Природно климатические факторы окружающей среды

3.2.1. Влияние природно-климатических факторов

Чаще всего подобное влияние связано с местом проживания человека в нашей большой стране. Так, регионы Крайнего Севера неблагоприятно отличаются от регионов Центра России длительностью зимнего’ пери­ода с его ограниченностью дневного времени, солнечной радиации, в более высоких северных широтах — также и с недостатком и перепада­ми процентного соотношения кислорода в воздухе. С этим связано вы­нужденное уменьшение естественной двигательной активности насе­ления в большую часть года, что требует искусственно создаваемой дополнительной двигательной компенсации.

В южных регионах наблюдается повышение температуры и сол­нечной радиации в дневные часы в весенне-летний период, что за­трудняет применение значительных физических нагрузок на откры­том воздухе в это время.

В регионах Сибири и Дальнего Востока резкий континентальный климат с его перепадами температур, атмосферного давления и влажно­сти воздуха ограничивает, а в некоторых случаях исключает возможность проведения физкультурно-спортивных занятий на открытом воздухе.

В горных регионах страны, где климат зависит от высоты располо­жения местности над уровнем моря — кроме других климатических факторов на человека воздействуют (существенно, начиная с высоты 1500 м) пониженное атмосферное давление и недостаток кислорода в составе воздуха (табл. 3.3). Это ограничивает возможность круглого­дичных занятий целым рядом спортивных дисциплин.

Однако именно эти особенности среднегорья используются квалифицированны­ми спортсменами для повышения своих спортивных результатов. Занимаясь по специ­альной методике на кратковременных тренировочных сборах в горах, они активизируют компенсаторные физиологические и биологические механизмы организма (увеличива­ются эритроциты в крови, повышается транспортабельность кислорода и т.д.). Эта акти­визация компенсаторных механизмов остается некоторое время после спуска на равни­ну и реализуется в спортивных достижениях на соревнованиях в этот период.

Характеристика биоклиматических факторов

при изменении высоты относительно уровня моря

(по Ф.П. Суслову, Е.Б. Гиппенрейтеру)

Эквивалентное содержание О2 в воздухе, %

3.2.2. Влияние экологических факторов на жизнедеятельность человека

В настоящее время выбросы и отходы промышленных предприятий и хозяйственной деятельности человека зачастую наносят непоправи­мый урон природе и человеку. Загрязнение атмосферы, почвы, под­земных вод, повышение радиации — все это создает жесткие условия воздействия внешней среды на человека, так как не соответствует на­следственным и приобретенным свойствам организма.

Около 80% болезней современного человека — результат ухудше­ния окружающей его экологической обстановки. Этим процессом охвачено и сельское и городское население. Но, как правило, чем больше населенный пункт, чем крупнее город, тем хуже в нем эколо­гическая обстановка, так как существенную роль в загазованности ат­мосферы играют выхлопные газы автотранспорта.

Читайте также:  Памятники природы функциональные зоны

Все это во многом может препятствовать широкому использова­нию средств физической культуры на открытом воздухе. По крайней мере, нельзя, например, рекомендовать утренние или вечерние оздо­ровительные или тренировочные пробежки вдоль загазованных авто­мобильных трасс или в районе пылевых, кислотных и других выбро­сов и осадков с ближайших промышленных предприятий. Это связано с тем, что при выполнении физических упражнений повышаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличи­вается газообмен, а, следовательно, повышается негативное воздей­ствие неблагоприятной внешней среды.

Подобное может происходить и в помещениях. Нельзя проводить физкультурно-спортивные занятия в плохо вентилируемых помещениях с нарушением санитарно-гигиенических норм (при температуре свыше +25°С, влажности воздуха более 70%, при шуме, превышаю­щем 70 Дб). Следует помнить, что на работоспособность человека влияют не только указанные параметры, но и его настроение, воздей­ствует даже окружающая цветовая гамма: зеленый цвет — успокаива­ет, оранжевый и желтый — бодрит, синий и фиолетовый — угнетает.

