Природе природной зоне 4 класс

Презентация и конспект урока «Природные зоны России» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

-способствовать формированию представлений о природных зонах России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации.

-развитие интереса к предмету «Окружающий мир».

-воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;

-бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты,

-овладеть способностью понимать и формулировать учебную задачу урока;

-знать и уметь называть основные природные зоны России;

-пользоваться картой природных зон России и физической картой, как источником информации;.

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
  • осознание ответственности ученика за общее благополучие класса
  • демонстрируют навыки культурного поведения при общении, проявляют ценностное отношение к природному миру
  • принимать и сохранять заданную учебную цель,
  • учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • адекватно понимать оценку взрослого,
  • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
  • осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
  • обобщать полученные знания,
  • осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
  • слушать собеседника,
  • задавать вопросы,
  • контролировать действия партнёра,
  • эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Учебник окружающий мир 4 класс (1часть) О.Н. Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов

Русский язык, литературное чтение

Учащиеся принимают участие в обсуждении проблем.

Учащиеся выполняют задания.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Диагностика результатов урока:

Подведение итогов проделанной работе на уроке.

  1. Организация начала урока (1 мин)
  2. Актуализация знаний. (10 мин)
  3. «Открытие» новых знаний(19 мин)
  4. Физкультминутка (1 мин)
  5. Закрепление новых знаний (5 мин)
  6. Итог урока. Рефлексия (5 мин)

1.Организация начала урока

Добрый день, дорогие друзья!

-Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше рабочее место. Все ли готово к уроку?

Приветствие учителя и учеников.

Проявление эмоциональной отзывчивости.

-Ребята, послушайте внимательно стихотворение и ответьте на мои вопросы:

Учитель читает стихотворение «Необъятная страна»:

— Какова главная мысль прочитанного стихотворения?

— Как вы думаете, в чем заключается связь стихотворения и сегодняшнего урока?

-Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы убедимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.

Читайте также:  Природные органические соединения нефти

Условия для жизни организмов очень разнообразны, и разным уголкам нашей страны присуща разнообразная природа. Как вы думаете, почему?

Давайте с вами проведем небольшой опыт.

(- Теллурий (от лат. tellus — « Земля », в родительном падеже — telluris) — прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси .)

— Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла?

— Как вам кажется, влияет ли такое явление на природу земного шара?

-Ребята, на Земле есть очень большие пространства с похожими природными условиями , и каждое из них имеет свой характерный растительный и животный мир.

-Как вы думаете, как будут называться такие пространства?

-Исходя из этого предположите, как будет звучать тема нашего урока?

-Какую цель мы поставим перед собой на урок?

«Сегодня на уроке мы познакомимся с …(природными зонами нашей страны)»

1.Определеим, какие природные зоны находятся на территории России;

2.Изучим их обозначение и местонахождение на карте;

3.Узнаем о признаках каждой природной зоны, ее обитателях и растительности.

Наша страна большая и ее природа очень разнообразна. Разнообразие природы изучаем на уроках окружающего мира.-

Солнце неравномерно прогревает разные участки Земли

-Солнечные лучи на эту часть земного шара попадают прямо, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше

-Да, природа будет разнообразна и меняется в направлении с севера на юг.

-Природные зоны нашей страны

Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворение. Анализируют его.

Участие в опыте. Исследовательская деятельность

Определение темы урока. Цели и задач урока.

Предметные:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

-Знакомство с новым понятием «Природные зоны».(На доске понятие)

-Для того, чтобы вспомнить, что такое природные зоны, давайте обратимся к словарику из учебника

-На сегодняшнем уроке совместными усилиями мы на определим, какие природные зоны существуют в России

-Наша страна очень большая, и ее живая и неживая природа очень богата и разнообразна. Северные района нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, южные больше. Вот почему с севера на юг сменяется несколько природных зон. Всего их 6: (Читает один из учеников)

Читайте также:  Департамент природных ресурсов смоленской области инн

ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ(ледяная зона)

— Вспомните, с какими видами географических карт мы уже работали на уроках?

— С помощью чего мы можем прочитать карту?

— Представьте, что вы географы и составляете карту природных зон. Каким бы цветом вы обозначили каждую природную зону и почему?

-А теперь, давайте обратимся к карте природных зон России в учебнике (стр.60-61) и найдем условные обозначения природных зон.

Поработайте в парах и расскажите соседу, каким цветом обозначены зоны и покажите их на карте.(Работа с картой)

-Сегодня мы с вами побудем в роли настоящих исследователей.

Для подробного изучения зон, вам предлагаются таблицы, которые необходимо заполнить. Для продуктивной и быстрой работы разделимся на группы исследователей:

1 ряд- Географы . Вам необходимо найти информацию о местоположении зоны, характеристику климата и температуры

2 ряд- Зоологи. Вам необходимо составить характеристику животного мира. Перечислить обитателей зоны.

