4.Природа языка и его сущность. Функции языка
Язык— это абстрактная система ,выражающаяся в речи. Речь динамична. Язык универсален, системен, а речь последовательна.
1.. Натуралистический (биологический) подход к языку( Шлейхер_)
Природа языка- это природное явление. Язык рождается ,развивается, устаревает и умирает.
Некоторые ученые считали язык явлением биологическим, поставили его в один ряд с такими явлениями жизни человека, как способность есть, пить, ходить и т.д. Получилось, таким образом, что язык якобы наследуется и заложен в самом биологическом существе человека.
Такой взгляд на природу языка в корне неверен. без помощи язык не развивается. Язык формируется в результате воздействия окр.среды. Теперь хорошо известно, что язык не наследуется, не передается от старших к младшим, подобно передаче некоторых биологических признаков расы (цвет волос, форма лица и т.д.). Ребенок начинает говорить не на языке родителей, а на языке окружающих его.
2. Психический подход к языку
Язык –индивидульный дух. Вильгельм Гумбольдт. Язык – явление психическое.
* связь между языком и мышлением очень тесная ( но мы не можем утверждать)
Он видел в языке проявление «духа народа». Но отождествлять язык и сознание вряд ли возможно. Если бы язык отдельного человека возникал по веле¬нию его индивидуального сознания (или «духа народа»), это при¬водило бы либо к формированию множества индивидуальных языков либо к исчезновению разли¬чий между ними. К тому же нельзя отождествлять сознание и язык: сознание идеально, язык материален.НО индивидуален не язык, речь.
3. Язык — явление социальное
Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое. Но язык не внешнее явление, которое лишь сопровождает человека. Он глубоко связан с человеческим разумом.
Фердинанд де соссюр говорил, что язык возникает как потребность в передачи информации. Общество диктует законы языку. Язык –общение, речевая ситуация.
Языковое общение всегда основывается на усвоении (стихийном или сознательном) данного языка участниками общения, не на врожденном, а на приобретен¬ном знании. За редкими исключениями языковое общение носит преднамеренный, осознанный характер. Это значит, что, пользуясь языком, можно отвлечься от ситуации, говорить о том, чего в данную минуту нет, о прошлом и будущем, обобщать и строить предположения, т.е. мыслить, можно обращаться к воображаемому собеседнику. Содержание ин¬формации, передаваемой языком, в принципе безгранично, как без¬гранично само человеческое познание. Языковое общение выступа¬ет как качественно особый обмен информацией — не просто сооб¬щение каких-то фактов или передача связанных с ними эмоций, но и обмен мыслями по поводу этих фактов.
- Коммуникативная — основная социальная функция языка, так как язык — главная форма общения, которая даёт возможность людям понять друг друга.
Источник
Лекция 2. Природа, сущность языка План лекции:
Выявление природы языка является одной из проблем языкознания. Выявить природу языка — это значит определить к каким явлениям он относится: биологическим, психическим, общественным (социальным). Существует много ответов на этот вопрос. а) Натуралистический (биологический) подход к языку Некоторые ученые считали язык явлением биологическим, то есть они поставили его в один ряд с такими явлениями жизни человека как способность есть, пить, ходить и т.д. Эта точка зрения возникла в середине XIX века под влиянием развития естественных наук, получалось так, что язык заложен якобы в самом биологическом существе человека и может передаваться по наследству. Развитие натуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося немецкого исследователя Августа Шлейхера (1821-1868). Наиболее отчетливо натуралистическая философия языка Шлейхера изложена в таких работах как » Теория Дарвина и наука о языке»1863, » Значение языка для естественной истории человека» 1865. В работе «Теория Дарвина и наука о языке» Шлейхер прямо указывал, что «законы, установленные Дарвином для видов растений и животных, применимы, по крайней мере, в главных чертах своих и к организмам языков». Наиболее ярко влияние теории Дарвина проявляется в перенесении Шлейхером положения о борьбе за существование в растительном и животном мире на язык. Шлейхер убежден, что в настоящем периоде жизни человечества победителями в борьбе за существование оказываются преимущественно языки индогерманского племени. Он переносит на языки установленный Дарвином закон изменчивости видов. По его мнению, те языки, которые, по выражению ботаников и зоологов, являлись бы видами одного рода, в языкознании признаются за детей одного общего основного языка, из которого они произошли путем постепенного изменения. Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в способности языка к эволюции. В этой связи Шлейхер заявляет: «Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов — растений и животных». Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения, в который языки всё более и более отдаляются от достигнутой наивысшей ступени развития и их формы терпят ущерб. При всех недостатках натуралистическое направление в языкознании должно рассматриваться как этап поступательного движения науки о языке. Ценным следует считать стремление представителей этого направления, в частности Шлейхера, применять к изучению языка точные методы естественных наук. Ошибочным в концепции Шлейхера и его последователей явилось слишком прямолинейное перенесение на язык законов, присущих биологическим организмам, которые, действительно растут, развиваются, а затем дряхлеют и умирают. Языки, конечно, тоже возникают, развиваются и иногда умирают. Но смерть эта носит не биологический, а социально-исторический характер. Язык умирает только с исчезновением говорящего на нем общества, коллектива людей. Также ошибочным является утверждение сторонников этой теории, что язык может передаваться по наследству. Например, если новорожденного ребенка поместить на необитаемом острове и если он там выживет, то он будет прекрасно бегать, лазать, но говорить не будет. Ведь ребенок начинает говорить не на языке родителей, а на языке окружающих его людей. Однако, несмотря на ошибочный характер натуралистической концепции в языкознании, следует всегда учитывать тот факт, что сравнение языка с живым организмом способствовало утверждению системного взгляда на язык как на объект, обладающий собственной структурой. б) Психический подход к языку Другая известная точка зрения на природу и сущность языка — это то, что язык — явление психическое. Одним из виднейших представителей, который представлял психологическую точку зрения на язык был Гейман Штейнталь (1823-1899). Наиболее четко и последовательно психологическая концепция Штейнталя представлена в его работе «Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения». Штейнталь считал язык явлением психическим, которое развивается на основе законов психологии. Он отрицал роль мышления в становлении языка, придавая значение психике. Логику Шлейхер вовсе исключал, утверждая, что «категории языка и логики не совместимы, также мало могут быть соотнесены друг с другом как понятие круга и красного». Таким образом, он категорически отрицал участие мышления в развитии языка. Всё внимание Штейнталь сосредотачивал на индивидуальном акте речи, рассматривая язык как явление психического порядка. Языковеды, поддерживающие эту теорию, утверждали, что язык возникает как результат психики человека. Но в таком случае язык должен быть индивидуальным у каждого человека, как и индивидуальна психика каждого человека. Между тем этого никогда не бывает. Язык отдельного человека возникает и развивается только в коллективе под влиянием речи коллектива. в) Язык — явление социальное Наконец, существует точка зрения, что язык явление социальное. Ф. Энгельс: «Язык также древен, как и сознание… Подобно сознанию, язык возникает из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми». Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое. Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Именно этой своей функцией он отличается от других общественных явлений — таких как, например, производство, техника, наука, мышление и др. Датчанин Ельмслев в своей книге «Пролегомены к теории языка» дает исчерпывающую характеристику языку как явлению: «Язык человеческой речи — неисчерпаемый запас разнообразных сокровищ. Язык неотделим от человека и следует за ним во всех его действиях. Язык — инструмент, посредством которого человек формирует мысль и чувства, настроения, желания, волю и деятельность. Язык инструмент, посредством которого человек влияет на людей, а другие влияют на него. Язык — первичная и самая необходимая основа человеческого общества. Но он также конечная необходимая опора человеческой личности, прибежище человека в часы одиночества, когда разум вступает в борьбу с жизнью и конфликт разрождается монологом поэта или мыслителя. Но язык не внешнее явление, которое лишь сопровождает человека. Он глубоко связан с человеческим разумом. Это богатство памяти, унаследованное личностью и племенем. Язык настолько глубоко пустил корни в личность, семью, нацию, человечество и саму жизнь, что мы иногда не можем удержаться от вопроса, не является ли язык не просто отражением явлений, но их воплощением, тем семенем, из которого они выросли. В силу этих причин язык всегда привлекал внимание человека, ему удивлялись, его описывали в поэзии и науке». г) Язык как система знаков Язык рассматривается как система знаков. Знак — можно определить как своеобразную материальную единицу, создающую язык как явление. Применительно к языку термин знак можно определить следующими пунктами: 1. Знак должен быть материален, то есть он должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь. 2. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует. 3. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой. 4. Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.
Источник