Урок- экскурсия по окружающему миру во 2 классе:»Природа зимой»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Цель: познакомить с различными источниками питания животных зимой (плоды и семена растений, побеги, кормушки). Задачи : выяснить, чем питаются определенные виды животных (белка, птицы); воспитывать бережное отношение к природе.
— проводить наблюдения за снежным покровом, плодами, семенами растений, птицами у кормушки;
— фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей, рисунков;
— следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии
Получат возможность научиться:
— проводить самостоятельные наблюдения для нахождения необходимой информации и проверки гипотез о том, как животные добывают корм зимой.
Умения, характеризующие достижение результата:
— различать растения в зимний период по плодам и семенам;
— определять зимующих птиц и характерный для них корм;
— выявлять особенности добывания корма в зимний период у зверей и птиц;
— определять цель и план наблюдения;
— фиксировать результаты наблюдения и опыта в предложенной форме (словесное описание, рисунок);
— следовать инструкции (плану) проведения наблюдения;
— делать выводы на основе наблюдения.
Оборудование: деревянная линейка с делениями для измерения глубины снега, лопатка для раскапывания снега, корм для птиц (семена, ягоды рябины), коробки для сбора шишек, атлас – определитель, рабочие листы.
Подготовка к экскурсии : зимнюю экскурсию следует провести на то же место, что и осенью. Накануне учителю на месте проведения надо отметить объекты для наблюдений. Перед экскурсией прочитать рассказы о природе зимой, установить кормушки для наблюдения за птицами.
Источник
Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе
Ресурсы урока : Плешаков А.А. Учебник, с. 130, 131; рабочая тетрадь, с.51, мультимедийный проектор, компьютер, листы с текстами для учеников; листы с синим фоном, краски, кисточки, баночки с водой, раздаточный материал – снежинки.
1. Мотивация познавательной деятельности
Отгадывают загадку, аргументируя ответ
— Ежедневно в природе происходят изменения. Кажется, ещё недавно мы наблюдали за красотой осенних листьев. И вот уже за окном падают снежинки. Нет ничего более изменчивого, чем природа.
— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Демонстрирует слайд с темой урока и зимним пейзажем
Рассматривают и читают тему урока
2. Актуализация необходимых знаний
Предлагает послушать стихотворение И. Сурикова «Зима»
Демонстрирует слайд с фотографиями зимней и осеней природы
— Рассмотрите фотографии. Какие из них могли бы быть иллюстрациями к стихотворению Сурикова? Почему?
Анализируют фотографии, делают выводы
— Сравните изображения. Как изменилась природа с наступлением зимы? Кто покрасил всё в белый цвет? Послушайте сказку о художнике, рисующим зиму.
3. Организация познавательной деятельности
Читает отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четыре художника».
Слушают и следят по тексту
Организует работу в паре с текстом.
Предлагает ответить на вопросы:
— Какие картины можно нарисовать к тексту?
— Кто из вас любит зиму? Почему?
— Какие пословицы о зиме вы знаете?
— Как зимой можно сохранить и укрепить здоровье?
Работают в парах: договариваются о способе выполнения задания, перечитывают текст, находят и подчеркивают в тесте нужные предложения, рассказывают о выполнении задания
Отвечают на вопросы. Активизируют личный опыт. Высказывают и обосновывают свое мнение.
— На занятие в ДЭЦ вы говорили о том, как образуется снежинки. Расскажите об этом.
Предлагает ответить на вопросы:
— Как образуются снежные хлопья?
— Почему снег хрустит под ногами?
Организует работу в тетради (с.85, з. 2)
Отвечают на вопросы. Активизируют личный опыт. Высказывают и обосновывают свое мнение.
Самостоятельно выполняют задание в тетради, проверяют правильность в парах
Предлагает ответить на вопросы:
— Какие зимние явления в неживой природе вы знаете?
Предлагает поработать со словами:
— Какие явления природы вы не назвали?
— Почему эти слова записаны в три столбика?
— Что объединяет слова в первой группе?
— Как бы вы назвали одним словом?
— Что объединяет слова во второй группе?
— Чем эти явления природы отличаются друг от друга?
— Где можно узнать ответ на вопрос?
— Это ваше первое домашнее задание
— Это ваше второе домашнее задание.
Предлагает рассмотреть фотографии и ответить на вопрос:
— Какие явления в неживой природе вы видите на слайде?
Отвечают на вопросы. Активизируют личный опыт. Высказывают и обосновывают свое мнение.
Читают слова. Отвечают на вопросы. Активизируют личный опыт. Высказывают и обосновывают свое мнение.
Анализируют фотографии, делают выводы
Предлагает послушать стихотворение М. Лесна-Рунио
— Кто догадался о каком художнике идет речь?
Предлагает нарисовать зимний узор
Рисуют на листах с синим фоном. Затем устраивается выставка работ.
Предлагает ответить на вопросы:
— Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы?
— Что нового узнали для себя?
— Как зимой нужно укреплять здоровье?
Организует самооценку работы на уроке.
— Посмотрите, у каждого к рабочему месту прикреплена снежинка. Возьмите в руки свою снежинку. Эти снежинки помогут нам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали, то у вас настроение хорошее и ваша снежинка легкая и летит высоко над землей. Если вы не очень довольны собой, то ваша снежинка тяжелая, летит она близко к земле.
— Можно встать с места и прикрепить свою снежинку на полотно.
Отвечают на вопросы, осмысляют изученное.
Стихотворение М. Лесна-Раунио.
Кто нанёс орнамент сложный
Дед Мороз от скуки, что ли,
В тёплый дом решил забраться.
И Морозно — будь что будет —
Сквозь окно полез к ним вскоре.
В окнах стёкла были всюду,
Света в дом не пропускали.
Стихотворение И.Сурикова «Зима».
Белый снег, пушистый, в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
Отрывок сказки Г. Скребицкого «Четыре художника».
Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима.
Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть.
Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
Хорошая получилась картина зимнего леса!
Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
В зимний холод всякий молод.
Береги нос в большой мороз.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Рассказ В. Архангельского « Летят снежные пушинки»
С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!
Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.
Под самолётом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими, нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе— это замёрзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звёздочки и лучи.
Идёт зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.
А тут ещё пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твёрдая корочка. Она называется настом.
В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья.
Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.
Источник