Природно социальный характер человека

Природные и социальные предпосылки характера

Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественном выражении. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт характера. Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по номенклатуре наименований у разных авторов (К. Леонгард, А. Личко).

К. Леонгард выделяет следующие типы акцентуации характера.

1. Интровертный тип характеризуется замкнутостью, затруднённостью в общении и в контактах с окружающими, уходом в себя.

2. Экстравертный тип отличается эмоциональной взвинченностью, жаждой общения и деятельности, говорливостью, увлеченностью, поверхностностью.

3. Неуправляемому типу свойственны импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражению, подозрительность.

4. Тип с неврастенической акцентуацией характеризуется преобладающим дурным самочувствием, раздражительностью, повышенной утомляемостью, мнительностью.

5. Сензитивный тип отличается пугливостью, замкнутостью, застенчивостью.

Некоторые боятся контрольных работ, стесняются отвечать перед аудиторией. Чувство собственной неполноценности у таких людей делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации (усиленное стремление преодолеть свои недостатки). Робкие и стеснительные надевают на себя личину развязности, заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но в экстремальных условиях пасуют. В ответ на неожиданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы.

6. Демонстрационному типу присущи эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии. Лживость, склонность к позерству, рисовке, демонстративность поведения – все это определяется стремлением любыми средствами выделиться среди сверстников.

При правильно поставленной воспитательной работе возможно блокирование проявления акцентуации характера.

Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека и прежде всего от типа нервной системы. Темперамент и характер образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности. Особенности могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема – преодоление своей робости и тревожности.

Социальной зрелости индивид достигает, обладая системой сложившихся черт характера. Но чем объяснить, что жизнь «чеканит» человека по различным образцам. Человек рождается с индивидуальными особенностями функционирования головного мозга, эндокринной системы. Эти особенности не психологические, а физиологические, но они выступают в качестве первых причин того, что одни и те же действия на детей могут вызвать различные психологические эффекты. Они определяют условия, в которых будет развиваться психика личности. Эти несовпадения в физиологических условиях – первая причина различия характеров людей. Характер – во многом результат самовоспитания. В характере аккумулируются привычки человека. Характер проявляется в деятельности людей, но в ней же он и формируется.

Читайте также:  Опасные чрезвычайные ситуации природного происхождения

«Учиться жить можно, лишь живя соответствующим образом» (П.П. Блонский).

Быт, условия жизни в семье, труд, учеба – школа человеческих характеров. Одни и те же педагогические воздействия могут вести к противоположным результатам, если они применяются к людям с различными индивидуальными особенностями. Характер не дан человеку от природы, нет характера, который нельзя было бы скорректировать. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера и в состоянии заняться самовоспитанием. Изучение однояйцевых близнецов, у которых наследственный фонд анатомо-физиологических свойств идентичен, свидетельствует о ярко выраженной тождественности темперамента близнецов, но не их характеров. Характер – индивидуальное приобретение личности в процессе жизнедеятельности, которое включается в систему общественных отношений, в совместную деятельность и в общение с другими людьми.

В истории психологии существовало немало теорий, ставивших характер человека в зависимость от формы черепа, строения лица, конституции тела, т. е. дающих возможность по внешним признакам диагностировать характер человека. Так, в XVIII в. приобрела известность физиогномическая система Каспара Лафатера, который считал, что человеческая голова есть «зеркало души» и ее строение, мимика есть основной путь для познания человеческих характеров.

После смерти Лафатера новое учение стало называться френологией. В основе этого учения лежало утверждение, что всем свойствам характера соответствует определенный центр мозга. Даже составлялись специальные физиогномические справочники с психологическим истолкованием мимики. Однако эта зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является закономерной. То или иное выражение лица, складки, морщины могут иметь не одну, а много причин возникновения [14].

О характере человека следует судить по его поступкам.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое характер человека?

2. Что вы знаете об акцентуации черт характера?

Читайте также:  Природа создает удивительные вещи

3. Назовите основные составляющие характера.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

7.5. Понятие о характере, его природных и социальных предпосылках

Характер является одним из основных проявлений личности, поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость- ригидность и др.

Характерв узком смысле слова определяется каксовокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Характер в более широком смысле совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П.Ф.Лесгафта, А.Ф.Лазурского, А.П.Нечаева, В.И.Страхова, Б.Г.Ананьева, Н.Д.Левитова и др.). Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком. Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека.

В структурехарактера разные авторы выделяют различные свойства.

Так, Б.Г.Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

А.Г.Ковалев, В. Н. Мясищев включают в структуру характера такие пары свойств:

  • уравновешенность – неуравновешенность;
  • сензитивность – агрессивность;
  • широту – узость;
  • глубину – поверхностность;
  • богатство, содержательность – бедность;
  • силу – слабость.
Читайте также:  Научный метод познания живой природы

7.6. Формирование характера

Проблема влияния характера на формирование личности важна не только в теоретическом плане. Она имеет исключительно важные выходы в практику воспитания и самовоспитания, так как прямо подводит к вопросам о методах воспитания детей с учетом их индивидуальных характеров, о способах профилактики и разрешения напряжений, создаваемых различными характерами в межличностных отношениях, о природе и путях разрешения некоторых внутренних проблем личности и т. д. Активность общества, направленная на формирование личности, равно как и весь процесс формирования личности в целом, «встречает» в индивидуальных характерах разную почву. И вот в результате таких встреч возникают типичные сочетания характерологических и личностных свойств. Они и отражены в «типах характера». Типичность обсуждаемых сочетаний означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерное проявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности. Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения. Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.

Источник

Оцените статью