Природно антропогенные объекты функции

8. Понятие и функции объектов экологического права

Под объектами охраны окружающей среды понимаются природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты, то есть составные части окружающей среды, находящиеся в экологической взаимосвязи с природой и выполняющие экологические, экономические, культурно-оздоровительные функции.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

9. Природа, окружающая природная среда и окружающая среда как объекты экологического права

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Нельзя не отметить, что хотя данная статья является несомненной заслугой законодателя, в науке экологического права ведутся непрекращающиеся дискуссии о закрепленных в ней понятиях. Самым противоречивым стало понятие «окружающая среда», под которым на Западе понимается не только природная, но и техногенная, криминальная, промышленно-безопасная и др. В Конституции РФ также уже более десяти лет используется понятие «окружающая среда», однако прежним законодательством под окружающей средой понималась лишь природная, естественная среда, сама природа во всех ее взаимосвязях, в том числе с человеком и человеческим обществом. Именно поэтому ранее действовавший Закон РСФСР 1991 г. исходил из этого и соответственно был назван «Об охране окружающей природной среды».

Читайте также:  Областной слет юные друзья природы

В настоящее время законодатель в легальное определение понятия «окружающая среда» включает «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов», а понятие «природная среда» определяется как «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов». Таким образом, теперь Закон охраняет и «антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов». Такой подход можно считать революционным поворотом в российском законодательстве. Антропогенные объекты и их деятельность, конечно, регулировались и ранее природоохранным правом, но лишь в связи с их потенциальным или осуществленным загрязнением окружающей среды, без включения их в нее саму. Включение антропогенных объектов в понятие окружающей среды, как и выделение, разделение новым Законом окружающей среды и природной среды, может иметь далеко идущие теоретические и, самое главное, практические последствия, которые сегодня даже трудно полностью предвидеть.

Так же вывод о признании антропогенных явлений в качестве объектов правового регулирования экологического права не подтверждается правовыми нормами самого Закона, регламентирующего охрану именно окружающей природной среды. Например, определяя понятие «охрана окружающей среды», законодатель в скобках указывает «(далее — природоохранная деятельность)», то есть отождествляет эти понятия, что свидетельствует о направленности охранительной функции Закона именно в отношении природной среды.

Итак, «окружающая среда» = «природная среда» + «антропогенные объекты». Сам по себе такой подход имеет право на существование и, более того, реализован в зарубежных правовых системах. Пожалуй, одним из наиболее ярких примеров широкого подхода к регулированию отношений в сфере «человек и среда» может служить германское право окружающей среды. Но принципиальное отличие зарубежного законодательства состоит в том, что оно соответствует своему названию, чего нельзя сказать о новом российском законе. К сожалению, содержание этого документа не отвечает объявленному названию: закон фактически продолжает регулировать тот же круг отношений, что и ранее, а именно — отношения в сфере взаимодействия общества и природы (окружающей природной среды), а отношения в сфере общества и «антропогенных объектов» не регулирует. И не может регулировать в данной своей структуре. Для урегулирования всего широчайшего спектра отношений, складывающихся в сфере «человек — неприродная окружающая среда» в России создано санитарное, градостроительное законодательство, законодательство о защите прав потребителей и т.п. Таким образом, в логике названия нормативного акта все эти отрасли законодательства должны были войти в него — но это невозможно было сделать в ходе принятия одного федерального закона, такого рода работы означали бы проведение кодификации огромного нормативного массива. Кроме того, что подобная кодификация представляет собой очень сложную правотворческую задачу, она еще никак не обоснована теоретически, поскольку российская эколого-правовая наука придерживается традиционных критериев отграничения своего предмета, а именно, к экологическому законодательству (и отрасли права) относит нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества с окружающей природной средой. Впрочем, в теории высказывается и мнение о целесообразности расширения «экологического права» до «права окружающей среды».

Читайте также:  Природа нашего башкортостана сочинение

Спорным считается также понятие «природная среда», под которой понимается совокупность «компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов». В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «компонент» толкуется в значении «составной части чего-нибудь». То есть природная среда представляет собой совокупность составляющих ее частей, которые далее перечисляются законодателем, но не совсем становится понятно, для чего в содержание данной категории включены природные и природно-антропогенные объекты, состоящие из тех же компонентов природной среды. Тем самым нарушены логические правила определения понятий.

Окружающая среда как объект экологического права обладает внутренними и внешними границами. Внутренние границы – это признаки, отличающие окружающую среду как объект экологического права от иной окружающей среды. Внешние границы – это пространственные пределы, в рамках которых окружающая среда подпадает под действие норм экологического права России.

Источник

10. Природные и природно-антропогенные объекты: понятие и признаки

Природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Признаки природного объекта: естественность происхождения, состояние в цепи экологических систем, полезность для человека (возможность выполнять полезные функции), доступность для правовой охраны.

Признаки природно-антропогенного объекта совпадают с признаками природного объекта за исключением естественности происхождения. Природно-антропогенный объект создан человеком, но в экологических, а не экономических (как другое имущество) целях.

11. Понятие, виды и признаки природных ресурсов и природных комплексов

Природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Читайте также:  Памятники природы порядок создания

по скорости исчерпания (темпам): исчерпаемые (почва, земли), неисчерпаемые (энергия Солнца), относительно исчерпаемые (древесина,пресная вода и пр.)

по возможности самовосстановления: возобновляемые (вода, лес, животный мир) и невозобновляемые (полезные ископаемые)

по объемам экономического восполнения: восполняемые (леса) и невосполняемые (полезные ископаемые).

Природный комплекс — комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками. Например, государственные природные заповедники, заказники, природные парки и т.д.

12. Понятие и особенности источников экологического права

Источники экологического права — способы выражения правотворческой деятельности государства в области регулирования экологических правоотношений, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Чтобы стать общеобязательными правилами поведения, они должны быть облечены в определенную правовую форму. Примерами таких форм могут служить закон, указ, постановление, положение, правила, приказ, инструкция, устав, договор. В международном праве это: резолюции, конвенции, соглашения, договоры и т.п.

Источники права могут носить кодифицированный характер, а могут быть и не кодифицированы. Кодифицированные источники чаще всего представлены в форме кодексов. Однако создание внутренне связанного (по единой схеме и условиям правотворческой деятельности) систематизированного акта может облекаться и в форму закона. В частности, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» представляет собой систематизированный нормативный правовой акт, в котором объединено значительное количество правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере защиты экологических прав и интересов граждан, управления и использования окружающей природной среды и природных ресурсов, в сфере применения мер юридической ответственности за экологические правонарушения и в сфере регулирования международных отношений по охране природы.

Источник

Оцените статью