16. Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование.
Природные ресурсы – важный элемент экономического потенциала регионов, рациональное использование которых в предпринимательских и народнохозяйственных интересах предполагает прежде всего их общую оценку. По некоторым данным, природные богатства России оцениваются в 30 трлн долл. против 8-ми в США и 6,5 трлн долл. в Китае («Российская газета». – 2001. – 13 октября).
В связи с этим в число важнейших региональных задач включены:
- исследование структуры, состава, масштабов экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных социально-экономических комплексов;
- изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявления наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов;
- экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в России и в отдельных регионах;
- прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
- Исследование структуры, состава, масштабов, экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных хозяйственных комплексов различного ранга в макрорегионах.
- Изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявление наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов.
- Экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в стране и отдельных регионах.
- Прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
- Поэтапное увеличение ставок платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, позволяющее приблизить их к экономически обоснованному уровню, обеспечивающему определённую динамику снижения загрязнений окружающей среды.
- Оптимизация перечня загрязняющих веществ и видов воздействия, за которые должна взиматься плата.
- Апробация и введение лицензий на размещение в окружающей среде загрязняющих веществ.
- Обеспечение финансирования воспроизводства природных ресурсов.
- Введение налогов на выпуск экологически вредной продукции (упаковки, удобрений, аккумуляторов, топлива некоторых видов и др.).
- Стимулирование повторного использования продукции или вторичной переработки отходов и продукции.
- Введение повышенной амортизации природоохранного оборудования.
- Развитие механизмов экологического страхования.
- Создание внебюджетных региональных, муниципальных экологических фондов.
- Недра являются государственной собственностью.
- Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
- Вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
- Продукция, извлечённая из недр, может находиться в любой, разрешённой законодательством, форме собственности.
- Устанавливается плата за пользование недрами и выдачу лицензий.
- Установлены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы.
- Определены условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых, которые включаются в государственный земельный фонд с возможной выплатой компенсации землепользователями.
Источник
Тема 5. Природно-ресурсный потенциал региона. Распределение экономической деятельности в пространстве.
Ресурсы делятся на федеральные, региональные, местные. На конкретной территории могут находиться как ресурсы, используемые федеральной и региональной властями вследствие их значения для обеспечения общегосударственных интересов, так и ресурсы, используемые муниципалитетами. Отдельные территории имеют природные ресурсы — запасы полезных ископаемых, в том числе редких, у других таких доходных ресурсов меньше или вовсе нет. При закреплении ресурсов за уровнями власти руководствуются принципами обеспечения их достаточности по объему для выполнения полномочий, эффективностью использования на том или ином уровне власти.
Природные ресурсы региона
В рамках того блока задача состоит в том, чтобы выявить уровень самообеспеченности основными видами природных ресурсов:
• наличие запасов полезных ископаемых (в том числе энергоносителей);
• объем добычи и структура добываемого минерального сырья.
На этой основе следует выработать концептуальные подходы к развитию сырьевой базы полезных ископаемых.
Для характеристики отдельных видов природных ресурсов применяются следующие показатели.
а) Земельные ресурсы. В свою очередь, они включают:
• качество почв, распределение земельного фонда по природным зонам, структуру землепользователей;
• качество сельскохозяйственных угодий региона по типам и видам почв;
• распределение земельного фонда по категориям, угодьям и пользователям: всего, в единицах физического объема и в процентах.
б) Лесные ресурсы. Для их характеристики применяют следующие показатели:
• лесистость территории, преобладающие породы деревьев;
• лесорастительные зоны: хвойные, хвойно-широколиственые, смешанные, лиственные;
• запасы лесонасаждений (в га и %) с указанием преобладающих пород (молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые, переспелые).
Кроме того, необходимо указать, существует ли разрыв между рубкой леса и лесовосстановлением, а также отразить баланс ввоза-вывоза лесорастительного сырья.
в) Водные ресурсы. Для характеристики этого блока применяют следующие показатели:
• густота речной сети, наличие судоходных рек;
• использование воды, млн куб. м (промышленностью, сельским хозяйством, населением);
• процент очистки сточных вод;
• рыбные запасы и охотничьи ресурсы, курортно-рекреационные ресурсы;
• промысловый запас и возможности улова (добычи) в регионе; важнейшие виды добываемых животных и рыб;
• общая кадастровая стоимость охотничьих и рыбных ресурсов;
• система особо охраняемых природных территорий;
• общая площадь заповедников, заказников в процентах к общей площади региона (при научно обоснованной норме 3%).
Решение задач экологического регулирования социально-экономического развития региона требует количественной оценки воздействия производственно-хозяйственной деятельности на природную среду. Основой такой оценки могут служить удельные показатели, характеризующие соотношение экономических результатов производственно-хозяйственной деятельности и размеров связанного с ней вмешательства в природную среду, т.е. экологичность производства.
