Природно антропогенный объект природный объект измененный

Урок 15. Правовые и экономические аспекты природопользования

Экологическое право – совокупность норм (правил поведения), регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, рационального использования и оздоровления окружающей среды, а также предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности.

Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Природная среда (природа) – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Нормы экологического права – правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей среды.

Нормативы в области охраны окружающей среды – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Оценка воздействия на окружающую среду – вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Экологическая экспертиза – установление соответствия документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Различают государственную экологическую экспертизу и общественную экологическую экспертизу.

Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований экологического законодательства и подготовка рекомендаций по улучшению деятельности.

Экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения требований экологического законодательства.

Вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Ущерб – фактические или возможные потери, возникающие в результате негативных изменений в природной среде вследствие антропогенного воздействия.

Читайте также:  Используя различные тематические карты дайте оценку природных условий дальнего

Экономический ущерб от деградации окружающей среды (эколого-экономический ущерб) – денежная оценка негативных изменений компонентов окружающей среды под воздействием загрязнения.

Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, причиняющее вред окружающей среде или создающее угрозу причинения такого вреда, а также посягающее на экологические права граждан.

Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

  • Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

  • Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
  • Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
  • Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.
  • Всероссийский экологический портал. Сайт: http://ecoportal.su.
  • Все об экологии. Сайт: http://www.ecocommunity.ru/.
  • Министерство природных ресурсов и экологии России. Сайт: http://www.mnr.gov.ru/theme/lesnye_resursy/
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Сайт: http://rpn.gov.ru/.
  • Путеводитель по порталам и сайтам «Год экологии 2017». Сайт: http://serbor.nerulibr.ru/?p=1497.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Экологическое право – это совокупность норм (правил поведения), регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, рационального использования и оздоровления окружающей среды, а также предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности.

Главным объектом экологического права является окружающая среда, под которой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

В современной системе права закреплены два главных метода воздействия на общественные отношения: императивный (основанный на власти и подчинении) и диспозитивный (основанный на равенстве сторон). Наибольший эффект достигается при комбинации данных методов.

Нормами экологического права – правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей среды, содержатся в нормативных правовых актах, совокупность которых принято называть экологически законодательством. Основными источниками экологического права является конституция РФ, Федеральные законы, а также различные кодексы.

В соответствии с экологическим законодательство каждый гражданин имеет права и обязанности. Государство выступает гарантом конституционных прав граждан, для этих целей оно использует различные механизмы: нормирование, оценку воздействия намечаемой деятельности и экологическую экспертизу, экологический аудит, экологический контроль.

Читайте также:  Все памятники природы татарстана

Основными источниками информацию о состоянии окружающей среды являются данные государственного экологического мониторинга; а также государственные доклады о состоянии окружающей среды.

Нанесенный вред окружающей среды подлежит возмещению в полном объеме добровольно или в судебном порядке. Для установления размеров компенсации вреда необходима его экономическая оценка.

За экологические правонарушения предусмотрена юридической ответственности. Юридическая ответственность применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния. За нарушение экологического законодательства предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Для информирования потребителя об экологических особенностях продукции и процессов ее разработки, производства и использования служит экологическая маркировка.

В настоящее время полномочия по обеспечению государственного экологического надзора в области охраны окружающей среды возложены на Федеральную службу в сфере природопользования (Росприроднадзор). Данная служба осуществляет федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя: земельный надзор, надзор в области обращения с отходами, надзор в области охраны атмосферного воздуха, надзор в области использования и охраны водных объектов, надзор на континентальном шельфе РФ, надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, надзор в исключительной экономической зоне РФ, лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; федеральный государственный охотничий надзор на особо охраняемых природных территориях федерального значения, надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения; надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки); надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Расставьте подписи к изображениям экологических правонарушений.

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Незаконная рубка деревьев

Разжигание костра в лесу в пожароопасный период

Строительство объектов в водооохранной зоне

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все другие варианты

Подсказка: повторно просмотрите объясняющее видео

2. Расставьте элементы в заданной последовательности.

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): —

Источник

10. Природные и природно-антропогенные объекты: понятие и признаки

Природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Читайте также:  Красивый фон дикой природы

Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Признаки природного объекта: естественность происхождения, состояние в цепи экологических систем, полезность для человека (возможность выполнять полезные функции), доступность для правовой охраны.

Признаки природно-антропогенного объекта совпадают с признаками природного объекта за исключением естественности происхождения. Природно-антропогенный объект создан человеком, но в экологических, а не экономических (как другое имущество) целях.

11. Понятие, виды и признаки природных ресурсов и природных комплексов

Природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

по скорости исчерпания (темпам): исчерпаемые (почва, земли), неисчерпаемые (энергия Солнца), относительно исчерпаемые (древесина,пресная вода и пр.)

по возможности самовосстановления: возобновляемые (вода, лес, животный мир) и невозобновляемые (полезные ископаемые)

по объемам экономического восполнения: восполняемые (леса) и невосполняемые (полезные ископаемые).

Природный комплекс — комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками. Например, государственные природные заповедники, заказники, природные парки и т.д.

12. Понятие и особенности источников экологического права

Источники экологического права — способы выражения правотворческой деятельности государства в области регулирования экологических правоотношений, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Чтобы стать общеобязательными правилами поведения, они должны быть облечены в определенную правовую форму. Примерами таких форм могут служить закон, указ, постановление, положение, правила, приказ, инструкция, устав, договор. В международном праве это: резолюции, конвенции, соглашения, договоры и т.п.

Источники права могут носить кодифицированный характер, а могут быть и не кодифицированы. Кодифицированные источники чаще всего представлены в форме кодексов. Однако создание внутренне связанного (по единой схеме и условиям правотворческой деятельности) систематизированного акта может облекаться и в форму закона. В частности, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» представляет собой систематизированный нормативный правовой акт, в котором объединено значительное количество правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере защиты экологических прав и интересов граждан, управления и использования окружающей природной среды и природных ресурсов, в сфере применения мер юридической ответственности за экологические правонарушения и в сфере регулирования международных отношений по охране природы.

Источник

Оцените статью