Сознание.
Природа сознания основные подходы к проблеме сознания в философской традиции
Проблема сознания – одна из центральных проблем философии, психологии и социологии.
В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существует в нем. На философском языке – это описание феномена (от греч. – являющийся) сознания. Второй имеет цель объяснить, как возможно само сознание, т. е. объяснить сам феномен. В философии античности и Нового времени указанные уровни не различались. А потому считалось, что если описаны способы, какими вещи существуют в сознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания. В ХХ веке философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный.
Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующим мировоззрением, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания.
В первобытном обществе предметы и явления природы, рассматриваемые по аналогии с человеком и животными, воспринимались как одушевленные силы. В мифологическом мировоззрении не было четкой дифференциации материального и духовного, «души» и тела. С возникновением анимизма каждая вещь начинает мыслиться как обладающая душой. Душа мыслится как проявление разумного начала.
Античная философия носила космоцентрический характер, поскольку все внимание было направлено в первую очередь на окружающий мир, на космос.
Сознание рассматривается как пассивное воспроизведение космоса. Платон, Аристотель использовали для описания феномена сознания метафору печати на воске: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект отпечатывается на «дощечке разума». Разум и объект существуют независимо друг от друга. Только в момент восприятия объект оставляет след на «поле» разума.
Установка на познание внутреннего мира человека прозвучала в античной философии в устах Сократа: «Познай самого себя». Однако в силу господства космоцентрического мировоззрения проблема сознания как самосознания была только поставлена, но не разрешена в культуре античности.
Платон впервые выделяет понятие идеального как некоей противоположности чувственно-предметному, материальному. Для Платона душа представляется бессмертной сущностью, отделенной от тела.
Разум человека, его мышление — искорка божественного разума.
Основоположник учения о «психэ» (психологии) Аристотель различал три вида души — растительную, животную и разумную, соответствующих определенному уровню органической жизни: растения, животные, человек.
Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.
В недрах христианства возникает идея понимания сознания как самосознания, как следствие обострения потребности человека обращать внимание на собственные переживания. Эта потребность была вызвана необходимостью общения с трансцендентным Богом. Возникла практика такого общения – молитва. В ней человек должен освободиться от диктата тела, молится душа. Душа теперь – это то, что истинно существует. Христианство открывает одиночество как сущность души. Блаженный Августин (нач. V в. н.э.) говорил: хочу знать Бога и душу, и ничего больше, ровным счетом ничего.
Молитву всегда сопровождают душевные переживания, они и становятся предметом внимания со стороны средневековых мыслителей.
Наряду с молитвой возникла и практика исповеди, стимулировавшей умение совершать самоанализ, нравственный самоотчет.
В учении Фомы Аквинского сознание охватывает все специфически человеческие психические процессы.
Т.о. в средние века сознание – это не только знание о внешнем мире, но, прежде всего знание о собственном духовном опыте, его содержании.
Сознание как наказание человека за грех. Сознание постоянно напоминает человеку, что он не может долго пребывать в состоянии божественной простоты, заставляя страдать и мучаться.
Связь сознания и страдания признавали в дальнейшем многие философы.
В период Нового времени человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Единственной несомненной реальностью был признан индивид и его сознание.
Декарт впервые вводит понятие сознания, которое отличается от понятия «души». Отождествляя сознание с мышлением, Декарт не использует самого термина «сознание».
Спиноза, подвергнув критике дуализм Декарта, провозгласил единственной субстанцией природу. Индивидуальное мышление для него есть качество, присущее человеку от природы.
Французские материалисты XVIII в. Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах трактовали сознание как функцию мозга и отражение действительности. Содержание сознания обусловлено общественной жизнью и зависит от воспитания. Только внешние обстоятельства способны лепить из ребенка гения или идиота.
Вплотную к проблеме социально-исторической природы сознания подошел Гегель, рассматривая сознание как исторически развивающееся явление.
Философы, стоящие на позиции диалектического материализма, полагают, что материя обладает определенным свойством, родственным с ощущением — свойством отражения. Отражение рассматривается как всеобщее свойство материи. Сознание рассматривается в соотношении с материей и ее свойством — отражением. К. Маркс сформулировал идею вторичности сознания, его обусловленности внешними, прежде всего, экономическими факторами. Бытие определяет сознание, сознание есть осознанное бытие. Под бытием он понимал реальные условия жизни людей в буржуазном обществе.
Современные постмодернистские философы, писатели, эстеты толкуют сознание как поток рече- и текстопроизводства, назначение которого в том, чтобы случайные сигналы и послания ниоткуда выразить в языке и передать неизвестно куда и кому.
Традиционно в истории философии категория сознания определяется через категорию материи, поэтому в решении проблемы сознания четко прослеживается позиция идеализма и материализма.
Современная диалектико-материалистическая концепция исходит из следующих идей:
1. Сознание идеально и является продуктом генезиса материи.
2. Сознание – высшая форма психического отражения действительности.
3. Сознание функционально связано с деятельностью высокоорганизованной материи (мозга).
4. Природа сознания – социальна.
Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, высшая форма психического отражения действительного мира, свойственная только человеку.
Источник
Современные концепции о природе сознания, его свойствах и структуре
Итак, сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все четыре аспекта отношения сознания к материи – исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.
В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
- сознание существует;
- оно имеет особую, идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.
Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:
- головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
- сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;
- человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;
- медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).
Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, – это идеальность сознания;
- образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;
- сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;
- никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека). Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:
- «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами – кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);
- теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» – устаревшее и ненаучное;
- теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).
Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) сходятся:
- объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;
- умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:
- сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
- сознание присуще всем живым организмам;
- сознание – свойство исключительно человеческое.
Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.
Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:
- теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
- теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
- теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
- теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;
- теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность.– свойство материи.
Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
- жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
- инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
- животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
- многие действия, совершаемые животными (особенно высшими – кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
- животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.
Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
Источник