимодействия веществ. (Н)
9. Образование новых веществ в процессе горения изучает география. (Н)
10. Физика исследует только искусственные механизмы. (Н)
11. Дыхание животных изучает биология. (В)

Читайте также:  Алушта отдых на природе

5. Итог урока или р ефлексия учебной деятельности.

Итак, что нового мы узнали на уроке сегодня?

С какими новыми понятиями познакомились?

-Оцените, что вам сегодня удалось, а что не очень?

Какие выводы вы можете сделать по пройденной теме?

Комментиру ю и выставляю оценки за урок.

Объясняю д/з п.1. стр.4-7. Работа в рабочей тетради.

Источник

Урок 1. Биология — наука о живой природе

Сегодня мы приступаем к изучению биологии. Человек всегда взаимодействовал с природой. Рождённый самой природой на первых этапах своего развития, древний человек испытывал большие сложности ну, представьте себе, первобытные люди были совершенно не защищены: дикие животные, стихийные бедствия, ядовитые растения, укусы ядовитых животных – были для них опасны и избежать контакта с такой агрессивной природой было практически невозможно, именно поэтому древние люди были вынуждены начать изучение природы.

Однако в древности системного изучения природы не было. Знания, накопленные древними людьми, были оформлены в научные учения гораздо позже.

Кстати говоря, о том, что изучает биология, Вы, конечно же, догадываетесь или уверенно знаете, что биология – это наука о живом.

Введение в биологию
Цели и задачи

Цель: сформировать представление о биологии как науке, о роли биологических знаний в жизни человека.

— развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу;

— пробудить интерес к изучению нового предмета.

Узнаем, научимся, сможем

— о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу;

— определять роль биологических знаний в жизни человека;

— объяснять значение науки биологии.

Царства живых организмов

Выделите красным цветом бактерии, зелёным – растения, оранжевым – животных, жёлтым – грибы, синим – вирусы

Источник

Оцените статью