#3 Природный каркас города
В последние годы с целью противодействия дальнейшему разрушению природной среды активно развивается и реализуется на практике концепция «природного (экологического) каркаса» – природных территорий, непрерывно связанных друг с другом (Г.Т. 1, рис. 1). Основными элементами «каркаса» являются «ядра» (крупные природные территории, экосистемы которых выполняют средообразующие, регулирующие, воспроизводящие и др. функции) и «коридоры» (природные или природно-антропогенные территории), связывающие ядра между собой (Г.Т. 1, рис. 2).
Такие «каркасы» позволяют обеспечивать взаимопроникновение видов, неразрывность биогеохимических связей, целостность живой системы на обширных территориях, освоенных человеком. Особенно актуальна идея «природного каркаса» для оптимального развития именно крупных городов. Поэтому в градостроительной деятельности, при долгосрочном планировании территорий застройки и природного комплекса (парки, скверы, бульвары и пр.), организации города с пригородами (в случае Новосибирска – наукоградами, представленными Академгородком и Кольцово), особенно важно соблюдать принцип непрерывности природных территорий для обеспечения нормального функционирования природного комплекса.
Таким образом, формируя природный каркас, связывая зеленые насаждения в единую систему, можно достичь экологического равновесия на территорий города.
Г.Т. 1. Формирование природного каркаса города
Составными элементами природного каркаса являются насаждения различных категорий (табл. 1): общего пользования (доступные всем жителям города и приезжим, защищающие от пыли, избыточной радиации, создающие комфортные условия для кратковременного и длительного отдыха, занятий физкультурой и спортом, проведения культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий); ограниченного пользования (предназначены для отдыха сотрудников, посетителей, учащихся, пациентов учреждений, на территории которых расположены зеленые насаждения); специального назначения (сокращают неблагоприятное воздействие промышленности и транспорта на окружающую среду) [10].
Источник
Что такое экологический каркас города и зачем он нужен
13 мая 2020 года лаборатория Smart Urban Nature и Гильдия ландшафтных инженеров провели круглый стол об организации городского экологического каркаса. Основной проблемой для обсуждения стал конфликт теории и практики
- смягчение последствий глобального изменения климата;
- создание условий для отдыха горожан;
- создание культурной идентичности города и отдельных его районов;
- уменьшение городского «острова тепла»;
- регулирование дождевого стока;
- регулирование скорости ветра;
- очищение воздуха от пыли;
- поглощение углекислого газа и выделение кислорода;
- поддержание биоразнообразия городских животных и растений.
К зеленой инфраструктуре города относятся не только парки, бульвары и набережные. Это также озелененные территории дворов, школ, больниц, кладбищ, линий электропередач и других инженерно-технических зон, просто незастроенные резервные участки (пустыри). В общем, все зеленые территории, которые есть в городе. Возможно, в России скоро этот список пополнят территории зеленых крыш — большой резервный потенциал для города.
Конфликт теории и практики
Понятия «экологический каркас» не существует в градостроительстве. В градостроительных нормативах есть только «озелененные территории», «зеленые насаждения» и «особо охраняемые природные территории». Если с ООПТ все относительно неплохо, то с качеством озелененных территорий все не так просто. Дело в том, что развитием особо охраняемых природных территорий (заказников, национальных парков, заповедников) занимаются люди, имеющие специальное образование — биологи и экологи. Зеленые насаждения в городе планируют архитекторы и территориальные планировщики. То есть работой с зеленой инфраструктурой города, не относящейся к ООПТ, занимаются люди, не обладающие специальными знаниями о том, как должен функционировать целостный городской экологический каркас.
Кроме того, имеется некоторая двусмысленность в подсчете площади городских озелененных территорий: согласно своду правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (СП 42) на озелененной территории не менее 70% поверхности должно быть занято зелеными насаждениями. То есть фактически площадь городской зеленой инфраструктуры может быть на 30% меньше официально декларируемой (эти 30% будут заняты асфальтовыми дорожками, покрытыми резиной детскими площадками и т.п.).
Не учитывается состав зеленых насаждений: каких и сколько на территории деревьев, кустарников, травяного покрова. А это существенно и для управления городским микроклиматом, и для поддержания биоразнообразия. Например, сейчас в Москве с улиц почти полностью исчезли воробьи — это связано с тем, что в борьбе за достижение просматриваемости городского пространства в городе уничтожили существенную часть кустарниковой растительности, кроме того, большая часть территории покрывается рулонным газоном, где живет гораздо меньше насекомых, чем в разнотравье.
Существующие нормативы определяют озелененные территории как «часть территории природного комплекса, на которой располагаются природные и искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты — парк, сад, сквер, бульвар; территории жилых, общественно-деловых и других территориальных зон, не менее 70% поверхности которых занято зелеными насаждениями и другим растительным покровом» (СП 42). Это определение не включает такие важные черты экологического каркаса как связность, целостность, иерархичность зеленых элементов, которые позволят из отдельных деревьев и кустарников создать именно каркас, имеющий средостабилизирующее значение. Поэтому важно, чтобы в создании или реконструкции зеленой инфраструктуры города принимали участие специалисты, профессионально занимающиеся изучением функционирования городской природы и ее экосистемных услуг.
Источник