3 ряд- Ботаники. Вам необходимо выбрать информацию о почве и растениях зоны

+ информация о природных зонах России (презентация, работа с текстом)

Природные зоны -участки суши со сходными природными условиями, сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору .

Источник

Природные зоны России

Климат, рельеф и природа России отличаются большим разнообразием. Это стало возможным благодаря тому, что страна занимает очень большую территорию, на которой расположены почти все климатические пояса, которые только существуют в природе. Последовательно сменяя друг друга, они обусловливают удивительное многообразие животного и растительного мира России.

Что такое природная зона?

Природная зона – это территория, для которой характерны однообразные климатические условия, состав почвы, особенности растительного и животного мира. Названия природных зон соответствуют названию преобладающей в них растительности. Например, зона широколиственных или смешанных лесов, степей.

Солнце освещает и прогревает разные участки земли с разной интенсивностью: больше всего солнечного света и тепла приходится на экватор, а меньше – на территории Северного и Южного полюсов. В разные зоны планеты поступает определенное количества света, тепла и влаги, что и определяет формирование природных зон с собственным, уникальным климатом и природой.

Арктические пустыни

Площадь России очень велика: она протянулась с запада на восток и с севера на юг на тысячи километров. Поэтому в стране очень четко прослеживается природная зональность. Природные зоны представлены почти все, за исключением тропической и экваториальной.

Природные зоны России

Рассмотрим краткую характеристику каждой из природных зон.

  • Арктические пустыни. Зона включает почти весь Северный Ледовитый океан с островами, покрытыми ледниками. Климат очень суровый, холодный, и даже летом температура редко поднимается выше 5-7 градусов тепла. Это царство вечного холода, и выдержать такие условия способны лишь немногие растения и животные. Из растительности десь можно встретить только мхи и лишайники. В арктической пустыне обитают белые медведи, морские котики, тюлени, моржи, чайки, полярные совы, кайры, гагарки.
  • Тундра.

Северные олени

Эта природная зона занимает побережье морей Северного Ледовитого океана и отличается длинной холодной зимой, коротким прохладным летом. Растительность очень скудная: мхи, лишайники, травы, морошка, голубика, брусника, карликовые берёза и ива, ягель. Тундровые почвы сильно заболочены и содержат мало перегноя, а с глубины 8-10 см начинается вечная мерзлота. Обилие болот привлекает в тундру уток, гусей, куликов, черных казарок. По тундре кочуют стада северных оленей в поисках основного корма – ягеля.

  • Тайга. Это царство хвойных деревьев, где климат уже заметно мягче. Зимы достаточно холодные, но летом температура воздуха может прогреться до 20С тепла. Почвы более плодородные, чем в тундре, благодаря чему здесь произрастают большие выносливые деревья: кедр, ель, сосна, пихта, лиственница, береза, ольха. В лесах много грибов и ягод. В тайге обитает рысь, росомаха, бурый медведь, заяц, белка, соболь. Но особенно много здесь различных кровососущих насекомых.
  • Смешанные и широколиственные леса. Зона отличается мягким комфортным климатом, обилием солнца и тепла. В лесах представлено большое разнообразие растений от многовековых высоких дубов до небольших кустарников. Однако в результате человеческой деятельности большие площади лесной зоны уничтожены.

В лесах ярко выражена ярусность: верхний ярус занимают высокие деревья (дуб, граб, сосна, ель), средний ярус – деревья пониже (береза, ольха, липа), ниже растут различные кустарники (бузина, малина, шиповник), а самый нижний ярус занимают травы.

Пустыня

  • Степь. Степная зона выглядит как бескрайняя равнина с богатой травянистой растительностью. Деревья и кустарники здесь растут только на берегах рек и водоемов. Отличается очень плодородной почвой – черноземом, из-за чего почти все природные степи распаханы под пашни. В степной зоне обитает много видов грызунов и насекомых.
  • Пустыни. Территория с песчаной, каменистой или глинистой поверхностью. Почти круглый год здесь царит сильная жара с минимальным количеством осадков. Такой климат способны выдерживать только засухоустойчивые растения: перекати-поле, кустарники, полынь. В пустыне обитают змеи, суслики, ежи, ящерицы.
  • Субтропики. Эта зона занимает совсем небольшую площадь в России у побережья Черного моря. Для нее характерно жаркое лето и теплая зима. Благодаря мягкому климату животный и растительный мир субтропиков очень разнообразный.

которые читают вместе с этой

Источник

Читайте также:  Особо охраняемые природные территории виды кратко
Оцените статью