Транспортные условия эксплуатации
Транспортные условия эксплуатации автомобилей характеризуются условиями маршрутов, которые определяются рядом коэффициентов и показателей:
— l – длина груженой ездки, км;
— β – коэффициент использования пробега;
— γ – коэффициент использования грузоподъемности;
— i – средняя величина уклона на дороге, %;
— Кпр – коэффициент использования прицепов;
— П – коэффициент помехонасыщенности маршрута (отношение скорости автомобиля на данном маршруте к скорости автомобиля на загородном участке дороги I категории;
3.4 Природно-климатические условия
Природно-климатические условия эксплуатации автомобилей характеризуется температурой окружающего воздуха, влажностью воздуха, запыленностью воздуха, интенсивностью атмосферных осадков, ветровой нагрузкой, солнечной радиацией, сезонными колебаниями условий эксплуатации, агрессивностью окружающей среды и высотой над уровнем моря.
Температура окружающего воздуха – основной природно-климатический фактор, влияющий на техническое состояние автомобиля. Наименьшее количество отказов конструктивных элементов автомобилей происходит при температурах окружающего воздуха лежащих в интервале от –5 0 С до +15 0 С.
Территория России и прилегающих к ней стран была разделена на 10 климатических районов (таблица 3.2), в каждом из которых нормативы технической эксплуатации корректируются за счет соответствующих коэффициентов.
Таблица 3.2 – Климатические районы
Среднее значение относительной влажности воздуха, %
Влажность воздуха в сочетании с температурой окружающего воздуха существенно влияют на изменение технического состояния автомобиля с точки зрения коррозии конструкционных металлов. При больших их значениях создаются условия для интенсивной коррозии металлов, быстрого старения резинотехнических изделий, ухудшения свойств эксплуатационных материалов, в первую очередь за счет их деструкции (насыщения водой).
Влажность атмосферного воздуха влияет также на выходные эффективные показатели автомобильного двигателя, а именно на мощность, топливную экономичность, экологичность, напротив, улучшая их. Объясняется это тем, что вокруг капелек воды тонкой пленкой обволакивается топливо, тем самым резко увеличивается поверхность испарения, а значит, полнота его испарения и сгорания.
При движении автомобиля по дорогам различного качества в трущиеся узлы попадает кварцевая пыль, являющаяся основным источником абразивного изнашивания. Особый вред оказывают мелкодисперсные частицы пыли, так как они практически не задерживаются фильтрующими элементами. По высоте от уровня земли количество пыли уменьшается, поэтому в практике автостроения и действует тенденция расположения воздухозаборников, как можно выше. Особенно часто это применяется при конструировании и производстве автомобилей с дизельными двигателями.
В среднем при движении автомобилей по асфальтовому шоссе содержание пыли в воздухе составляет в летних условиях примерно 15 мг/м 3 . В зависимости от запыленности района эксплуатации и климатических условий определенное количество пыли попадает в топливные баки автомобилей, достигающее 200-300 г на одну тонну топлива. В особенности это характерно для автомобилей-самосвалов и при работе грузовых автомобилей в карьерах и на грунтовых дорогах в сельской местности.
При выпадении снега и дождя условия движения автомобилей становятся более тяжелыми. Это заставляет водителя двигаться на пониженных передачах и малых скоростях, чаще применять режимы торможения. Кроме того, снижается комфортабельность, повышается коррозия металлов.
Интенсивность выпадения осадков на территории умеренного климатического района как правило не превышает 3-3,5 мм/мин (кратковременно) и 1.5-1.6 мм/мин при длительном периоде (более 30 мин). В процессе разработки автомобилей на заводах-изготовителях при испытании кабины или салона на герметичность в испытательной камере обеспечивается выпадение осадков 5 мм/ мин, при этом попадания воды в кабину (салон) недопустимы.
