Презентация и конспект урока «Природные зоны России» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
-способствовать формированию представлений о природных зонах России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации.
-развитие интереса к предмету «Окружающий мир».
-воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;
-бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты,
-овладеть способностью понимать и формулировать учебную задачу урока;
-знать и уметь называть основные природные зоны России;
-пользоваться картой природных зон России и физической картой, как источником информации;.
- включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
- осознание ответственности ученика за общее благополучие класса
- демонстрируют навыки культурного поведения при общении, проявляют ценностное отношение к природному миру
- принимать и сохранять заданную учебную цель,
- учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- адекватно понимать оценку взрослого,
- взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
- осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
- обобщать полученные знания,
- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
- слушать собеседника,
- задавать вопросы,
- контролировать действия партнёра,
- эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Учебник окружающий мир 4 класс (1часть) О.Н. Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов
Русский язык, литературное чтение
Учащиеся принимают участие в обсуждении проблем.
Учащиеся выполняют задания.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Диагностика результатов урока:
Подведение итогов проделанной работе на уроке.
- Организация начала урока (1 мин)
- Актуализация знаний. (10 мин)
- «Открытие» новых знаний(19 мин)
- Физкультминутка (1 мин)
- Закрепление новых знаний (5 мин)
- Итог урока. Рефлексия (5 мин)
1.Организация начала урока
Добрый день, дорогие друзья!
-Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше рабочее место. Все ли готово к уроку?
Приветствие учителя и учеников.
Проявление эмоциональной отзывчивости.
-Ребята, послушайте внимательно стихотворение и ответьте на мои вопросы:
Учитель читает стихотворение «Необъятная страна»:
— Какова главная мысль прочитанного стихотворения?
— Как вы думаете, в чем заключается связь стихотворения и сегодняшнего урока?
-Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы убедимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.
Условия для жизни организмов очень разнообразны, и разным уголкам нашей страны присуща разнообразная природа. Как вы думаете, почему?
Давайте с вами проведем небольшой опыт.
(- Теллурий (от лат. tellus — « Земля », в родительном падеже — telluris) — прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси .)
— Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла?
— Как вам кажется, влияет ли такое явление на природу земного шара?
-Ребята, на Земле есть очень большие пространства с похожими природными условиями , и каждое из них имеет свой характерный растительный и животный мир.
-Как вы думаете, как будут называться такие пространства?
-Исходя из этого предположите, как будет звучать тема нашего урока?
-Какую цель мы поставим перед собой на урок?
«Сегодня на уроке мы познакомимся с …(природными зонами нашей страны)»
1.Определеим, какие природные зоны находятся на территории России;
2.Изучим их обозначение и местонахождение на карте;
3.Узнаем о признаках каждой природной зоны, ее обитателях и растительности.
Наша страна большая и ее природа очень разнообразна. Разнообразие природы изучаем на уроках окружающего мира.-
Солнце неравномерно прогревает разные участки Земли
-Солнечные лучи на эту часть земного шара попадают прямо, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше
-Да, природа будет разнообразна и меняется в направлении с севера на юг.
-Природные зоны нашей страны
Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворение. Анализируют его.
Участие в опыте. Исследовательская деятельность
Определение темы урока. Цели и задач урока.
Предметные:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
-Знакомство с новым понятием «Природные зоны».(На доске понятие)
-Для того, чтобы вспомнить, что такое природные зоны, давайте обратимся к словарику из учебника
-На сегодняшнем уроке совместными усилиями мы на определим, какие природные зоны существуют в России
-Наша страна очень большая, и ее живая и неживая природа очень богата и разнообразна. Северные района нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, южные больше. Вот почему с севера на юг сменяется несколько природных зон. Всего их 6: (Читает один из учеников)
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ(ледяная зона)
— Вспомните, с какими видами географических карт мы уже работали на уроках?
— С помощью чего мы можем прочитать карту?
— Представьте, что вы географы и составляете карту природных зон. Каким бы цветом вы обозначили каждую природную зону и почему?
-А теперь, давайте обратимся к карте природных зон России в учебнике (стр.60-61) и найдем условные обозначения природных зон.
Поработайте в парах и расскажите соседу, каким цветом обозначены зоны и покажите их на карте.(Работа с картой)
-Сегодня мы с вами побудем в роли настоящих исследователей.
Для подробного изучения зон, вам предлагаются таблицы, которые необходимо заполнить. Для продуктивной и быстрой работы разделимся на группы исследователей:
1 ряд- Географы . Вам необходимо найти информацию о местоположении зоны, характеристику климата и температуры
2 ряд- Зоологи. Вам необходимо составить характеристику животного мира. Перечислить обитателей зоны.
