Природно ресурсные факторы региона

16. Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование.

Природные ресурсы – важный элемент экономического потенциала регионов, рациональное использование которых в предпринимательских и народнохозяйственных интересах предполагает прежде всего их общую оценку. По некоторым данным, природные богатства России оцениваются в 30 трлн долл. против 8-ми в США и 6,5 трлн долл. в Китае («Российская газета». – 2001. – 13 октября).

В связи с этим в число важнейших региональных задач включены:

  • исследование структуры, состава, масштабов экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных социально-экономических комплексов;
  • изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявления наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов;
  • экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в России и в отдельных регионах;
  • прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
  1. Исследование структуры, состава, масштабов, экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных хозяйственных комплексов различного ранга в макрорегионах.
  2. Изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявление наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов.
  3. Экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в стране и отдельных регионах.
  4. Прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
  1. Поэтапное увеличение ставок платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, позволяющее приблизить их к экономически обоснованному уровню, обеспечивающему определённую динамику снижения загрязнений окружающей среды.
  2. Оптимизация перечня загрязняющих веществ и видов воздействия, за которые должна взиматься плата.
  3. Апробация и введение лицензий на размещение в окружающей среде загрязняющих веществ.
  4. Обеспечение финансирования воспроизводства природных ресурсов.
  5. Введение налогов на выпуск экологически вредной продукции (упаковки, удобрений, аккумуляторов, топлива некоторых видов и др.).
  6. Стимулирование повторного использования продукции или вторичной переработки отходов и продукции.
  7. Введение повышенной амортизации природоохранного оборудования.
  8. Развитие механизмов экологического страхования.
  9. Создание внебюджетных региональных, муниципальных экологических фондов.
  1. Недра являются государственной собственностью.
  2. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
  3. Вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
  4. Продукция, извлечённая из недр, может находиться в любой, разрешённой законодательством, форме собственности.
  5. Устанавливается плата за пользование недрами и выдачу лицензий.
  6. Установлены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы.
  7. Определены условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых, которые включаются в государственный земельный фонд с возможной выплатой компенсации землепользователями.
Читайте также:  Ведь человек часть природы

Источник

Тема 5. Природно-ресурсный потенциал региона. Распределение экономической деятельности в пространстве.

Ресурсы делятся на федеральные, региональные, местные. На кон­кретной территории могут находиться как ресурсы, используемые фе­деральной и региональной властями вследствие их значения для обес­печения общегосударственных интересов, так и ресурсы, используе­мые муниципалитетами. Отдельные территории имеют природные ре­сурсы — запасы полезных ископаемых, в том числе редких, у других таких доходных ресурсов меньше или вовсе нет. При закреплении ре­сурсов за уровнями власти руководствуются принципами обеспечения их достаточности по объему для выполнения полномочий, эффектив­ностью использования на том или ином уровне власти.

Природные ресурсы региона

В рамках того блока задача состоит в том, чтобы выявить уро­вень самообеспеченности основными видами природных ресурсов:

• наличие запасов полезных ископаемых (в том числе энер­гоносителей);

• объем добычи и структура добываемого минерального сырья.

На этой основе следует выработать концептуальные подходы к развитию сырьевой базы полезных ископаемых.

Для характеристики отдельных видов природных ресурсов применяются следующие показатели.

а) Земельные ресурсы. В свою очередь, они включают:

• качество почв, распределение земельного фонда по природ­ным зонам, структуру землепользователей;

• качество сельскохозяйственных угодий региона по типам и видам почв;

• распределение земельного фонда по категориям, угодьям и пользователям: всего, в единицах физического объема и в процентах.

б) Лесные ресурсы. Для их характеристики применяют следу­ющие показатели:

• лесистость территории, преобладающие породы деревьев;

• лесорастительные зоны: хвойные, хвойно-широколиственые, смешанные, лиственные;

• запасы лесонасаждений (в га и %) с указанием преобладаю­щих пород (молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые, переспелые).

Кроме того, необходимо указать, существует ли разрыв меж­ду рубкой леса и лесовосстановлением, а также отразить баланс ввоза-вывоза лесорастительного сырья.

в) Водные ресурсы. Для характеристики этого блока применя­ют следующие показатели:

• густота речной сети, наличие судоходных рек;

• использование воды, млн куб. м (промышленностью, сель­ским хозяйством, населением);

• процент очистки сточных вод;

• рыбные запасы и охотничьи ресурсы, курортно-рекреа­ционные ресурсы;

• промысловый запас и возможности улова (добычи) в реги­оне; важнейшие виды добываемых животных и рыб;

• общая кадастровая стоимость охотничьих и рыбных ресур­сов;

• система особо охраняемых природных территорий;

Читайте также:  Предметы природы и рукотворного

• общая площадь заповедников, заказников в процентах к об­щей площади региона (при научно обоснованной норме 3%).

Решение задач экологического регулирования социально-эко­номического развития региона требует количественной оценки воздействия производственно-хозяйственной деятельности на природную среду. Основой такой оценки могут служить удельные показатели, характеризующие соотношение экономических ре­зультатов производственно-хозяйственной деятельности и разме­ров связанного с ней вмешательства в природную среду, т.е. экологичность производства.

