Природная огранка кристаллов называется

Где и когда впервые была осуществлена огранка алмазов?

1. Кох-и-нор
Предполагают, что этот камень был добыт в 56 году до н. э. в Индии и украшал статую бога Шивы на месте третьего глаза, несущего просветление. Только в 1304 году об алмазе впервые упоминается в летописях. Его имя значит «гора света» . Алмаз принадлежал нескольким царям. А в 1851 году был представлен на Всемирной выставке, но не вызвал должного восхищения из-за тусклости индийской огранки. В 1911 г. «Кох-и-нором» была украшена малая Королевская государственная корона Великобритании, изготовленная для королевы Марии. Бриллиант хранится за бронированным стеклом в лондонском Тауэре.

Источник: Вспомнил архитектуру.. . и что чешский карандаш «Кох-и-нор» получил своё название в честь первого бриллианта. )) ) http://www.elitaworld.ru/interesting/7-10-diamont.html

Настоящая огранка с изменением формы исходного алмаза впервые ​появилась в Европе в начале XVI в. (ок. 1538 г.) . Изменение формы ​было минимальным, а вид огранки получил название «огранка ​площадкой».

Еще в древней Индии было замечено, что при трении одного алмаза о другой грани их шлифуются и блеск возрастает. Спустя некоторое время в Индии, а позднее в Италии, Франции и Бельгии стала применяться огранка алмазов «площадкой» или «октаэдром» . Для такой простейшей огранки брались природные восьмигранные кристаллы или выкалывались блоки соответствующей формы из алмазных кристаллов другой формы. Огранка заключалась в стачивании противоположных вершинок октаэдра до образования вместо одной из них новой широкой плоской грани, называемой «площадкой» , а на месте второй — небольшой притупляющей грани, известной под названием «калетты» .
В дальнейшем люди старались обрабатывать алмаз так, чтобы возможно большее количество лучей света, падающих на его грани, претерпевало поверхностное и внутреннее отражение. Для этого камня требовалось придавать форму многогранника с определенной взаимной ориентировкой граней.

Считается, что первым среди европейцев научился шлифовать алмазы Людвиг Беркем. Он заметил, что при трении одного алмаза о другой они полируются. В 1454 году он огранил свой первый алмаз, который впоследствии получил название «Санси» . После смерти Беркема секрет шлифовки алмазов был утрачен, но вскоре был найден снова.
Настоящая красота, блеск и феерическая «игра» лучей света у алмазов раскрывается и достигается в результате специальной механической обработки природных прозрачных кристаллов, которые после этого называются бриллиантами. Крупные бриллианты называются солитерами. Обработка заключается в раскалывании или распиливании, последующей обточке и огранке кристаллов со всех сторон для придания им особой формы.
Раскалывание алмазов позволяет при незначительных потерях сырья и небольших затратах труда разделять кристаллы на части для более эффективного их использования, в частности освобождаться от участков кристалла с дефектами и посторонними включениями. Эта операция требует большого мастерства, так как даже при одном неосторожном ударе алмаз может быть превращен в осколки, непригодные для изготовления бриллиантов.
Распиливание необходимо для разделения природных кристаллов на части при переработке их в бриллианты. Оно применялось уже в XVII веке. В те времена для распиливания алмазов использовалась железная проволока, шаржированная алмазным порошком. Процесс распиливания крупных кристаллов длился по многу месяцев и при этом расходовалось большое количество алмазной крошки. Распиливание алмаза «Регент» , весившего 410 карат, длилось около двух лет. Позднее, по-видимому в середине XIX века, появились алмазные пилы, существенно не отличающиеся от современных. Как говорит Шафрановский И. И. В своей книге «Алмазы» , они представляют собой тонкий (0.1-0.5 мм) быстро вращающийся металлический диск, на который подается суспензия из мелкого алмазного порошка. В XX веке появились установки для резки алмазов ультразвуком, для электроэрозионной, лазерной и электронной резки кристаллов.

Читайте также:  Степь является природной зоной

Источник

Огранка драгоценных и полудрагоценных камней для ювелирных изделий

Огранка драгоценных и полудрагоценных камней для ювелирных изделий

Драгоценные камни в естественном виде не всегда выглядят аккуратно и привлекательно. В ювелирных изделиях можно наблюдать материалы разных размеров и формы. Мастера научились создавать правильные геометрические фигуры с помощью огранки камней. В результате украшения могут приобретать практически любую форму и размеры. Обработка камней — это сложная работа, требующая особых знаний и навыков.