Важнейшими факторами экологичности производства являются:
• технический уровень производства;
• отраслевая структура промышленности и сельского хозяйства, количество и структура потребляемого топлива;
• ассортимент производимой продукции.
Размещение производства в регионе должно осуществляться в рамках заданных экологических ограничений, в качестве которых могут быть приняты:
• лимиты (квоты) годовых объемов выбросов с учетом их поэтапного снижения и доведения до нормального уровня;
• лимиты (квоты) предельно допустимого использования (изъятия) природных ресурсов по отдельным территориям и предприятиям, при которых сохраняется экологическое равновесие.
Трудовые ресурсы. Демографические процессы в узком понимании охватывают воспроизводство народонаселения: естественное движение населения (рождаемость, смертность, браки, вдовство, разводы) и миграцию.
Экономическим ресурсом и фактором производства служат трудовые ресурсы, которые выделяются из общей численности населения.
Трудовые ресурсы — это часть населения страны, способного участвовать в народном хозяйстве. Численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда пи «запас» рабочей силы, которым располагает общество для осуществления (материального и духовного производства. При выделении трудовых ресурсов из общей численности населения используют критерий «трудоспособный возраст», границы которого подвижны и зависят от социальных и экономических условий развития общества. В настоящее время в России установлены границы этого критерия: для женщин 16—55 лет, для мужчин 16—60 лет.
Количество и качество трудовых ресурсов определяется закономерностями динамики народонаселения и эффективностью демографической политики государства.
По данным статистики в начале XX в. социально-экономическое развитие России будет проходить в условиях недостаточного демографического потенциала населения. Дефицит населения — это объективная реальность, которую необходимо учитывать в региональной политике.
Динамика населения и демографические процессы самым тесным образом взаимосвязаны со всеми сторонами общественной жизни: экономическими, социальными, культурно-бытовыми, экологическими, межнациональными отношениями.
При рассмотрении этих процессов большое внимание следует обратить на особенности национального менталитета населения, проживающего в регионе, так как без учета данного фактора невозможно прогнозировать и регулировать финансовую и производственную деятельность.
При анализе динамики численности и национального состава населения региона необходимо указать общую численность и национальный состав, темпы изменения численности и национального состава населения региона за последнее пятилетие и прогноз на будущее, раскрыть динамику естественного прироста населения региона и сделать прогноз на будущее.
Главная же задача — дать характеристику трудовых ресурсов, занятости населения и рынка труда в регионе.
В рамках этой работы необходимо отразить динамику численности трудовых ресурсов за последние годы, показать распределение трудовых ресурсов по видам деятельности и по секторам экономики за последние пять лет.
Следует дать характеристику и динамику уровня образования занятого населения региона, процент населения, занятого умственным (физическим) трудом, отразить уровень безработицы. Кроме того, целесообразно отразить нравственное и духовное развитие: уровень преступности, самоубийств, психических расстройств и других социальных аномалий.
Для характеристики оплаты труда необходимо отразить долю оплаты труда в совокупных денежных доходах по категориям населения, доходов от собственности, долю в денежных доходах, величину реальных располагаемых денежных доходов.
В целях характеристики степени различий в уровнях доходов населения региона необходимо исчислить уровень дифференциации доходов населения (кривая Лоренца), коэффициент концентрации доходов (индекс Джини).
Необходимо отразить намеченную на будущее государственную региональную политику в области труда и занятости.
Проведение анализа ситуации в области труда важно довести до выявления возникающих проблем и практических мер администрации региона по снижению безработицы.
Правовые ресурсы. Источником правового ресурса служат нормативно-правовые акты. Они подразделяются на три уровня: федеральный, региональный, местный.
На региональном уровне источниками правовых ресурсов служат нормативные правовые акты субъектов РФ: конституции и уставы, законы о материальной и финансовой основах регионального управления, о полномочиях органов региональной власти и др.
Таким образом под ресурсами регионального хозяйства понимают совокупность возможностей по развитию хозяйственной деятельности в интересах населения.
Несмотря на исключительную важность материальных ресурсов для ведения хозяйственной деятельности, последняя невозможна без основного ресурса — кадрового потенциала территории. Важность этого ресурса можно проиллюстрировать на примере послевоенного развития Японии, которая сумела достичь огромных успехов в хозяйственном развитии, не обладая сколько-нибудь серьезными природными ресурсами. Опыт Японии свидетельствует также и о том, что в современном обществе не только профессиональная подготовка кадров, но и обладание современными технологиями — важный нематериальный ресурс деятельности.
Не менее значимым нематериальным ресурсом, без которого невозможна никакая хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которыми в соответствии с законом наделен хозяйствующий субъект, — другими словами, определенный правовой ресурс. Как без наличия у работников определенных практических навыков и знания технологий нельзя реализовать возможности материальных ресурсов, так и без правового ресурса невозможно осуществлять хозяйственную деятельность.
Источник