Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека
Человек – это психобиосоциальное существо, принадлежащее к виду Homo Sapiens, развивающееся и существующее в социальной реальности.
Основные подходы к определению природы человека
Человек является центральной фигурой всей философской мысли, и как творец философии, и как главная проблема к постижению которой стремится каждый философ. Вопрос сущности человека, его природы всегда является исходным для любого мыслителя, поскольку тот в своей стремлении к истине, исходит прежде всего из желания понять и постичь самого себя, а для этого необходимо определить окружающее, составить картину мира, в рамках которой уже будет возможно найти место и человека. В разные периоды философы по-разному решали данную задачу.
В античности мир воспринимался как единое природное пространство, все компоненты которого от песчинки, до богов стремятся к всеобщей гармонии. Точно также и человек понимался как закономерная часть природы, качественно не выделяясь среди других ее форм.
В средневековой философии человек, как и природа – творения божии, однако человек уже все-таки отделяется от природы, он наделяется бессмертной душой, частичкой божественности, которая возвышает его над прочим материальным миром.
В Новое время складывается дуалистическое понимание природы человека. С одной стороны человек обладает природным, материальным телом, которое подчиняется механистическим законам, а с другой – сознанием, разумом, который выступает источником активности, управления жизнью. Разум рассматривается как всемогущая сущность способная проникнуть в секреты природы и подчинить ее себе.
В настоящее время природа человека рассматривается с четырех точек зрения:
- биологической,
- социальной,
- биосоциальной,
- целостной социальной природы.
Согласно первой точке зрения человек – исключительно биологическое существо, поведение которого детерминировано его естественными потребностями в пище, размножении, доминировании, благоприятных условиях и т.д.
Сторонники социальной точки зрения напротив отрицают биологическую природу человека, настаивая на его сугубо социальном характере, как способного существовать только в обществе существа. Биосоциальный подход является компромиссным и предлагает учитывать, как биологическую, так и социологическую специфику человека при проведении исследований, организации деятельности, досуга и т.д.
Понимание человека как существа целостной социальной природы предполагает, что человек, являясь всецело социальным, в то же время реализует в свернутом виде механизмы и закономерности нижележащих уровней организации материи – биологического, химического и физического.
Природное и социальное в историческом аспекте
Роль природных факторов в историческом процессе оценивается мыслителями крайне широко. В их число традиционно включают:
- собственную природу человека,
- климатогеографические условия,
- природные явления и катастрофы,
- природные ресурсы и материалы и т.д.
Принципиальная возможность возникновения человека, как человека разумного, лежит в его свойствах как биологического существа, которые сделали возможным стремительную эволюцию вида по сравнению с другими формами жизни. При этом человек обладает весьма широкими адаптивными возможностями, что позволило людям задолго до создания искусственной среды обитания заселить всю планету во всех возможных климатических зонах от засушливых пустынь Африки, до холодных приполярных областей.
Однако скорость дальнейшего развития социальных сообществ, также сильно зависела от природных факторов – благополучности условий жизни, возможностей по добыванию пищи, сообщению с другими областями и народами. Так первые цивилизации возникли не в случайных местах, а возле великих рек – Нила, Тигра и Евфрата, Ганга, Хуанхэ. При этом в истории известны примеры, когда природные катастрофы уничтожали целые цивилизации – как например гибель крито-микенской цивилизации после извержения вулкана.
В тоже время человек не только адаптировался к природным условиям того или иного региона, но и сам активно воздействовал на них, а также собственную природу, в ходе преобразовательной, социальной активности, в первую очередь труда. Трудовая деятельность обеспечила такие анатомические особенности человека как способность к прямохождению, S-образный изгиб позвоночника, развитие большого пальца, и безусловно совершенствование мозговых структур.
Складывание общества, создание государства, формирования разветвленной системы труда и управления, возникновение науки и научного образа мира – все это социальные факторы, задававшие ход исторического развития человека.
Наследственность и среда
Природные и социальные факторы оказывают свое влияние и на индивидуальное развитие человека. Под природными факторами традиционно понимается наследственность. Она задает «стартовые» условия, некий багаж с которым ребенок развивается в дальнейшей жизни. В него входят здоровье, как отсутствие разнообразных отклонений в развитии и заболеваний, а также различные параметры нервной системы. Природа определяет фенотипические черты человека, его половую конституцию, темперамент, задатки, а также предрасположенности к различным расстройствам.
Социальная среда начинает активно влиять на развитие ребенка с момента его рождения, а по мнению некоторых исследователей еще в пренатальный период. Хотя ребенок еще не в состоянии целостно воспринимать и отражать всю сложную социальную среду, в которой он развивается, многочисленные факторы, такие как эмоциональное благополучие или послеродовая депрессия матери, применяемые методы воспитания, наличие и длительность речевого контакта и т.д. оказывают значительное влияние на его развитие. Широко известно, что у младенцев, оставленных без родительского присмотра, например, в детских домах, развивается синдром госпитализма – когда их активность и стремление взаимодействовать с взрослыми угасает, а темпы развития значительно снижаются. Только развитие в обществе делает человека – человеком.
Источник
1 Природное и общественное в человеке
Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека: ? Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.
? Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа. ? Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
? Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
- Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
- Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
- Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
- Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
- Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
- Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
- Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Источник