Природа является саморазвивающейся системой

Природа является саморазвивающейся системой

А. Природа и общество являются саморазвивающимися системами.

Б. Природа оказывает влияние исключительно на экономическую сферу общественной жизни.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Указание:

Решение:

Общество – это исторически сложившаяся и обособившаяся от природы часть мира. В чем же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий волей и сознанием. Общество как социальная система – определённое целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи.

Природа – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Природа существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам.

Природа – естественная основа жизнедеятельности человеческого общества. Известно, что природа является огромной кладовой ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и повседневной жизни. Неразрывная связь природы и общества проявляется в том, что, с одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда, а также на развитие духовной культуры (произведения художников, композиторов, поэтов, и др., созданные под влиянием природы на их творчество).

Источник

2. Природа как саморазвивающаяся система: физико-космологическая и биогеохимическая стратегии научного исследования природы

Общим основанием естественнонаучного изучения природы на со­временном этапе становится принцип универсального эволюционизма, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия есте­ственнонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни. Основной вклад в реализацию этого масштабного проекта вносят физико-космологические, биогеохимические и социаль­но-экологические научные дисциплины.

В формировании образа природы как саморазвивающейся системы определяющую роль играют три важнейших направления в современ­ном научном познании: теория нестационарной Вселенной, синергети­ка, а также теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.

Читайте также:  Природа смоленского района смоленской области

Теория нестационарной Вселенной возникла в результате революции в астрономии в начале XX в. Первой версией этой теории стала концеп­ция расширяющейся Вселенной, благодаря которой в научный обиход вошли представления о космической эволюции, начавшейся примерно 15-20 млрд лет назад. Теория раздувающейся Вселенной, появившаяся в середине XX в., установила взаимосвязь между эволюционными про­цессами в мега- и микромире. Дальнейшее развитие космологических исследований привело к становлению в 80-е гг. XX в. космомикрофизики, синтезирующей космологию и физику высоких энергий. Эта отрасль современного знания ведет поиск единого подхода к описанию процес­сов, происходящих на разных уровнях организации материи — от ядер атомов до звезд и планет — и тем самым способствует созданию непро­тиворечивой модели самоорганизации Универсума.

Современной теорией самоорганизации является синергетика. Под­ходы синергетики могут быть распространены на рассмотрение любых самоорганизующихся систем, включающих в себя многие подсистемы (электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, органы, сложные мно­гоклеточные организмы, люди, сообщества людей и т. д.). Благодаря синергетике, самоорганизация, включающая все процессы самострукту­рирования, саморегуляции, самовоспроизведения, начинает рассматри­ваться как одно из основных свойств Универсума.

Представления об открытых саморазвивающихся системах находят подкрепление в самых различных отраслях знания. Прежде всего к ним стоит отнести термодинамику неравновесных процессов и теорию эволюционного катализа. В рамках последней рассматриваются осо­бые химические объекты с неравновесной структурой и функциональ­ной организацией. Такие объекты способны к прогрессивной эволю­ции, а сама химическая эволюция может быть представлена как про­цесс необратимых последовательных изменений элементарных ката­литических систем

Огромную роль в разработке эволюционных идей традиционно иг­рал концептуальный аппарат биологии. В 20-е гг. XX в. в биологии начало формироваться новое направление эволюционного учения – учение об эволюции биосферы и ноосферы. Его становление связано с именем В. И. Вернадского, видного ученого-естествоиспытателя, за­ложившего основы нового научного направления – биогеохимии.

Биосфера, по В. И. Вернадскому, представляет собой особое геоло­гическое тело, структура и функции которого определяются специфиче­скими особенностями Земли и космоса. Она является результатом дли­тельной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями. Под влиянием научной мысли и человеческого труда био­сфера переходит в новое состояние – ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил. Жизнь пред­стает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в качестве особой составляющей в косми­ческую эволюцию

Читайте также:  Минимальная теплотворная способность природного газа

Таким образом на рубеже XIX и XX вв., благодаря развитию есте­ствознания, возникает общенаучная картина природы как саморазви­вающейся системы. Она становится фундаментальной исследователь­ской программой науки на этапе интенсивного междисциплинарного синтеза знаний.

Источник

23. Природа как самоорганизующая система. Основные стратегии научного исследования природы

В предельно широком философском смысле природа — это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», реальность, «Универсум», «Космос». Под природой в узком смысле слова понимается естественная среда обитания человека, традиционно противопоставляемая обществу, а в соответствии с канонами классической философии — и человеку. Природа, понимаемая в узком смысле слова, выступает в качестве объекта изучения конкретных наук, что не исключает философской рефлексии над различными аспектами существования природного мира. Общим основанием естественнонаучного изучения природы на современном этапе становится принцип универсального эволюционизма, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни. Основной вклад в реализацию этого масштабного проекта вносят физико-космологические, биогеохимические и социально-экологические научные дисциплины. В формировании образа природы как саморазвивающейся системы определяющую роль играют три важнейших направления в современном научном познании: теория нестационарной Вселенной, синергетика, а также

теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы. Теория нестационарной Вселенной возникла в результате революции в астрономии в начале XX в. Первой версией этой теории стала концепция расширяющейся Вселенной, благодаря которой в научный обиход вошли представления о космической эволюции, начавшейся примерно 15-20 млрд лет назад. Теория раздувающейся Вселенной, появившаяся в середине XX в., установила взаимосвязь между эволюционными процессами в мега и микромире. Дальнейшее развитие космологических исследований привело к становлению в 80-е гг. XX в. космомикрофизики, синтезирующей космологию и физику высоких энергий. Эта отрасль современного знания ведет поиск единого подхода к описанию процессов, происходящих на разных уровнях организации материи — от ядер атомов до звезд и планет — и тем самым способствует созданию непротиворечивой модели самоорганизации Универсума. Современной теорией самоорганизации является синергетика. Подходы синергетики могут быть распространены на рассмотрение любых самоорганизующихся систем, включающих в себя многие подсистемы (электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, органы, сложные многоклеточные организмы, люди, сообщества людей и т.д.).Благодаря синергетике, самоорганизация, включающая все процессы самоструктурирования, саморегуляции, самовоспроизведения, начинает рассматриваться как одно из основных свойств Универсума.Представления об открытых саморазвивающихся системах находят подкрепление в самых различных отраслях знания. Прежде всего к ним стоит отнести термодинамику неравновесных процессов и теорию эволюционного катализа. В рамках последней рассматриваются особые химические объекты с неравновесной структурой и функциональной организацией. Такие объекты способны к прогрессивной эволюции, а сама химическая эволюция может быть представлена как процесс необратимых последовательных изменений элементарных каталитических систем.Огромную роль в разработке эволюционных идей традиционно играл концептуальный аппарат биологии. В 20-е гг. XX в. в биологии начало формироваться новое направление эволюционного учения – учение об эво-

Читайте также:  Измерение объекта живой природы

люции биосферы и ноосферы. Его становление связано с именем В. И. Вернадского, видного ученого-естествоиспытателя, заложившего основы нового научного направления – биогеохимии. Биосфера, по В. И. Вернадскому, представляет собой особое геологическое тело, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и космоса. Она является результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил. Жизнь предстает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в качестве особой составляющей в космическую эволюцию.Таким образом на рубеже XIX и XX вв., благодаря развитию естествознания, возникает общенаучная картина

природы как саморазвивающейся системы. Она становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе интенсивного междисциплинарного синтеза знаний.

Источник

Оцените статью