Ветер влияет на интенсивность охлаждения двигателя. Например, при увеличении скорости ветра от 0 до 10м/с темп охлаждения деталей увеличивается в 3 раза. По средним значениям температур и ветров от нагрузки для умеренного климатического района двигатель автомобиля зимой остывает до температуры окружающего воздуха за 25-30 мин, летом — за 3 часа.
Эксплуатация автомобиля на длительных маршрутах с преобладающими ветрами также влияет на выходные показатели и техническое состояние автомобилей. Например, при встречном ветре увеличиваются расходы топлива, при попутном наоборот. При постоянных боковых ветрах для соблюдения прямолинейного движения автомобиля водитель вынужден воздействовать на рулевое колесо в одну сторону, что приводит к изнашиванию деталей рулевого управления автомобиля и шин.
При воздействии солнечных лучей на поверхность автомобиля выгорает лакокрасочное покрытие, размягчаются шины автомобиля. Последнее приводит к ухудшению управляемости автомобиля и ускоряет процессы старения материала шин. Размягчаются также все открытые резиновые уплотнения, чем также нарушается их нормальное функционирование.
Агрессивность окружающей среды связана с повышенной коррозионной активностью воздуха, свойственной прибрежным морским районам. Такие условия вызывают интенсивную коррозию деталей автомобилей, увеличивая трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта, потребность в запасных частях примерно на 10%. При этом ресурс автомобилей также сокращается. Агрессивной окружающей средой для автомобилей является также химический груз. Все это также учитывается при корректировании нормативов ТЭА.
Сезонные колебания условий эксплуатации автомобилей обусловлены колебаниями температуры окружающего воздуха, изменениями дорожных условий по временам года, с появлением ряда дополнительных факторов, влияющих на интенсивность изменения параметров технического состояния автомобиля, например, пыли летом, влаги и грязи осенью или весной.
В зависимости от сезона показатели надежности автомобилей изменяются в значительной степени (Таблица 4.3).
Таблица 4.3 – Средние значения показателей надежности городских автобусов большого класса по сезонам в умеренном климатическом районе
Источник
Тягово-скоростные свойства подвижного состава
Условиями эксплуатации подвижного состава называются условия, в которых осуществляются перевозки и которые характеризуются различными внешними факторами. К условиям эксплуатации относятсядорожные, транспортные и природно-климатические условия.
Дорожные условия характеризуются рельефом местности, продольным профилем дороги и извилистостью в плане, шириной проезжей части, количеством полос движения, ровностью и прочность дорожного покрытия, стабильностью состояния дороги, интенсивностью, режимом и видом движения, помехами.
Основой дорожных условий эксплуатации являются дороги, которые по назначению делятся на дороги общего пользования, автомагистрали, внутрихозяйственные (сельские) и городские (улицы).
Дорожные условия оказывают наибольшее влияние на эксплуатационные свойства подвижного состава.
Транспортные условия эксплуатации характеризуются видом и количеством перевозимых грузов, дальностью перевозок, способами погрузки и выгрузки грузов, режимом работы, видом маршрутов, условиями хранения, техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава.
Транспортные условия эксплуатации определяют специализацию подвижного состава, которая обеспечивает максимальную приспособленность к перевозке определенного вида груза.
Природно-климатические условия эксплуатации подвижного состава характеризуются температурой окружающей среды, атмосферным давлением и осадками (туман, снег). Территория России включает в основном зоны умеренного и холодного климата.
Тяговые свойства имеют важное значение в эксплуатации подвижного состава т.к. от них во многом зависит средняя скорость движения и производительность. Чем выше тягово-скоростные свойства, тем выше средняя скорость, меньше время, затрачиваемое на перевозку грузов и пассажиров и выше производительность подвижного состава.
