Природно культурный ландшафт туризм

5.5. Природное и культурное наследие в туризме

Совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства, способных вызвать туристский интерес, является туристскими ресурсами – национальным наследием государств-участников СНГ. Так записано в Рекомендательном законодательном акте «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма», 1994 г. Эту формулировку можно расширить на все страны мира.

Ведущая роль в координации и стандартизации культурной и туристской деятельности во всем мире принадлежит ЮНЕСКО и ВТО. Особого внимания заслуживают конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного наследия, которые послужили основой для приоритетного развития культурного туризма во всем мире после того, как в рамках Всемирной конференции по политике в области культуры была принята рекомендация по вопросу о культурном туризме. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия была принята на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. и вступила в силу 17 декабря 1975 г. Основная ее цель – привлечение сил мирового сообщества для сохранения уникальных объектов культуры и природы. В 1975 г. Конвенцию ратифицировало 21 государство, за 25 лет ее существования к ней присоединилось еще 137 государств, и в настоящее время общее число государств – сторон Конвенции превысило 160. О значении Конвенции можно судить по следующему факту: среди природоохранных она является наиболее представительной по количеству государств-участников.

Для повышения эффективности работы Конвенции в 1976 г. были образованы Комитет и Фонд всемирного наследия. Спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия – своеобразный фонд выдающихся памятников культуры и природы. Принципы сотрудничества в области культуры и туризма нашли свое отражение в декларациях, принятых в Маниле (1980 г.) и Мехико (1981 г.).

Культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества – совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т. п.

Читайте также:  Природа права общей долевой собственности

Новым в вышеприведенном определении является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии, религиозные обряды и ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т. д.

На основе принципов Хартии культурного туризма принятой на Международном семинаре по туризму (1976 г.) предложена следующая классификация использования культурного наследия:

  • достояние, в основном используемое туристами (фестивали, представления, памятники и т. д.);
  • достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, места посещаемые экскурсантами, заповедники и т. д.);
  • достояние, в основном используемое местным населением (объекты религиозного культа и гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки и др.).
  1. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. М., 2003.
  2. Кисель В.П. Памятники всемирного наследия. Мн., 2003.
  • подготовку перечня туристских ресурсов, причем особого внимания заслуживают классификация культурного, исторического, природного наследия и определение наиболее важных объектов для развития туризма;
  • определение основных туристских регионов и мест туристского назначения, а также обеспечение соответствующих мер по охране местных культурных, исторических и природных памятников;
  • использование в целях туризма национального достояния, включающего искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения;
  • проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона.
  1. активное содействие в сохранении наследия местности – культурного, исторического и природного;
  1. подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
  2. создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
  3. разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.
  • О П Ы Т

Источник

Природно культурный ландшафт туризм

Одним из объектов географических исследований являются ландшафты, представления о которых меняются вслед за развитием науки и практики. Идея ландшафта напрямую связана с несколькими основными географическими концепциями и давно установленными темами исследований (взаимодействие общества и природы, характеристики различных сред — особенно порожденные человеческой деятельностью и т.д.). В настоящее время особую популярность приобрела концепция культурного ландшафта, понятие о котором в научный оборот было введено в начале ХХ в.

Г.А. Исаченко (2003) отмечает, что современное понятие культурный ландшафт развивается в двух основных направлениях. Одно из них находится в русле классического ландшафтоведения, где культурный ландшафт рассматривается как двуединый территориальный комплекс, в котором действуют как природные, так и инициированные человеческой деятельностью процессы (в том числе управляемые или контролируемые человеком). Для второго направления, которое можно назвать междисциплинарным, характерен акцент на культуру, через призму которой происходит «прочтение» ландшафтов и их образов. Оба направления не исключают друг друга, т.к. восприятие («прочтение») ландшафта влияет на освоение территории, неверное восприятие приводит к ошибочным действиям. Рассмотрим эту взаимосвязь на примере туризма.