Необходимость обработки камней

Огранённые драгоценные камни

Во время огранки драгоценные и полудрагоценные камни приобретают необходимую форму. Ювелир должен учитывать состояние материала — его конструкцию, состав, исходные размеры. В результате неприглядный с виду камушек превращается в красивое изделие с ровной поверхностью и чёткими гранями.

Игра камня на солнечном свете зависит от способа обработки. Блики переливаются по граням и дарят им особый блеск. Могут быть разные виды огранки драгоценных камней, но мастер учитывает форму, которую он придаёт минералу, и тип граней.

Идеального вида кристалла добиться тяжело, на это уходит много времени и усилий. Ювелир использует множество специальных инструментов, создавая на одном камне от 30 до 240 граней. Они называются фацетными и должны иметь идеально гладкую поверхность и точные углы.

Основные виды оправы

Специалист начинает работу со шлифовки поверхности минерала. При этом должно быть утеряно минимум массы камня. В итоге кристалл раскрывает не только свою форму, но и цвет. Таким образом добиваются огранки, которая будет гармонично выглядеть в украшении.

Виды огранки драгоценных камней

Профессиональные ювелиры в своей работе используют определённые термины, с которыми нужно разобраться:

  • корона — верхняя часть камня;
  • калетта — крайняя нижняя точка;
  • рундист — линия соединения верха и низа минерала, именно по ней его крепят в изделии;
  • павильон — часть, расположенная ниже рундиста;
  • площадка или лицевой торец — плоская верхняя грань.

Если необходимо раскрыть внутреннюю красоту прозрачного кристалла, то используют метод фасетной огранки. Её разделяют на бриллиантовую и ступенчатую. Самоцветы могут приобретать разные формы.

Перечень видов огранки камней с названиями:

  • круглая и овальная;
  • «Маркиз», «Принцесса» и «Ашер»;
  • груше- и сердцевидная;
  • «Триллион», «Радиант» и «Изумруд»;
  • «Багет» и «Бриолет»;
  • «Октагон» и «Квадрат».

Круглая и овальная огранка

Круглая огранка драгоценных камней

В начале прошлого века ювелиры разработали огранку в форме круга. Её создавали с помощью первых инструментов, которые могли обработать самый твёрдый минерал — алмаз. Полная красота и сияние раскрываются при классической обработке бриллианта, включающей 57 граней.

Читайте также:  Исчерпаемые виды природных ресурсов руды черных металлов энергия приливов

Маленькие самоцветы огранять проще, достаточно оформить 17 или 33 стороны. Но при этом теряется значительная часть массы кристалла, ведь огранщику приходится отсекать практически треть камня.

Во второй половине XX столетия стали применять форму «Овал». Камни после этой огранки красиво переливаются и блестят благодаря 57 клиновидным граням. Обработанные минералы хорошо смотрятся в кольцах — они визуально вытягивают пальцы и делают их тоньше.

Маркиз и Принцесса

Кольцо с камнем огранки Маркиз

У огранки «Маркиз» вытянутая овальная форма с острыми концами. Некоторым покупателям она напоминает лодку, а более романтичным натурам — улыбку прекрасной Маркизы де Помпадур. Именно из этого сравнения появилось название обработки.

Специалисты формируют на самоцвете 55 граней, который искристо переливаются в кулонах, тонких кольцах и серьгах.

Кристалы, обработанные по прямоугольной или квадратной форме «Принцесса», изначально использовали для обручальных колец. Большой минерал с 68 сторонам помещали в центре и окружали его меньшими самоцветами с количеством граней 65 или 49. В украшении обязательно должны быть покрыты оправой прямые углы квадратного камня. Иногда их украшали мелкими жемчужинами.

Груша и Сердце

При грушевидной огранке на камень наносят 55 граней. Внешне он станет похож на минерал, оформленный по схеме «Маркиз». Но есть и отличие — один конец сужается так, что кристалл становится похож на каплю. Заострённую часть обязательно помещают в оправу. «Груша» эффектно смотрится в кулонах и ожерельях, делая шею женщины более тонкой и длинной.

Огранка Груша драгоценного камня

Романтичные личности часто заказывают украшения с кристалами в форме сердца. Такая огранка похожа на предыдущую, но занимает больше времени и сил. Тип обработки очень дорогой, так как ювелирам необходимо использовать специальные фасеточные инструменты. Минерал получается прочным и красивым в том случае, если мастер соблюдает пропорции ширины и длины — 1:1. «Сердце» гармонично вписывается в кольца, ожерелья и браслеты.

