40. Влияние природной среды и демографических процессов на общество. Натуралистические концепции в социальной философии.
Природная среда есть постоянное и необходимое условие жизни человеческого общества. Она обеспечивает естественными источниками жизнедеятельности (кислород, земля, энергия Солнца), средствами и предметами труда (уголь, нефть, дерево, камень и др.). Поэтому ее характер неизбежно отражается на жизни людей. В чем это проявляется?
Во-первых, природная среда воздействует на хозяйственную деятельность, определяя преимущество тех или иных видов производства — иначе говоря, размещение производительных сил социальной общности. Наличие рек, морей, других водоемов позволяет создавать рыбные промыслы, морское судоходство и т. п., залежи полезных ископаемых — добывающую промышленность и др. Во-вторых, через производство она диктует темпы исторического движения народов. Благоприятные условия (плодородная почва, хороший климат, достаточность влаги, разнообразие полезных ископаемых) способствуют более быстрому росту производительных сил и культуры народов, неблагоприятные (суровый климат, бедность естественных ресурсов и др.) — сдерживают его. Не случайно первые цивилизации появились в тех местах, где природа отличалась наибольшей щедростью (теплый климат, плодородная почва, изобилие влаги) — в Северной Африке, восточном Средиземноморье.
Это влияние естественной среды на общественное развитие особенно заметно на ранних ступенях человеческой истории. По мере же совершенствования орудий труда, развития науки, производительных сил зависимость человека от внешнего мира ослабевает. Но она никогда не сводится к нулю. Все призывы завоевать природу не имеют под собой достаточных оснований. Еще Ф. Энгельс отмечал: «. на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы, — что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри нее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять».
Попытки встать над природой, «взять у нее все» приводят к негативным последствиям, обострению противоречий между нею и обществом, возникновению экологических проблем. Сам человек — не только социальное, но и природное существо, и в своей жизнедеятельности он подчиняется и социальным законам, и природным. Общество также часть природы (в широком смысле), поэтому функционирует согласно и всеобщим законам развития мира, и законам общественным.
Проблемы народонаселении (изменение численности, географическое распределение и состав, процессы воспроизводства рождаемость, смертность, продолжительность жизни, зависимость состава и движения населения от социально-экономических и культурных факторов) изучает специальная наука — демография (от греч. demos — народ и gfrapho — пишу). Термин «демография» введен в науку французским ученым Л. Гийаром в 1855 г.
Социальная философия рассматривает народонаселение как фактор общественного развития, анализируя степень влияния его плотности на общественные процессы. Необходимым моментом является поиск факторов, влияющих па демографические процессы.
Под народонаселением понимается совокупность людей, проживающих на данной территории. Воздействие его на жизнь общества противоречиво. С одной стороны, его рост усложняет и динамизирует (активизирует) общественную жизнь, заставляет людей расширять производство, искать источники питания.
С другой стороны, возрастание населения неизбежно влечет расширение потребления всех ресурсов, повышение объема производства, усиление давления на природную среду, связанное с ее загрязнением и истощением. Возникла теория, согласно которой природные ресурсы не могут удовлетворить потребности «прибывающего» народонаселения, плодородие почвы ухудшается при увеличении потребностей, что порождает абсолютное перенаселение. Эта теория получила название «мальтузианство» по имени английского экономиста, священника англиканской церкви Т. Р. Мальтуса.
В социологии существует точка зрения, что природная среда оказывает решающее влияние на общественное развитие. Эта концепция получила название географический детерминизм. Одним из его основоположников был французский философ, социолог, писатель и историк Ш. Л. Монтескье. В главном своем сочинении «О духе законов» (1748) он писал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народов и характер общественного развития.
Географический детерминизм исходит из того, что природная среда формирует и способ производства материальной жизни, и культуру, быт, обычаи людей, и их социальную и национальную психологию.
В свое время это направление во многом способствовало расширению знаний об общественном развитии, обратив внимание на важное значение природного фактора в жизнедеятельности людей. Оно выступило против религиозной идеи божественной предопределенности общественных явлений. Эвристическое значение последней равняется нулю, ибо если все от бога, то любые поиски причин и факторов развития общества теряют смысл.
Концепция географического детерминизма не учитывает особенностей функционирования общества на более высоких уровнях прогресса, когда становятся зрелыми такие факторы общественной жизни, как наука, техника, производительные силы и др. Вместе с тем она очень близко подводит к истине при объяснении происхождения первых цивилизаций, помогает понять, каким образом особенности природной среды обусловливают появление той или иной цивилизации.
В более позднее время, в XX в. идеи географического детерминизма трансформировались в различного рода геополитические взгляды, в соответствии с которыми вся жизнедеятельность общества, прежде всего в политической области, ставится в полную зависимость от жизненного пространства — его размеров, местоположения, наличия либо отсутствия определенных природных ресурсов и т. д. Идеи геополитики были использованы расистами и фашистами для обоснования «законного», «естественного» характера захвата чужих территорий у «вялых», «неспособных» народов для расширения жизненного пространства наций и рас «избранных», «развитых», «активных».
Со второй половины 19 в. все большее значение в науке стала иметь натуралистическая концепция. Это — диалектика естественнонаучных материалистов. Наиболее яркое представление о стихийно-диалектической концепции развития дает эволюционизм Ч. Дарвина. Его концепция фактически соотносилась с частнонаучным понятием «эволюция», а не с всеобще-философским понятием развития. В этом плане она не могла иметь философского статуса, поскольку не учитывала специфики социального развития.
В 20 в. стихийно-диалектическая концепция развития получила широкое распространение среди естествоиспытателей. Она разрабатывалась в трудах Дж. Хаксли, Л. Берталанфи, Г. Меллера и др. В динамике этой концепции обнаруживается сильная тенденция к сближению с научно-диалектической концепцией развития.
Противоположностью натуралисткой концепции является антропологическая модель развития. Ей присуща антисциентическая направленность – не в том плане, что отрицается значение науки вообще, особенно, для развития техники, производства, но в том, что наука подвергается резкой критике за рационалистическо-негативное воздействие на духовность человека и за «приписывание» диалектики природы.
Таким образом, природа и общество находятся в непрерывном взаимодействии. Это взаимодействие разнопланово. Общество выступает как составная часть природы, подсистема объективной реальности и как таковая существует, действует и функционирует, но ее законам. Но это обособившаяся ее часть, и потому оно противостоит ей, образуя новую качественную определенность и развиваясь по своим, специфическим социальным законам, не сводимым к природным. Поэтому общество, подобно человеку, имеет двойственную сущность — природно-социальную, или биосоциальную.
Природная среда, будучи постоянным и необходимым условием существования общества, влияет на ускорение или замедление темпов исторического развития, размещение производительных сил. характер хозяйственной деятельности. Но нельзя сказать, что она оказывает решающее воздействие на общественное развитие, способ всей общественной жизни, что она определяет культуру и цивилизацию. В свою очередь, общество, человечество, но мере развития нее более ощутимо, заметно изменяет природную среду, преобразуя, социализируя и очеловечивая ее. Вместе с тем рост производства и народонаселения ведет к истощению ее ресурсов и загрязнениям. При этом следует иметь в виду, что человек губит не природу как таковую (ибо выжженная атомной бомбой земля по-прежнему остается природой), и пригодную для человеческого бытия природу. Поэтому люди должны помнить, что, загрязняя и уничтожая природную среду, они уничтожают самих себя.
Источник