Природно антропогенный объект водохранилище

научная статья по теме СОЗДАНИЕ ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫХ ОБЪЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «СОЗДАНИЕ ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫХ ОБЪЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ»

СОЗДАНИЕ ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫХ ОБЪЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

БОЛТАНОВА Елена Сергеевна,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры природоресурсного, земельного и экологического права Томского государственного университета. E-mail: bes2@sibmail.com

Краткая аннотация: в настоящей статье рассматривается правовая природа искусственно созданных водных объектов и искусственных земельных участков. Делается вывод о необходимости распространения на водохранилища (включая пруды) двойного статуса: сооружения и природного объекта.

In this article we consider the legal nature of the artificially created water bodies and artificial land. The conclusion about the necessity of making artificial reservoirs dual status: buildings and natural objects.

Ключевые слова: природно-антропогенные объекты; искусственный земельный участок; водохранилище; строительство.

Natural-anthropogenic objects; artificial land; reservoir; building.

Предмет правового регулирования водного законодательства РФ и ее субъектов составляют отношения по использованию и охране водных объектов, которые в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на подземные и поверхностные водные объекты. Строительство, особенно подземных сооружений, влияет на состав, качество подземных вод. Не случайно отношения по использованию подземных вод регулирует закон о недрах (преамбула Закона РФ «О недрах» ). Использование последних, как правило, осуществляется путем строительства и эксплуатации скважин, колодцев и подобных сооружений, размещающихся в недрах, но занимающих и определенный участок земной поверхности.

Под поверхностными водными объектами понимаются не только поверхностные воды, но и покрытые ими земли в переделах береговой линии (ст. 4, п. 3 ст. 5, п. 6 ст. 7, п. 3 ст. 9 и др. ВК РФ). Такой подход вполне очевиден, поскольку водный объект не может существовать без земельной составляющей, хотя водный объект и земля юридически признаются

самостоятельными объектами. При этом, судами справедливо в качестве доказательств существования на земельном участке водного объекта принимаются не только данные Государственного водного реестра, но и сведения из иных источников (например, схемы расположения земельного участка, ситуационного плана земельного участка, кадастрового паспорта земельного участка2). Такой подход вполне оправдан с точки зрения необходимости охраны водных объектов и водных ресурсов от разрушительной антропогенной деятельности. Нельзя забывать и о том, что водный объект законодателем провозглашается как важнейшая составная часть окружающей среды, среда обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов (ст. 3 ВК РФ).

Читайте также:  Нормативные акты об охране окружающей природной среды

2 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 декабря 2010 г. по делу № А44-1674/2010 (здесь и далее судебные решения приводятся с использованием СПС «Консультант плюс»). Как было указано по одному из дел «суд обоснованно отверг доводы ответчика о том, что на территории его участков нет водных объектов, поскольку в кадастровых документах отсутствуют сведения о таких объектах», т.к. наличие водных объектов на земельных участках может быть доказано и иными доказательствами, например топографическими картами и топографическими планами земельных участков (см. Определение Санкт-Петербургского областного суда от 2 декабря 2010 г. № 16299).

Действующее земельное и водное законодательство весьма не последовательно в вопросе о соотношении водного объекта и земли, земельных участков1. Логично в отношениях по водопользованию разграничивать пользование поверхностным водным объектом или его частью и акваторией водного объекта (водным пространством в пределах естественных, искусственных или условных границ). Специфика строительной деятельности и своеобразие водных объектов позволяет предположить использование при строительстве не только и не столько воды (как компонента окружающей среды), водного пространства (акватории), сколько той земной поверхности, которая покрыта поверхностной водой. Здания и сооружения как объекты недвижимого имущества обладают свойством стационарности, обеспечиваемым прикрепленностью к земной поверхности. Строительная деятельность непосредственно воздействует на природные объекты, не говоря уже о том, что строительство на водном объекте влечет и отдаленные последствия для застроенной и прилегающей территории (изменение водного режима, флоры, фауны, климата и т.д.), представляет собой вмешательство в экосистему.

Строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах является одним из способов реализации права собственности на водные объекты или права водопользования. Собственниками водных объектов является Российская Федерация. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (ч. 1, 2 ст. 8 ВК РФ)2. Судебная практика

Читайте также:  Доклад всемирного наследия природного

1 Крассов О.И. Земельный участок — основа понятийного аппарата земельного права // Экологическое право. 2011. № 4. С. 5-7.

2 Судебная практика исходит из возможности признания права

частной собственности на пруд, обводный карьер, если водный объект расположен на земельном участке, принадлежащем гражданину на праве пожизненного наследуемого владения, обосновывая это вещным характером и права собственности, и права пожизненного наследуемого владения (см. Постановление ФАС

выработала (а точнее продолжает применять) дополнительное требование к пруду — объекту любых форм собственности — изолированность и отсутствие гидравлической связи с иными поверхностными водными объектами3.

Водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом (ст. 1 ВК РФ). Водный кодекс РФ определяет, когда производится предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (ст. 11). Договор водопользования, предметом которого является использование водного объекта или его части, является типичным основанием возникновения водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование является исключениями из общего правила о возникновении водопользования из договора, но на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование производится строительство многих видов капитальных сооружений на водных объектах (причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов; создание стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов и др.) — ст. 11 ВК РФ.

Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для

Волго-Вятского округа от 27 сентября 2007 г. по делу № А38-2776-17/539-2004). Такой подход правоприменителя нельзя признать обоснованным. ВК РФ и Федеральный закон «О введении в действие Водного кодекса РФ» содержат четкие нормы, ограничивающие круг вещных прав на земельный участок правом собственности, которое определяет и право на расположенный в границах данного участка водный объект.

Читайте также:  Определение понятия природа 5 класс

3 Определение ВАС РФ от 1 марта 2012 г. № ВАС-1309/12 по делу № А08-6125/2010-8. Категория обособленного водного объекта была предусмотрена ранее действовавшим Водным кодексом РФ 1995 г. и до сих пор довольно часто используется в региональном законодательстве.

создания искусственных земельных участков (п. 19 ч. 3 ст. 11 ВК РФ). Водный кодекс ограничивается лишь упоминанием о возможности создания таких участков. Отдельные нормы об искусственных земельных участках можно было встретить в Федеральном законе 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-рации»2, региональном законодательстве. Письмом Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2009 г. № Д23-8363 было подчеркнуто, что «законодательство разделяет случаи создания искусственных земельных участков, когда путем намыва или отсыпки грунта участкам земель водного фонда придаются неотделимые улучшения (не имеющие самостоятельного значения), в результате чего они приобретают устойчивые свойства участка суши, и случаи создания гидротехнических сооружений, созданных на землях водного фонда путем намыва или отсыпки грунта, имеющих самостоятельное значение (дамбы, плотины и т.п.)». Фактически, в названном письме решался вопрос о праве собственности на вновь созданный объект. На отсутствие четких критериев разграничения искусственных земельных участков и гидротехнических сооружений уже указывалось в юридической литературе4.

С принятием Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»5 (далее — Федеральный закон «Об искусственных земельных участках») в российском законодательстве получило закрепление понятие искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, как сооружения, создавае-

1 В мире достаточно активно осуществляется возведение искусственных земельных участков для увеличения площади проживания граждан, особенно в странах, испытывающих затруднения с земельной территорией. Намывные территории широко распрос

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник

Оцените статью