Природно климатические факторы производства

Принципы и факторы размещения промышленного производства.

Планирование размещения любого вида производства должно осуществляться с учетом принципов и факторов размещения.

Под принципами размещения промышленности понимаются исходные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике в области размещения производственных сил.

Важнейшими принципами размещения промышленности являются:

  1. приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии, к районам потребления готовой продукции;
  1. учет возможностей использования местных ресурсов, охраны окружающей среды, решения экологических проблем;
  1. учет особенностей международного разделения и развития хозяйственных связей между странами мира;
  1. выравнивание уровней социально-экономического развития страны путем углубления территориального разделения труда на основе рациональной специализации и комплексного развития хозяйств этих районов;
  1. учет рыночных условий, территориальной дифференциации структуры спроса и предложения на товары и услуги в отдельных районах страны.

Осуществление на практике вышеперечисленных принципов при планировании и проектировании промышленных предприятий предполагает учет многообразных факторов размещения.

Под фактором размещения понимается причина, воздействующая на выбор места расположения производства независимо от желаний и принципов размещения.

Основными факторами размещения являются следующие:

  • природные;
  • география трудовых ресурсов;
  • технический прогресс;
  • транспорт.

1. К природным факторам, влияющим на размещение промышленного производства, относятся: количественная и качественная характеристика полезных ископаемых, гидроэнергетических и лесных ресурсов в отдельных районах страны; климатические условия в разных районах; естественные водные транспортные пути.

В отраслях добывающей промышленности, в гидроэнергетике природные условия непосредственно влияют на всю совокупность технико-экономических показателей строительства и эксплуатации предприятия.

Климатические условия влияют на размещение промышленности, прежде всего в связи с неодинаковыми условиями труда и жизни человека в разных районах. В районах с холодным климатом на жилище, одежду требуется больше затрат по сравнению с районами теплого климата. Капитальные затраты при строительстве предприятия в районе холодного климата больше, чем в районе теплого климата, выше и издержки по его эксплуатации.

2. География трудовых ресурсов оказывает влияние, прежде всего, на размещение трудоемких отраслей промышленности. Хотя размещение населения по территории страны и является следствием размещения общественного производства, но, намечая план размещения нового строительства промышленных объектов, следует учитывать сложившуюся к данному периоду географию трудовых ресурсов и состояние инфраструктуры района. В районах малонаселенных, где намечается создание промышленного производства, не следует размещать трудоемкие отрасли, такие, как приборостроение, радиотехническая промышленность и тому подобные отрасли машиностроения, легкая промышленность (текстильная, трикотажная, швейная). В остальных отраслях предусмотреть высокую техническую вооруженность, сокращающую относительную потребность в рабочей силе.

Читайте также:  Кольский центр охраны дикой природы

Следует учитывать структуру и квалификационный состав трудовых ресурсов в отдельных районах. Так, для размещения отраслей точного машиностроения важно наличие квалифицированных рабочих-машиностроителей.

3. На размещение промышленного производства оказывают непосредственное влияние электрификация, химизация, характер и совершенствование технологических процессов.

Электрификация в той или иной степени влияет на размещение всех отраслей промышленности, но в ряде районов она является основой их производственной специализации. Энергоемкие отрасли промышленности (электрометаллургия, производство искусственных волокон и др.) размещаются в районах и пунктах централизованного производства дешевой электроэнергии, на базе богатых гидравлических ресурсов и мощных месторождений экономичных видов топлива. Но и все другие отрасли промышленности не могут быть размещены рационально без учета возможностей электрификации, ибо энергетической основой деятельности любого современного производства в промышленности является электрическая энергия.

Электрификация влияет на размещение через комбинирование производства, являясь основой создания энергопромышленных комбинатов. Передача электрической энергии на далекие расстояния позволяет более свободно размещать различные производства, снижать влияние природно-географических условий на выбор района и пункта размещения предприятий. Влияние электрификации на размещение промышленности осуществляется также через электрификацию железнодорожного транспорта, доля которого систематически повышается.

Химизация оказывает все большее влияние на размещение промышленного производства. Химические методы обработки вещества в значительной мере освобождают размещение отраслей обрабатывающей промышленности от влияния природных условий. Повышение доли отраслей, производящих синтетические и искусственные материалы, меняет характер размещения многих отраслей промышленности.

Химизация создает новые возможности для переработки фактически неограниченной номенклатуры веществ органической и неорганической природы, для комплексной переработки сырьевых и энергетических природных ресурсов различных видов и свойств. Это расширяет базу многих производств в различных экономических районах, позволяет получать одинаковую продукцию из различных видов материалов и различную продукцию из одного материала.

Читайте также:  Правила при использовании природных ресурсов

Размещение промышленности во многом зависит от характера применяемых технологических процессов. Технологический фактор требует его учета по двум причинам. Во-первых, технология производства влияет на характер используемого сырья и энергии, на виды и свойства производимой продукции, на изменение условий транспортировки сырья и готовой продукции и тем самым на размещение производства в том или ином районе. Во-вторых, особенности района (характеристика его природных и трудовых ресурсов, накопившийся производственный опыт, сложившийся производственный профиль района и специализация отдельных производств) оказывают серьезное влияние на выбор технологических процессов размещаемых производств.

Совершенствование технологии добычи полезных веществ из недр земли позволяет добывать минеральные виды сырья и топлива на больших глубинах; тем самым открывают возможности размещения отраслей добывающей промышленности в пунктах, где ранее отсутствовали для этого необходимые технико-экономические условия.

Комплексная механизация и особенно автоматизация оказывает влияние на размещение трудоемких отраслей промышленности. Под влиянием автоматизации снижается трудоемкость продукции, в результате некоторые отрасли перестают быть трудоемкими. В связи с этим высокоавтоматизированные предприятия могут размещаться в районах с ограниченными трудовыми ресурсами.

Следует отметить, что технический прогресс снижает степень влияния природных условий на размещение промышленности, но полностью не устраняет их.

Хотя размещение транспорта есть функция от размещения промышленности, но в каждом случае при экономическом обосновании района или пункта размещения предприятия необходим учет влияния транспорта.

Объем транспортной работы, величина издержек по перевозке промышленных грузов (сырья, топлива, полуфабрикатов и готовой продукции) зависят от того, как размещена промышленность по территории страны.

Под влиянием транспорта некоторые отрасли промышленности размещаются у источников сырья, другие – в местах потребления их продукции, третьи – вблизи от источников дешевой энергии.

В себестоимости отдельных видов промышленной продукции весьма значительная доля расходов по перевозке сырья, материалов и топлива. Так, удельный вес транспортных расходов в себестоимости продукции составляет:

  • в черной металлургии 25-35%;
  • в производстве стройматериалов 2-35%;
  • в основной химической промышленности 20-35%;
  • в целлюлозно-бумажной – 15-20%;
  • в мясной промышленности – 8-18%. В других отраслях доля транспортных издержек в себестоимости продукции не так велика, но абсолютные затраты на транспорт часто весьма большие.

Поэтому при обосновании района и пункта размещения промышленных предприятий при сравнении нескольких вариантов размещения необходимо тщательно исследовать объем и дальность перевозок грузов, выбрать наиболее целесообразный вид транспорта, использование которого дает наилучшие экономические показатели, а также степень загрузки транспорта.

Читайте также:  Живая неживая природа загадки

Источник

IV. Природно-климатические факторы

Они, безусловно, значительно влияют на уровень ПТ, но определить их довольно сложно.

Изолированное рассмотрение факторов не позволяет объективно установить величину их влияния на ПТ. Учитывая, что изменение факторов носит вероятностный характер, здесь следует применять методы математической статистики, в частности метод многофакторного корреляционного анализа [6].

Вопросы для проверки знаний

1. Определение экономической сущности производительности труда.

2. Методы количественной оценки производительности труда.

3. Измерение производительности труда на транспорте:

4. Измерение производительности труда:

– отделении железной дороги;

– в структурных подразделениях.

5. Анализ факторов производительности труда в зависимости от:

– повышения технического уровня производства;

– улучшения организации производства и труда;

– изменения объема и структуры продукции;

6. Динамика производительности труда на железнодорожном транспорте в 1980, 1990, 2000, 2005 годы.

Тема 10. Труд и заработная плата на железнодорожном транспорте

10.1 Организация труда на железнодорожном транспорте

И ее особенности

Организация труда – это система мер, обеспечивающая благоприятные условия труда и рациональное использование рабочего времени.

– разделение труда (функциональное, технологическое, квалификационное);

– повышение квалификации персонала;

– обеспечение техники безопасности;

– регулирование режима труда и отдыха;

Организация труда отражает особенности производственного процесса на железнодорожном транспорте:

  1. непрерывность перевозочного процесса;
  2. территориальную разобщенность;
  3. большое разнообразие в численности персонала структурных подразделений;
  4. разъездной характер работы;
  5. условия работы под открытым небом;
  6. повышенные требования к выполнению документов (ПТЭ, Инструкция по движению поездов, Устав железных дорог и др.).

– единая смена (на крупных станциях – оперативное руководство).

Выбор рациональных форм организации труда на железнодорожном транспорте диктуется тем, что производственные процессы взаимосвязаны и выполняются рядом подразделений, поэтому трудовые процессы должны быть строго согласованы (например, принятие поезда на станцию).

Основными направлениями совершенствования организации труда являются:

–подбор, подготовка и повышение квалификации кадров;

– улучшение обслуживания рабочих мест и др.;

– обоснованное нормирование труда;

– рационализация трудового процесса, внедрение передовых приемов и методов труда;

– введение различных форм и методов материального и морального стимулирования труда;

Источник

Оцените статью