Природа зимой 2 класс школа

Урок- экскурсия по окружающему миру во 2 классе:»Природа зимой»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Цель: познакомить с различными источниками питания животных зимой (плоды и семена растений, побеги, кормушки). Задачи : выяснить, чем питаются определенные виды животных (белка, птицы); воспитывать бережное отношение к природе.

— проводить наблюдения за снежным покровом, плодами, семенами растений, птицами у кормушки;

— фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей, рисунков;

— следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии

Получат возможность научиться:

— проводить самостоятельные наблюдения для нахождения необходимой информации и проверки гипотез о том, как животные добывают корм зимой.

Умения, характеризующие достижение результата:

— различать растения в зимний период по плодам и семенам;

— определять зимующих птиц и характерный для них корм;

— выявлять особенности добывания корма в зимний период у зверей и птиц;

— определять цель и план наблюдения;

— фиксировать результаты наблюдения и опыта в предложенной форме (словесное описание, рисунок);

— следовать инструкции (плану) проведения наблюдения;

— делать выводы на основе наблюдения.

Оборудование: деревянная линейка с делениями для измерения глубины снега, лопатка для раскапывания снега, корм для птиц (семена, ягоды рябины), коробки для сбора шишек, атлас – определитель, рабочие листы.

Подготовка к экскурсии : зимнюю экскурсию следует провести на то же место, что и осенью. Накануне учителю на месте проведения надо отметить объекты для наблюдений. Перед экскурсией прочитать рассказы о природе зимой, установить кормушки для наблюдения за птицами.

Источник

Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе

Ресурсы урока : Плешаков А.А. Учебник, с. 130, 131; рабочая тетрадь, с.51, мультимедийный проектор, компьютер, листы с текстами для учеников; листы с синим фоном, краски, кисточки, баночки с водой, раздаточный материал – снежинки.

1. Мотивация познавательной деятельности

Отгадывают загадку, аргументируя ответ

— Ежедневно в природе происходят изменения. Кажется, ещё недавно мы наблюдали за красотой осенних листьев. И вот уже за окном падают снежинки. Нет ничего более изменчивого, чем природа.

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Демонстрирует слайд с темой урока и зимним пейзажем

Рассматривают и читают тему урока

2. Актуализация необходимых знаний

Предлагает послушать стихотворение И. Сурикова «Зима»

Демонстрирует слайд с фотографиями зимней и осеней природы

— Рассмотрите фотографии. Какие из них могли бы быть иллюстрациями к стихотворению Сурикова? Почему?

Читайте также:  Мп3 нет звуки природы

Анализируют фотографии, делают выводы

— Сравните изображения. Как изменилась природа с наступлением зимы? Кто покрасил всё в белый цвет? Послушайте сказку о художнике, рисующим зиму.

3. Организация познавательной деятельности

Читает отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четыре художника».

Слушают и следят по тексту

Организует работу в паре с текстом.

Предлагает ответить на вопросы:

— Какие картины можно нарисовать к тексту?

— Кто из вас любит зиму? Почему?

— Какие пословицы о зиме вы знаете?

— Как зимой можно сохранить и укрепить здоровье?

Работают в парах: договариваются о способе выполнения задания, перечитывают текст, находят и подчеркивают в тесте нужные предложения, рассказывают о выполнении задания

Отвечают на вопросы. Активизируют личный опыт. Высказывают и обосновывают свое мнение.

— На занятие в ДЭЦ вы говорили о том, как образуется снежинки. Расскажите об этом.

Предлагает ответить на вопросы:

— Как образуются снежные хлопья?

— Почему снег хрустит под ногами?

Организует работу в тетради (с.85, з. 2)

Отвечают на вопросы. Активизируют личный опыт. Высказывают и обосновывают свое мнение.

Самостоятельно выполняют задание в тетради, проверяют правильность в парах

Предлагает ответить на вопросы:

— Какие зимние явления в неживой природе вы знаете?

Предлагает поработать со словами:

— Какие явления природы вы не назвали?

— Почему эти слова записаны в три столбика?

— Что объединяет слова в первой группе?

— Как бы вы назвали одним словом?

— Что объединяет слова во второй группе?

— Чем эти явления природы отличаются друг от друга?

— Где можно узнать ответ на вопрос?

— Это ваше первое домашнее задание

— Это ваше второе домашнее задание.

Предлагает рассмотреть фотографии и ответить на вопрос:

— Какие явления в неживой природе вы видите на слайде?

Отвечают на вопросы. Активизируют личный опыт. Высказывают и обосновывают свое мнение.

Читают слова. Отвечают на вопросы. Активизируют личный опыт. Высказывают и обосновывают свое мнение.

Анализируют фотографии, делают выводы

Предлагает послушать стихотворение М. Лесна-Рунио

— Кто догадался о каком художнике идет речь?

Предлагает нарисовать зимний узор

Рисуют на листах с синим фоном. Затем устраивается выставка работ.

Предлагает ответить на вопросы:

— Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы?

— Что нового узнали для себя?

Читайте также:  Природа тянь шаньских гор

— Как зимой нужно укреплять здоровье?

Организует самооценку работы на уроке.

— Посмотрите, у каждого к рабочему месту прикреплена снежинка. Возьмите в руки свою снежинку. Эти снежинки помогут нам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали, то у вас настроение хорошее и ваша снежинка легкая и летит высоко над землей. Если вы не очень довольны собой, то ваша снежинка тяжелая, летит она близко к земле.

— Можно встать с места и прикрепить свою снежинку на полотно.

Отвечают на вопросы, осмысляют изученное.

Стихотворение М. Лесна-Раунио.

Кто нанёс орнамент сложный

Дед Мороз от скуки, что ли,

В тёплый дом решил забраться.

И Морозно — будь что будет —

Сквозь окно полез к ним вскоре.

В окнах стёкла были всюду,

Света в дом не пропускали.

Стихотворение И.Сурикова «Зима».

Белый снег, пушистый, в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Отрывок сказки Г. Скребицкого «Четыре художника».

Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима.

Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть.

Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

Хорошая получилась картина зимнего леса!

Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

Читайте также:  Какие цвета волос бывают от природы названия

В зимний холод всякий молод.

Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Рассказ В. Архангельского « Летят снежные пушинки»

С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолётом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе— это замёрзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звёздочки и лучи.

Идёт зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.

А тут ещё пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твёрдая корочка. Она называется настом.

В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья.

Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

Источник

Оцените статью