И все же наряду с борьбой общества за оздоровление экологической обстановки следует предпринимать меры, повышающие устойчивость организма каждого человека к воздействию на него неблагоприятных факторов внешней среды. В этом необходимом процессе не последняя роль должна отводиться физической культуре с соблюдением всех ги­гиенических норм. К настоящему времени достоверно установлено не­специфическое положительное влияние физической тренированности человека на устойчивость его организма в отношении целого ряда нега­тивных, в том числе и экологических, факторов внешней среды. С по­вышением функциональных возможностей организма возрастает его устойчивость к перепадам температур, загазованности, радиации и т.п.

Источник

1.2. Климатические факторы среды

Все разнообразие проявлений жизни на земле сопровождается превращениями энергии, получаемой в виде солнечного света и уравновешиваемой тепловым излучением с поверхности земли. Лучистая энергия, достигающая поверхности земли, на 10% состоит из ультрафиолетового излучения, по 45% приходится на видимый свет и инфракрасное излучение. Экологическими факторами являются качественные (длина волны) и количественные (интенсивность) характеристики, а также продолжительность воздействия и периодичность. У растений интенсивность фотосинтеза линейно растет с увеличением интенсивности света до границ зоны оптимума, при очень сильном освещении происходит падение уровня фотосинтеза.

По требованию к освещенности растения делят на светолюбивые (гелиофиты), тенелюбивые (сциофиты), теневыносливые (факультативные гелиофиты).

Реакция организмов на сезонные изменения длины дня называется фотопериодизмом. Фотопериодизм растений и животных – наследственно закрепленное, генетически обусловленное свойство. Животные также приспособлены к существованию в присутствии света (фотофилы), в темноте (фотофобы) или при любом освещении (эврифотные).

Температураорганизмов (и, следовательно, скорость обмена веществ) зависит от температуры окружающей среды.

Температурные границы существования жизни, при которых возможно нормальное строение и функционирование белков, находятся в пределах от 0 до 50 о С. Однако ряд организмов за счет специализированных ферментных систем приспособлен к активному существованию за этими пределами. Криофилы (хладостойкие организмы) живут при температуре до –10 о С, споры некоторых видов бактерий кратковременно выдерживают до 180 о С. У большинства видов жизнедеятельность и активность зависят, прежде всего, от тепла, поступающего извне, а температура тела – от хода внешних температур. Их называют пойкилотермными. Теплокровные животные (или гомойотермные) способны поддерживать постоянную оптимальную температуру независимо от умеренных колебаний температуры внешней среды. Гетеротермные животные в активной стадии поддерживают постоянную температуру, а во время пассивного периода (спячки) ведут себя как пойкилотермные.

Читайте также:  Карта министерства природных ресурсов краснодарского края

Пойкилотермным видам для их нормального развития необходимо получать извне определенное количество тепла, измеряемого суммой эффективных температур (X), определяемых длительностью периодов (t) с превышением температуры окружающей среды (Т) над температурой порога развития (С). Упрощенно формула выглядит так:

Х= ∑ (ТС)t

По степени устойчивости к условиям крайнего дефицита тепла или, наоборот, к высоким температурам виды бывают:

  • нехолодостойкие, неморозостойкие, морозоустойчивые;
  • нежаростойкие, жаровыносливые или жаростойкие.
  • через процесс регулирования поглощения воды из субстрата: низшие наземные растения поглощают влагу всей поверхностью, мохообразные – ризоидами, большинство высших растений –корнями (корневые системы различают по типу ветвления на экстенсивные – охватывающие большой объем почвы, и интенсивные – охватывающие небольшой объем почвы);
  • через регулирование испарения воды поверхностью тел.
  • влаголюбивые растения (гидрофиты) и животные (гидрофилы);
  • сухолюбивые растения (ксерофиты) и животные (ксерофилы);
  • промежуточные и смешанные типы (соответственно растения-мезофиты и животные-мезофилы могут подразделяться еще на целый ряд подтипов).

Источник

Природно-климатические факторы

Одним из основных элементов среды, в которой живет человек, является солнце. Солнечный свет оказывает влияние на микроклимат, освещение, гигиену, на выразительность архитектурных композиций и форм.

Инсоляция – совокупность светового, ультрафиолетового и теплового действия солнца. Влияние инсоляции может быть положительным или отрицательным, в зависимости от интенсивности, продолжительности и времени действия солнца.

В соответствии с санитарными правилами и нормами (СанПиН), детская площадка должна быть освещена прямыми солнечными лучами не менее пяти часов в сутки. Одной из задач дизайнера-проектировщика является максимально использовать положительное воздействие солнца на детей и их родителей, а также по возможности максимально устранить отрицательное, используя архитектурно-дизайнерские планировочные средства.

При проектировании детских площадок необходимо учитывать региональные природно-климатические особенности. Регион Южного Урала отличается резкой сменой климата, контрастными переходами солнечных, температурных и осадочных явлений. В таких условиях для детской площадки рекомендуется установка на южных склонах или ровных местах, с хорошим солнечным освещением и с затененностью не более 25%. На южных склонах территория максимально освещена солнцем, кроме того, такие участки быстро освобождаются от снега и других осадков.

Читайте также:  Польза от природных ресурсов

Воздушная среда и ветер

Воздушная среда имеет большое значение при размещении и проектировании детских площадок. Одним из обязательных элементов положительного воздействия на детей игры на детской игровой площадке является игра на свежем воздухе. В связи с этим при проектировании необходимо учитывать наличие близко расположенных промышленных, хозяйственных или коммунальных зон. Неблагоприятное влияние данных зон может усилиться при ветре, дующем с них в направлении детской площадки.

Регион Южного Урала отличается резкими сезонными ветрами, особенно явно проявляющимися весной и осенью. В связи с этим участок следует располагать в хорошо защищенном от ветра месте. Кроме неблагоприятного воздействия ветра на здоровье детей, можно отметить роль ветровой нагрузки на элементы детской площадки, поэтому необходимо рассчитывать «парусность» элементов и оборудования детского игрового комплекса.

Ландшафтные особенности

Особенности ландшафта могут оказать большое влияние на результат проектирования детской площадки. В городской среде, во внутриквартальном пространстве и в жилых микрорайонах ландшафт, как правило, ровный или с небольшим уклоном, что не дает больших возможностей для его целенаправленного использования. Расположение детских площадок в парковой зоне или в местах со сложным ландшафтом (горы, островки, берег озера или реки и т.д.) позволяет использовать эти особенности и дополнить функционально-образное решение ландшафтными работами.

При проектировании следует обратить внимание на геологические особенности участка, учитывать качества пород, из которых он состоит. При обнаружении неблагоприятных признаков, например глины, торфа, скальных пород и т.д. необходимо перенести площадку на другое место или ограничить доступ детей к данным местам, в том случае если площадка останется на этом месте.

Немаловажным фактором, который приходится учитывать при проектировании детских площадок является существующая на выбранном участке растительность. При включении деревьев и кустарников в образно-планировочное решение детской площадки, необходимо учитывать множество особенностей:

· сочетание размеров деревьев и влияние этой величины на психологическую атмосферу на площадке;

· сочетание открытых и закрытых пространств;

· влияние различных пород кустов и деревьев на формирование образа среды»;

· наличие опасных для жизни и здоровья детей пород кустов и деревьев – наличие шипов, колючек и ядовитых плодов.

В зависимости от проектной концепции растительность, произрастающую на данном участке, можно оставить в нетронутом, природном состоянии, или использовать фигурное подстригание кроны (топиарное искусство).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Оцените статью