Основными показателями, оценивающими тягово-скоростные свойства подвижного состава, являются:
— минимальная устойчивая скорость
— время разгона с места до максимальной скорости
— максимальные и средние ускорения при разгоне
— максимальный преодолеваемый подъем
(на низшей передаче при постоянной скорости)
— длина динамически преодолеваемого подъема
— максимальная сила тяги на крюке (на низшей передаче)
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
3.Климатические и дорожные условия:
Условия эксплуатации подвижного состава на ГПАТП КО определены согласно «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» / М-во автомоб. трансп. РСФСР.-М.: Транспорт. 1988.-78с.
Таким образом эксплуатация подвижного состава на ГПАТП КО относится ко II-й категории условии эксплуатации. Природно-климатические условия эксплуатации — холодные.
Маршруты, по которым передвигается подвижной состав предприятия, в большинстве своем асфальтированы. Доля неасфальтированных дорог незначительна.
4. Технология и организация технической эксплуатации подвижного состава:
4.1 Структура организации управления технической службой:
На предприятии подразделением, осуществляющим контроль за техническим состоянием транспортных средств является ОТК — отдел технического контроля.
ОТК осуществляет контроль за качеством работ, выполняемых всеми производственными подразделениями,
постоянно контролирует техническое состояние подвижного состава, а так же проводит на контрольно-пропускном пункте ежедневный технический осмотр автомобилей при выезде на линию и заезде в гараж, анализирует причины возникновения неисправностей подвижного состава.
Отдел технического контроля находится на контрольно-пропускном пункте, который оборудован эстакадой и навесом. Территория для осмотра автомобилей в темное время суток освещена стационарными лампами, а эстакада оборудована переносной лампой на 36В. Для контроля токсичности отработанных газов используется газоанализатор «Инфралит-1100» и дымомер ИНА-109.
Режим работы ОТК круглосуточный: с 8.00 до 20.00 и с 20.00 до 8.00. Всего в службе ОТК задействовано четыре человека. Возглавляет отдел технического контроля начальник ОТК, ему подчиняются механики ОТК, все они прошли аттестацию по безопасности движения. Начальник ОТК непосредственно подчиняется директору предприятия.
Механик ОТК проводит предрейсовый и послерейсовый технический осмотр автомобиля. Предрейсовый технический осмотр включает: контрольно-осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающим безопасность движения (рулевое управление, тормозная система, приборы освещения и световой сигнализации). После осмотра автомобиля механик ОТК ставит свою подпись в путевом листе, выпуская исправный автомобиль на линию.
Для соблюдения периодичности технического обслуживания, инженером ПТО еженедельно, согласно фактического пробега автомобилей, составляется график проведения ТО-1 и ТО-2, в котором назначается день постановки автомобиля на ТО-1 и ТО-2. График проведения ТО составляется в нескольких экземплярах и выдается механику ОТК, механику РММ, бригадиру ТО, диспетчеру.
Текущий ремонт проводится по потребности, а техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2) проводится принудительно в плановом порядке, согласно фактического пробега автомобилей.
При возвращении автомобиля с линии, механиком ОТК производится тщательный технический осмотр автомобиля. При необходимости проведения ремонта или согласно графика технического обслуживания механик ОТК направляет автомобиль на углубленную мойку, а затем на пост инструментального контроля для выявления неисправностей и перечня работ ТО и ТР. После этого механик ОТК заполняет «Листок учета ТО и ТР» с указанием полного перечня работ ТО и ТР. Затем автомобиль поступает в зону ТО, где выполняется весь перечень работ. После проведения ТО бригадир ТО делает отметку о выполнении работ в «Листке учета ТО и ТР» и автомобиль проходит пост инструментального контроля, после этого осматривается механиком ОТК для проверки его готовности выхода на линию. Механик ОТК проверяет автомобиль, о чем делает запись в «Листке учета ТО и Р» и сообщает диспетчеру, что автомобиль готов к эксплуатации.
Структурная схема управления производством ТО и ТР Мариинского ГПАТП КО представлена на рис. 23.
Таблица 4.1 – Штат рабочих ГПАТП КО:
Должность, специальность, квалификация
Источник