- Роль природных ресурсов в социально-экономическом развитии региона
- Природные ресурсы региона и их значение
- Зависимость социально-экономического развития региона от природных ресурсов
- 16. Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование.
- 3.2. Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование
Роль природных ресурсов в социально-экономическом развитии региона
Природные ресурсы – это совокупность всех видов ресурсов, имеющих естественное происхождение и используемых для производства определенных товаров и услуг.
Природные ресурсы региона и их значение
Обеспеченность территории региона определенными природными ресурсами оказывает прямое воздействие на размещение производительных сил в границах этого региона.
Природные ресурсы выступают в качестве характеристики природных богатств региона, как уже вовлеченных в осуществление хозяйственного оборота, так и доступных для освоения в будущем.
Природные ресурсы обладают свойством изменчивости, что не позволяет дать им однозначную оценку на весь период их использования. С исторической точки зрения оценка природно-ресурсного потенциала региона носит относительный характер. Выявление крупных источников природных ресурсов на территории того или иного региона обеспечивает формирование инфраструктуры производства крупных предприятий, создание новых рабочих мест, экономических районов. Совокупность природных ресурсов территории определяет место и специализацию региона в системе общественного производства. Также природные ресурсы в части их размещения, характера использования, условий добычи способны оказывать влияние на направления и темпы развития региона.
Экономика региона находится в прямой зависимости от эффективности применения природных ресурсов, имеющихся в распоряжении региональных властей. В этом смысле специалисты оперируют такой категорией как «природно-ресурсный потенциал», характеризующий совокупность имеющихся ресурсов и возможностей в сфере развития территории региона за счет природных ресурсов.
Наличие природных ресурсов является основной характеристикой формирования ресурсов природного потенциала региона. Природные ресурсы — это компоненты природной среды, которые могут быть использованы в общественном производстве для удовлетворения потребностей населения региона и других территорий в тех или иных материальных и нематериальных благах.
Всю совокупность природных ресурсов региона можно разделить на несколько групп в зависимости от определенных критериев.
По такому критерию как источники происхождения природных ресурсов они делятся на три вида:
- во-первых, биологические ресурсы, включающие в себя все живые компоненты биосферы (к примеру, микроорганизмы, растительность, животные, промысловые объекты и так далее);
- во-вторых, минеральные ресурсы, представляющие собой вещественные элементы литосферы, выступающие в качестве минерального сырья или источников энергии. Минеральные ресурсы включают в себя рудные и нерудные элементы: в первом случае из этого сырья извлекают металлы, во втором – неметаллические компоненты. Часть минеральных ресурсов используется в качестве топлива и источника энергии;
- в-третьих, энергетические ресурсы, представляющие собой энергию атома, солнца, термальных и иных источников.
В соответствии с критерием незаменимости природные ресурсы региона делятся на заменимые и незаменимые. В первом случае речь идет о различных видах топлива, энергии и сырья, во втором случае – о воде, воздухе.
Зависимость социально-экономического развития региона от природных ресурсов
Развитие региона в социально-экономическом плане напрямую зависит от того, какое место регион занимает в системе общественного производства. Размещение общественного производства, в свою очередь, находится в зависимости от ресурсного обеспечения. Богатые в природном смысле регионы представляют собой место концентрации общественного производства, обеспечивающего формирование рабочих мест для населения региона, рост налоговой базы, пополняющей казну, организацию предприятий, создающих материальные и нематериальные блага, призванные удовлетворять потребности населения. Развитие производительных сил на территории региона расширяет его возможности в социально-экономическом плане. Налоги, поступающие от бизнеса, формируют доходную часть регионального бюджета, способствуют увеличению дотаций из федерального бюджета, создают финансовую основу для реализации эффективной региональной политики.
Менее обеспеченные в природном смысле регионы не обладают потенциалом социально-экономического развития, требуют от государства дополнительных средств для поддержания своего существования, нуждаются в привлечении инвестиций, но сталкиваются с невозможностью обеспечить свою привлекательность для их осуществления. Эти регионы постоянно находятся в зависимости от государственного финансирования и не способны самостоятельно решать свои проблемы.
Таким образом, природные ресурсы формирует основу социально-экономического развития региона, оказывает определяющее влияние на его темпы и эффективность. Наличие природных ресурсов предоставляет региональным властям большую свободу в принятии экономических решений, направленных на развитие региона. Богатый природно-ресурсный потенциал региона делает его привлекательным объектом для инвестирования, в том числе иностранного. Как следствие, инвестиции привлекают в регион и иные ресурсы, производителей, обеспечивают рост доходов населения и объемов потребления.