Важнейшими факторами экологичности производства явля­ются:

• технический уровень производства;

• отраслевая структура промышленности и сельского хозяй­ства, количество и структура потребляемого топлива;

• ассортимент производимой продукции.

Размещение производства в регионе должно осуществляться в рамках заданных экологических ограничений, в качестве которых могут быть приняты:

• лимиты (квоты) годовых объемов выбросов с учетом их по­этапного снижения и доведения до нормального уровня;

• лимиты (квоты) предельно допустимого использования (изъятия) природных ресурсов по отдельным территориям и предприятиям, при которых сохраняется экологическое равновесие.

Трудовые ресурсы. Демографические процессы в узком пони­мании охватывают воспроизводство народонаселения: естествен­ное движение населения (рождаемость, смертность, браки, вдовст­во, разводы) и миграцию.

Экономическим ресурсом и фактором производства служат трудовые ресурсы, которые выделяются из общей численности населения.

Трудовые ресурсы — это часть населения страны, способного участвовать в народном хозяйстве. Численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда пи «запас» ра­бочей силы, которым располагает общество для осуществления (материального и духовного производства. При выделении трудо­вых ресурсов из общей численности населения используют крите­рий «трудоспособный возраст», границы которого подвижны и зависят от социальных и экономических условий развития обще­ства. В настоящее время в России установлены границы этого критерия: для женщин 16—55 лет, для мужчин 16—60 лет.

Количество и качество трудовых ресурсов определяется законо­мерностями динамики народонаселения и эффективностью демо­графической политики государства.

По данным статистики в начале XX в. социально-экономическое раз­витие России будет проходить в условиях недостаточного демо­графического потенциала населения. Дефицит населения — это объективная реальность, которую необходимо учитывать в региональной политике.

Динамика населения и демографические процессы самым тес­ным образом взаимосвязаны со всеми сторонами общественной жизни: экономическими, социальными, культурно-бытовыми, экологическими, межнациональными отношениями.

При рассмотрении этих процессов большое внимание следует обратить на особенности национального менталитета населения, проживающего в регионе, так как без учета данного фактора не­возможно прогнозировать и регулировать финансовую и производ­ственную деятельность.

При анализе динамики численности и национального состава населения региона необходимо указать общую численность и на­циональный состав, темпы изменения численности и националь­ного состава населения региона за последнее пятилетие и прогноз на будущее, раскрыть динамику естественного прироста населе­ния региона и сделать прогноз на будущее.

Читайте также:  Памятников природы мурманской области

Главная же задача — дать характеристику трудовых ресурсов, занятости населения и рынка труда в регионе.

В рамках этой работы необходимо отразить динамику числен­ности трудовых ресурсов за последние годы, показать распреде­ление трудовых ресурсов по видам деятельности и по секторам экономики за последние пять лет.

Следует дать характеристику и динамику уровня образования занятого населения региона, процент населения, занятого ум­ственным (физическим) трудом, отразить уровень безработицы. Кроме того, целесообразно отразить нравственное и духовное раз­витие: уровень преступности, самоубийств, психических рас­стройств и других социальных аномалий.

Для характеристики оплаты труда необходимо отразить долю оплаты труда в совокупных денежных доходах по категориям на­селения, доходов от собственности, долю в денежных доходах, величину реальных располагаемых денежных доходов.

В целях характеристики степени различий в уровнях доходов населения региона необходимо исчислить уровень дифференциации доходов населения (кривая Лоренца), коэффициент концен­трации доходов (индекс Джини).

Необходимо отразить намеченную на будущее государствен­ную региональную политику в области труда и занятости.

Проведение анализа ситуации в области труда важно довести до выявления возникающих проблем и практических мер адми­нистрации региона по снижению безработицы.

Правовые ресурсы. Источником правового ресурса служат нормативно-правовые акты. Они подразделяются на три уровня: феде­ральный, региональный, местный.

На региональном уровне источниками правовых ресурсов служат нормативные правовые акты субъектов РФ: конституции и уставы, законы о материальной и фи­нансовой основах регионального управления, о полномочиях орга­нов региональной власти и др.

Таким образом под ресурсами регионального хозяйства понимают совокупность возможностей по развитию хозяйственной деятельности в интересах населения.

Несмотря на исключительную важность материальных ресурсов для ведения хозяйственной деятельности, последняя невозможна без основного ресурса — кадрового потенциала территории. Важность этого ресурса можно проиллюстрировать на примере послевоенного разви­тия Японии, которая сумела достичь огромных успехов в хозяйствен­ном развитии, не обладая сколько-нибудь серьезными природными ресурсами. Опыт Японии свидетельствует также и о том, что в совре­менном обществе не только профессиональная подготовка кадров, но и обладание современными технологиями — важный нематериаль­ный ресурс деятельности.

Не менее значимым нематериальным ресурсом, без которого невозможна никакая хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которыми в соответствии с законом наделен хозяйству­ющий субъект, — другими словами, определенный правовой ресурс. Как без наличия у работников определенных практических навыков и зна­ния технологий нельзя реализовать возможности материальных ресур­сов, так и без правового ресурса невозможно осуществлять хозяйствен­ную деятельность.

Источник

Оцените статью