3 ряд- Ботаники. Вам необходимо выбрать информацию о почве и растениях зоны
+ информация о природных зонах России (презентация, работа с текстом)
Природные зоны -участки суши со сходными природными условиями, сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору .
Источник
Природные зоны России
Климат, рельеф и природа России отличаются большим разнообразием. Это стало возможным благодаря тому, что страна занимает очень большую территорию, на которой расположены почти все климатические пояса, которые только существуют в природе. Последовательно сменяя друг друга, они обусловливают удивительное многообразие животного и растительного мира России.
Что такое природная зона?
Природная зона – это территория, для которой характерны однообразные климатические условия, состав почвы, особенности растительного и животного мира. Названия природных зон соответствуют названию преобладающей в них растительности. Например, зона широколиственных или смешанных лесов, степей.
Солнце освещает и прогревает разные участки земли с разной интенсивностью: больше всего солнечного света и тепла приходится на экватор, а меньше – на территории Северного и Южного полюсов. В разные зоны планеты поступает определенное количества света, тепла и влаги, что и определяет формирование природных зон с собственным, уникальным климатом и природой.
Площадь России очень велика: она протянулась с запада на восток и с севера на юг на тысячи километров. Поэтому в стране очень четко прослеживается природная зональность. Природные зоны представлены почти все, за исключением тропической и экваториальной.
Природные зоны России
Рассмотрим краткую характеристику каждой из природных зон.
- Арктические пустыни. Зона включает почти весь Северный Ледовитый океан с островами, покрытыми ледниками. Климат очень суровый, холодный, и даже летом температура редко поднимается выше 5-7 градусов тепла. Это царство вечного холода, и выдержать такие условия способны лишь немногие растения и животные. Из растительности десь можно встретить только мхи и лишайники. В арктической пустыне обитают белые медведи, морские котики, тюлени, моржи, чайки, полярные совы, кайры, гагарки.
- Тундра.
Эта природная зона занимает побережье морей Северного Ледовитого океана и отличается длинной холодной зимой, коротким прохладным летом. Растительность очень скудная: мхи, лишайники, травы, морошка, голубика, брусника, карликовые берёза и ива, ягель. Тундровые почвы сильно заболочены и содержат мало перегноя, а с глубины 8-10 см начинается вечная мерзлота. Обилие болот привлекает в тундру уток, гусей, куликов, черных казарок. По тундре кочуют стада северных оленей в поисках основного корма – ягеля.
- Тайга. Это царство хвойных деревьев, где климат уже заметно мягче. Зимы достаточно холодные, но летом температура воздуха может прогреться до 20С тепла. Почвы более плодородные, чем в тундре, благодаря чему здесь произрастают большие выносливые деревья: кедр, ель, сосна, пихта, лиственница, береза, ольха. В лесах много грибов и ягод. В тайге обитает рысь, росомаха, бурый медведь, заяц, белка, соболь. Но особенно много здесь различных кровососущих насекомых.
- Смешанные и широколиственные леса. Зона отличается мягким комфортным климатом, обилием солнца и тепла. В лесах представлено большое разнообразие растений от многовековых высоких дубов до небольших кустарников. Однако в результате человеческой деятельности большие площади лесной зоны уничтожены.
В лесах ярко выражена ярусность: верхний ярус занимают высокие деревья (дуб, граб, сосна, ель), средний ярус – деревья пониже (береза, ольха, липа), ниже растут различные кустарники (бузина, малина, шиповник), а самый нижний ярус занимают травы.
- Степь. Степная зона выглядит как бескрайняя равнина с богатой травянистой растительностью. Деревья и кустарники здесь растут только на берегах рек и водоемов. Отличается очень плодородной почвой – черноземом, из-за чего почти все природные степи распаханы под пашни. В степной зоне обитает много видов грызунов и насекомых.
- Пустыни. Территория с песчаной, каменистой или глинистой поверхностью. Почти круглый год здесь царит сильная жара с минимальным количеством осадков. Такой климат способны выдерживать только засухоустойчивые растения: перекати-поле, кустарники, полынь. В пустыне обитают змеи, суслики, ежи, ящерицы.
- Субтропики. Эта зона занимает совсем небольшую площадь в России у побережья Черного моря. Для нее характерно жаркое лето и теплая зима. Благодаря мягкому климату животный и растительный мир субтропиков очень разнообразный.
которые читают вместе с этой
Источник