Задача региональных властей в отношении природных ресурсов состоит в обеспечении максимального их использования при минимальном нанесении урона природной среде. Региональные власти должны обеспечивать такие потребление природных ресурсов и выбор хозяйствующих субъектов, осуществляющих их добычу и переработку, которые позволят получить максимальный эффект для региона и его населения в социально-экономическом плане.
Источник
16. Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование.
Природные ресурсы – важный элемент экономического потенциала регионов, рациональное использование которых в предпринимательских и народнохозяйственных интересах предполагает прежде всего их общую оценку. По некоторым данным, природные богатства России оцениваются в 30 трлн долл. против 8-ми в США и 6,5 трлн долл. в Китае («Российская газета». – 2001. – 13 октября).
В связи с этим в число важнейших региональных задач включены:
- исследование структуры, состава, масштабов экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных социально-экономических комплексов;
- изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявления наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов;
- экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в России и в отдельных регионах;
- прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
- Исследование структуры, состава, масштабов, экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных хозяйственных комплексов различного ранга в макрорегионах.
- Изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявление наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов.
- Экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в стране и отдельных регионах.
- Прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
- Поэтапное увеличение ставок платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, позволяющее приблизить их к экономически обоснованному уровню, обеспечивающему определённую динамику снижения загрязнений окружающей среды.
- Оптимизация перечня загрязняющих веществ и видов воздействия, за которые должна взиматься плата.
- Апробация и введение лицензий на размещение в окружающей среде загрязняющих веществ.
- Обеспечение финансирования воспроизводства природных ресурсов.
- Введение налогов на выпуск экологически вредной продукции (упаковки, удобрений, аккумуляторов, топлива некоторых видов и др.).
- Стимулирование повторного использования продукции или вторичной переработки отходов и продукции.
- Введение повышенной амортизации природоохранного оборудования.
- Развитие механизмов экологического страхования.
- Создание внебюджетных региональных, муниципальных экологических фондов.
- Недра являются государственной собственностью.
- Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
- Вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
- Продукция, извлечённая из недр, может находиться в любой, разрешённой законодательством, форме собственности.
- Устанавливается плата за пользование недрами и выдачу лицензий.
- Установлены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы.
- Определены условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых, которые включаются в государственный земельный фонд с возможной выплатой компенсации землепользователями.
Источник
3.2. Природно-ресурсный потенциал региона и его рациональное использование
Природные ресурсы – важный элемент экономического потенциала регионов, рациональное использование которых в предпринимательских и народнохозяйственных интересах предполагает прежде всего их общую оценку. По некоторым данным, природные богатства России оцениваются в 30 трлн долл. против 8-ми в США и 6,5 трлн долл. в Китае («Российская газета». – 2001. – 13 октября).
В связи с этим в число важнейших региональных задач включены:
- исследование структуры, состава, масштабов экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных социально-экономических комплексов;
- изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявления наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов;
- экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в России и в отдельных регионах;
- прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
- Исследование структуры, состава, масштабов, экономической эффективности использования природных ресурсов на территории отдельных регионов как естественной основы формирования региональных хозяйственных комплексов различного ранга в макрорегионах.
- Изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплексного развития общественного производства в регионах и выявление наиболее эффективных схем освоения и использования природных ресурсов.
- Экономическая оценка природных ресурсов и их территориальных сочетаний в стране и отдельных регионах.
- Прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
- Поэтапное увеличение ставок платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, позволяющее приблизить их к экономически обоснованному уровню, обеспечивающему определённую динамику снижения загрязнений окружающей среды.
- Оптимизация перечня загрязняющих веществ и видов воздействия, за которые должна взиматься плата.
- Апробация и введение лицензий на размещение в окружающей среде загрязняющих веществ.
- Обеспечение финансирования воспроизводства природных ресурсов.
- Введение налогов на выпуск экологически вредной продукции (упаковки, удобрений, аккумуляторов, топлива некоторых видов и др.).
- Стимулирование повторного использования продукции или вторичной переработки отходов и продукции.
- Введение повышенной амортизации природоохранного оборудования.
- Развитие механизмов экологического страхования.
- Создание внебюджетных региональных, муниципальных экологических фондов.
- Недра являются государственной собственностью.
- Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
- Вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
- Продукция, извлечённая из недр, может находиться в любой, разрешённой законодательством, форме собственности.
- Устанавливается плата за пользование недрами и выдачу лицензий.
- Установлены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы.
- Определены условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых, которые включаются в государственный земельный фонд с возможной выплатой компенсации землепользователями.
Источник