30. Природа человеческих способностей и их развитие.
Природа человеческих способностей рассматривается с 2х сторон:
1)теория наследования- способности обусловлены биологически и их проявления полностью зависит от унаследования генофонда. Обучение и воспитание может лишь ускорить процесс проявления способностей, хотя и без этого они проявятся
2)теория прижизненного формирования способностей— особенности психики определяются качеством воспитания и обучения ,и у каждого человека могут сформироваться любые способности. Факторы соц. среды равны наследственности ,а иногда могут компенсировать их.
Развитие способностей определяют синзитивные периоды развития. Эти периоды рано или поздно заканчиваются и если какая то функция не получила своего развития в определенный период, то впоследствии развить ее трудно или совсем невозможно.
Для успешного развития способностей следует учитывать теории пределов ,согласно которой чел. наиболее полно раскрывает свои способности ,работая на пределе физических или умственных сил.
31. Одаренность- совокупность ряда способностей, необходимых для выдающегося выполнения какой либо деятельности.
Талант— высший уровень способности ,дающий человеку успешно ,самостоятельно и длительно выполнять какую либо деятельность.
Гениальность— высший уровень развития способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности
Источник
2. Природа человеческих способностей
Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Являются ли наши способности врожденными или они формируются прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, — это 1% способностей и 99% пота? Среди ученых имеются активные приверженцы как одной, так и другой точки зрения.
1. Сторонники идеи способностей утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.
Какие факты приводятся в доказательство этой позиции?
Прежде всего — это примеры династий выдающихся людей (Бахов, Дарвинов, Шиллеров, Толстых), повторений способностей у детей талантливых музыкантов, ученых, художников.
Специальные исследования музыкальности детей, у которых оба родителя были музыкальны или оба немузыкальны, также подтверждают эту позицию. Если оба родителя были музыкальны, то ярко выраженная музыкальность наблюдалась у 85% детей и только 7% из них были совсем немузыкальны. Если оба родителя были немузыкальны, то ярко выраженную музыкальность обнаруживали только 25% детей, а совсем немузыкальными оказывались 58%.
Подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей. Приведенные данные скорее отражают результаты совместного действия обоих факторов (генотипического и средового), чем говорят в пользу одного из них.
В подтверждение генотипического фактора указывают на факты проявления способностей в детском возрасте, когда еще не было систематического обучения и воспитания. Так, например, незаурядные способности к математике Гауса проявились в 4 года, музыкальная одаренность Моцарта — в 3 года, литературные способности Пушкина — в 9 лет.
Особый интерес в связи с определением влияния генетических факторов на развитие индивидуальности ребенка представляют исследования гомозиготных (с идентичной наследственностью) и гетерозиготных (разная наследственность) близнецов.
Гомозиготные близнецы, которые жили и воспитывались в разных семьях, вопреки ожиданиям иногда обнаруживают гораздо большее сходство психологических и поведенческих проявлений, чем дети, выросшие в одной семье. Однако несмотря на это, вряд ли оправдано утверждение о том, что их психологическая общность обусловлена только генетически.
Впечатляющие результаты в подтверждение наследования способностей были получены также в экспериментальных исследованиях на животных с применением методов искусственной селекции. Крыс обучали находить путь в лабиринте. Отбирались «умные» крысы, которые успешнее справлялись с задачей, и «глупые». Затем происходило скрещивание внутри каждой из групп. В шестом поколении потомки «умных» крыс значительно быстрее проходили по лабиринту, чем их «родители», а показатели «глупых» крыс были еще слабее. Результаты подобных исследований показывают возможность накопления генетической предрасположенности к успешному обучению, но насколько успех в развитии способностей зависит от наследственных задатков, сказать трудно.
2. Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения и что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых «детях-маугли», которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности человеческого развития вне социума.
По мнению американского ученого Ушби, способности определяются прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие — только репродуктивные. В настоящее время приверженцы этой идеи в США создают специальные центры «выращивания» одаренных детей. (Азазель)
Известно много случаев, когда в различных областях деятельности (науки, искусства) вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по своей численности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов статистики. Ю.Б.Гиппенрейтер в книге «Введение в общую психологию» приводит пример из опыта московского учителя музыки М.П.Кравца. Он специально выбирал особенно неспособных в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня учащихся центральной музыкальной школы (уровня, как известно, самого высокого). Кравца увлекал сам процесс производства «способностей». Он считал, что неспособных детей вообще не существует.
Ю.Б.Гиппенрейтер и О.В.Овсянникова под руководством А.НЛеонтьева исследовали факты массового развития некоторых специальных способностей, в частности звуковысотного слуха в условиях определенных культур. Звуковысотный слух, или восприятие высоты звука, составляет основу музыкального слуха. Исследования выявили сильную недоразвитость этой перцептивной способности примерно у одной трети взрослых русских испытуемых. Эти же лица оказались крайне немузыкальны. Вьетнамцы же по показателю звуковысотного слуха опередили группу испытуемых русской национальности; по другим тестам они обнаружили даже 100%-ную музыкальность. Эти различия находят объяснения в особенностях русского и вьетнамского языков: первый относится к «тембровым», второй — к «тональным» языкам. Во вьетнамском языке высота звука несет функцию смыслоразличения, а в русском языке такой функции у высоты речевых звуков нет, фонемы различаются по своему тембру. В результате все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают свой музыкальный слух, чего не происходит с русскими или европейскими детьми. Этот пример показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнений в формирование такой «классической « способности, какой всегда считался музыкальный слух.
На основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что факторы среды обладают весом, соизмеренным с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.
Источник
4. Природа человеческих способностей
До сих пор нами обсуждались такие способности, которые так или иначе связаны с биологическими особенностями организма. Упоминались также социальные способности, биологическую основу которых пока еще никому точно установить не удалось. Это — высшие, культурно обусловленные способности, свойственные лишь человеку: художественные, музыкальные, лингвистические, математические, инженерные и ряд других. Они имеют иное происхождение, формируются и развиваются иначе, чем те, которые имеют явно выраженные биологические задатки и непосредственно зависят от созревания тех или иных органических структур. Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни:
- Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей. Эта среда искусственна, включает множество предметов материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование человека и удовлетворение его собственно человеческих потребностей.
- Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства.
- Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности.
- Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки, располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник