Природно климатические факторы спроса

4.Природно-климатические и национально-исторические факторы, влияющие на поведение конечных потребителей:

В исследованиях потребителей под личностью понимаются последовательные реакции человека на различные внешние раздражители. Личность предусматривает упорядоченную и согласованную связь опыта и поведения, это то, что делает человека уникальным, не похожим ни на кого другого. Последовательность реакций обуславливается стойкими внутренними психологическими характеристиками. Каждый человек обладает только ему присущим характером, т.е. определенными психологическими качествами. Самомнение (самопредставление), в широком смысле слова, — это черта характера. Действительное самопредставление (как он себя видит) отличается от идеального (каким бы он хотел себя видеть) и внешнего (как он думает об отношении к нему других). Какое-то из этих самомнений (или все сразу) человек пытается реализовать на рынке. Предпочтение одного товара или его марки другому часто основано на том, насколько точно тот или иной из них соответствует реальной или идеальной самооценке потребителя.

Основные индивидуально-психологические качества личности, влияющие на потребительское поведение:

  • темперамент;
  • эмоции и чувства;
  • способности;
  • характер и воля;
  • мыслительная деятельность.
  • сангвиник – быстро сходится с людьми, жизнерадостен, контролирует свои эмоции, активно вступает в контакт с людьми;
  • флегматик – ровен в поведении, долго адаптируется в новых условиях, малоактивен, обладает терпением и самообладанием;
  • меланхолик – впечатлительный, эмоциональный, отзывчивый, легко ранимый, осторожный, нерешительный, стеснительный;
  • холерик – активный, но вслед за подъемом активности наступает депрессия, настроение неустойчиво, вспыльчив, самолюбив, быстрая речь.
  • Покладистых (уступчивых) (уступчивые люди зависят от окружающих);
  • Агрессивных (мотивация агрессивности: потребность во власти и наперекор другим);
  • Независимых (обособленных) (самодостаточны, независимы и стараются отдалиться то остальных).
  • считается, что одни и те же характерные черты присущи многим людям, меняются лишь их абсолютные величины, поэтому по характерным чертам можно сегментировать рынок;
  • считается, что эти черты относительно стабильны и оказывают практически универсальное воздействие на поведение вне зависимости от внешней ситуации; из этого следует, что поведение прогнозируемо.
  • характерные черты могут быть определены на основе измерения показателей поведения, путем применения модифицированных тестов.
  • деятельность: работа, хобби, социальные события, отдых, развлечения, членство в клубах, общество, покупки, спорт;
  • интересы:семья, дом, работа, общество, отдых, мода, еда, СМИ, достижения;
  • мнения:о самом себе, социальные аспекты, политика, бизнес, экономика, образование, культура, продукты, будущее;
  • демографические показатели:возраст, образование, доход, род деятельности, размер семьи, жилище, география, размер города, стадия жизненного цикла семьи.
Читайте также:  Нормативам качества окружающей природной среды относятся

Источник

1.2. Факторы, формирующие спрос на потребительские товары

Как известно, спрос формируется под воздействием множества, практически бесконечного числа, факторов. Степень и направленность влияния факторов определяется конкретными условиями жизни, состоянием экономики. Отсюда мы имеем деление всех факторов на шесть групп: экономические, социально-демографические, технологические, психологические, природно-климатические и прочие.

К экономическим факторам относят размер национального дохода населения и его распределение, денежные доходы населения и их распределение между различными социальными и профессиональными группами, общий уровень цен и уровень цен на взаимозаменяемые товары, объем и структуру производства в стране, объем импорта, соотношение товарного накопления и потребления, объем и ассортимент товарного предложения, соотношение его товарной и натуральной части (за счет личного подсобного хозяйства и натуральной оплаты труда), структуру покупательных фондов и нетоварных расходов, возможность получения кредита, уровень обеспеченности населения жильем, товарами среднесрочного и длительного пользования, платными и бесплатными услугами, состояние коммуникационных и транспортных связей, размер и состояние торговой сети и т.д. Такие факторы воздействуют на спрос непосредственно.

Также сильное влияние на спрос оказывает группа социально-демографических факторов. Сюда входят численность, половозрастной состав и плотность населения, социальная и профессиональная структуры общества и особенности их изменения, состав семей и их изменение, уровень образования и культурного развития, исторические и национальные традиции и обычаи, место проживания и др.

В современных условиях возрастает значение технологических факторов, основными из которых являются: возможность производства новых потребительских товаров в регионе в соответствии с научно-техническим прогрессом, реализация и хранение товаров, послепродажное обслуживание на основе современных технологий, использование современных компьютерных информационных систем и т.д.

Растет влияние субъективных факторов спроса. Для принятия решения о покупке изделий, соответствующих требованиям моды, особое значение имеют желания, интересы, склонности, представления, индивидуальные вкусы, черты характера, социальное положение, возраст и т.п. Чтобы получить данные об этих многообразных факторах влияния, нужно исходить из того, что у потребителя, как правило, вырабатывается типичное для определенной группы поведение.

Читайте также:  Департамент природных ресурсов вологодской области начальник

Таким образом, выделяют группу психологических факторов – это физиологические особенности человеческого организма, психологический настрой покупателей и продавцов, реакция на окружающую действительность, религию, моду, рекламу, отношение к престижу, потребительские мотивы, интенсивность потребления того или иного товара.

К природно-климатическим факторам относят: климатические особенности региона и его географическое положение, продолжительность времени года, особенности рельефа местности, изменение погоды.

Группа прочих факторов включает в себя такие важные факторы, как правовые, политические и культурно-исторические и т.п.

Анализируя изменения спроса и факторы, формирующие его, как правило, невозможно определить общее число последних и установить точные количественные оценки степени их воздействия на спрос по каждому товару. Следует иметь в виду и то, что не все эти факторы единовременно и с одинаковой интенсивностью влияют на спрос на те или иные товары. Более наглядно влияние основных факторов на спрос можно рассмотреть на приведенной ниже схеме:

основной особенностью рассмотренной системы факторов является интегрированный характер ее воздействия на спрос. Вместе с тем, влияние каждого фактора отдельной группы неравнозначно: одни оказывают сильное воздействие на объем спроса, другие – умеренное, третьи – или незначительное, или совсем не влияют. Причем в зависимости от вида товара, степень воздействия может меняться, и фактор, оказывающий сильное воздействие при спросе на один товар, будет умеренным или даже незначительным при спросе на другой. Некоторые из них формируют спрос на большинство товаров, другие специфические факторы – только на отдельные товары. Так, размер доходов населения, уровень цен влияют на спрос на многие товары, а уровень электрификации – на электротовары, уровень газификации – на спички и зажигалки, и т.д. Некоторые из этих факторов являются существенными, решающими при формировании спроса, другие – второстепенными, несущественными.

Читайте также:  Загадки явления неживой природы

Особое значение имеет возможность измерения воздействия факторов, поэтому они подразделяются на количественно измеримые (например, экономические) и такие, степень воздействия которых не поддается или практически не поддается количественной оценке (например, психологические), т.е. косвенные факторы.

По характеру влияния рассмотренной совокупности факторов они подразделяются на общие, которые непосредственно воздействуют на величину спроса по всем или большинству товаров; частные – оказывающие непосредственное влияние на спрос по узкому кругу или отдельным товарам.

Классификация факторов, рассмотренная выше, не раскрывает всей их совокупности и характера проявления. Тем не менее, она может быть использована как инструмент сегментации рынка, что представляет реальный практический интерес. Незавершенность этой схемы только подчеркивает всю сложность деятельности на рынке потребительских товаров, успех которой во многом определяется уровнем изучения и прогнозирования спроса.

Источник

Оцените статью