Читайте также:  Природный парк кондинские озера карта

Среди различных видов деятельности, в ходе которых происходит освоение территории человеком, туризм выделяется тем, что он не занимается непосредственным изъятием из ландшафтов природных ресурсов. В то же время сам туризм и его инфраструктура (гостиницы, транспорт и др.) могут оказывать не менее сильное влияние на окружающую среду, чем сельское и лесное хозяйство, горная промышленность и т.п. Участвуя в преобразовании окружающей среды, туризм как социально-экономическое явление всегда заинтересован в сохранении той привлекательности культурных ландшафтов, ради которых люди на время покидают постоянные места жительства, т.е. становятся туристами. В результате посещения по-разным причинам аттрактивных ландшафтов у туристов остается впечатление об увиденном, которым обычно делятся с друзьями, знакомыми и т.п. Известно (Mieczkowski, 1990, Мироненко, 2003), что впечатление от отдыха одного субъекта рекреации предопределяет характер рекреационной избирательности другого субъекта. Так атрибутивная информация о месте проведенного отдыха становится основой образа конкретного географического объекта.

Географический образ страны или региона — это достаточно устойчивые, стратифицированные и динамичные представления людей, соотносимые с какими-либо политико-, историко- или культурно-географическими территориями (Замятин, 1999). При этом с точки зрения развития туризма в пределах конкретной территории важно, что географические образы как сумма ярких, характерных знаков и символов, ключевых представлений о ней могут формироваться в сознании различных групп людей как стихийно, так и целенаправленно. Очевидно, что позитивный образ любой территории, которая может быть представлена как совокупность присущих ей культурных ландшафтов, способствует притоку туристов, что стимулирует развитие соответствующей инфраструктуры в частности и социально-экономический прогресс территории в целом.

В связи с возможностью создания географических образов «по заказу», при формировании последних необходимо учитывать такие их особенности, как инерционность, многослойность, противоречивость, территориальность и др. (Колосов, 2003). Часто эти особенности проявляются одновременно. Так, традиционный образ Смоленска как одного из историко-культурных центров России дополняется образом города с неразвитым гостиничным хозяйством. При этом последний из названных образов значительно снижает аттрактивность Смоленска и области для туристов из регионов не Центрального федерального округа, т.к. очень часто регион ассоциируется с его административным центром. Закрепление такого малопривлекательного образа совершенно затушевывает такую особенность Смоленска, как профессионализм сотрудников турфирм и постоянное обновление экскурсионных программ, и т.д.

Читайте также:  Министерство природных ресурсов экологии дагестана

Особенности географических образов обусловлены не только спецификой различных групп туристов, но и свойствами самих культурных ландшафтов, которые представляют собой результат нередко противоречивого взаимодействия природы и населения с его хозяйственной деятельностью и различными традициями. Сочетание в культурных ландшафтах прошлого и настоящего, зарождение элементов будущего делает эти ландшафты очень сложным, но перспективным объектом исследования рекреационной геграфии, которая, по мнению Б.Б. Родомана (1971, 2002), должна разрабатывать разнообразные модели районов отдыха, находить законы их фунционирования и способствовать сохранению красот ландшафта для развития туризма и рекреации.

Источник

42) Природно-культурный ландшафт. Туристские ресурсы территории. Туристское районирование.

Природный ландшафт — это пространственная среда, в пределах которой основные ландшафтныекомпоненты сформировались и существуют без участия человека.

  • Иерархическаяклассификация:
  • глобальный уровень (вся планета Земля представляется как уникальную геосистема—эпигеосфера)
  • региональный уровень (сушуподразделяют на ландшафтные зоны, страны, области, провинции, округа и собственно ландшафты)
  • локальный уровень (сушу подразделяют на местности, урочища, подурочища ифации).
  • Топографическая классификация (рассматривает разные таксономическиегеосистемы: фации, подурочища, урочища, местности, ландшафты)
  • Структурно-генетическая классификация
  • по принадлежности к определённым компонентам природной среды (климатические, водные, лесныеи т. д.).
  • по функциональному назначению (оздоровительные, познавательные).
  • по иссякаемости (иссякаемые: объекты охоты, рыбалки и неиссякаемые: солнце, морская вода).
  • по возобновляемости (возобновляемые: растения, животные и не возобновляемые: лечебные грязи, памятники культуры).
  • культурно-исторические объекты (памятники и памятные места, музеи, архитектурные ансамбли).
  • культурно-исторические явления (этнографические, религиозные).
  • экономические (финансовые, инфраструктурные, трудовые).

Источник

Оцените статью