Изумруд и Триллион

Драгоценный камень с огранкой Изумруд

Необычно выглядят минералы, огранённые по типу обработки «Изумруд». Это ступенчатый способ оформления, который используют только для крупных полупрозрачных камней. Прямоугольный минерал вписывается в любое изделие — кольца, браслеты, серьги, ожерелья, броши. И хотя у него нет насыщенного цвета и яркого блеска, но от скошенных уголков отражаются солнечные блики и создают завораживающее украшение.

В Голландии не так давно мастера придумали огранку «Триллион». Это сложная конструкция в виде правильного треугольника. Здесь нет установленного количества граней, так как это зависит от самого минерала — его природной формы, оттенка и хрупкости. Ювелиры могут проявить фантазию и создать уникальные самоцветы, самостоятельно выбирая форму сторон.

Ашер и Радиант

В тридцатых годах обручальные кольца украшали бриллиантами, огранёнными по форме «Ашер». Она похожа на изумрудную огранку, но имеет больше уровней. Современные украшения тоже могут содержать обработанный таким способом самоцвет. Мастера могут сами выбирать форму граней, а их количество достигает 25, 49 или 72. Если минерал очень крупный, то можно увеличить количество сторон.

Читайте также:  Природа соломенникова старшая группа

Ювелирные изделия с огранкой Ашер

Самоцвет с огранкой «Радиант» имеет прямоугольную форму с закруглёнными углами. Так обрабатывают только полупрозрачные камни, ведь они раскрывают свой блеск и неяркий оттенок. Обычно украшения с «Радиантом» мужские, так как по этой технологии оформляют исключительно крупные кристаллы, неподходящие для изящных женских изделий.

Багет и Октагон

Огранка Багет драгоценного камня

Для огранки «Багет» выбирают кристально чистые камни без каких-либо дефектов. Дело в том, что такой способ обработки подчёркивает малейшие трещинки на поверхности или внутри минерала. Самоцвет с прямоугольной формой выглядит изысканно и благородно, подходит для украшений в классическом стиле.

Чистые минералы насыщенных оттенков оформляют по типу обработки «Октагон». В результате получаются восьмигранные прямоугольники, защищённые от механических повреждений. Кристаллы поражают своей яркостью, способностью играть на солнечном свете.

Гранёные самоцветы вставляют в кольца и серьги. Такой стиль подходит для сдержанных офисных украшений, но и вечернее платье можно подчеркнуть тонким колье из подобных камней.

Бриолет и Квадрат

Один из самых старинных способов обработки камней — это огранка «Бриолет». Крупные вытянутые алмазы ограняли именно по этой форме. Специалист покрывает минерал 56 треугольными гранями, что даёт ему возможность искриться и сиять на солнце. Обработанный самоцвет хорошо смотрится в серьгах и кулонах, но для массивного ожерелья, колец и браслетов не подходит.

Огранка Бриолет драгоценного камня

Просто, но в то же время эффектно выглядят квадратные кристаллы. Такую форму придают алмазам, рубинам и множеству полудрагоценных камней, которые отличаются кристальной чистотой и идеально гладкой поверхностью.

Роскошно смотрится браслет, полностью состоящий из квадратных камней. Он настолько аккуратный, что его можно надевать как в офис, так и на вечерний приём.

Техника работы

Техника огранки драгоценных камней

Первые ювелиры обрабатывали драгоценные камни только путём шлифования. Они отсекали от минерала лишние части и добивались гладкой поверхности. Эту технику назвали «Кабошон». Сейчас так ограняют камни матовых непрозрачных оттенков — бирюзу, говлит, турквенит. В результате получается кристалл, у которого одна поверхность плоская, а вторая — выпуклая.

Фасетную огранку используют для камней, пропускающих свет. Солнечные лучи попадают на минерал, преломляются на его гранях и вызывают искрящийся блеск. Всего выделяют несколько схем обработок:

При клиньевой огранке камень лучше всего отражает свет. Ювелиры по этой схеме придают роскошную форму алмазам, горному хрусталю, рубинам, топазам и изумрудам. Фасеточная или ступенчатая обработка позволяет раскрыть внутреннюю красоту камня. Высота огранки зависит от цвета минерала: чем он темнее, тем больше количество граней. Техника подходит сапфирам, гиацинтам и рубинам.

Русская схема подразумевает безжалостное удаление всех частей самоцвета, которые мешают придать ему симметричную форму. Используется исключительно для алмазов. Комбинированный тип сочетает технику всех трёх видов огранки. Ювелиры получают самые красивые и дорогостоящие камни именно с помощью смешанной огранки.

Современные мастера ювелирного искусства не останавливаются на достигнутых результатах. Они постоянно находятся в поисках новых техник обработки камней. Ведь создать уникальное украшение с красивым самоцветом можно только с использованием фантазии, знаний и умений.

Источник

Оцените статью