Природно территориальные комплексы конспект

Конспект урока географии 8 класса Природно-территориальные комплексы (ПТК), взаимодействие факторов и компонентов, их формирующих

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о природные компоненты и природные комплексы, сформировать знания учащихся о факторах формирования природно-территориальных комплексов (ПТК) — ландшафтов; особенности взаимодействия компонентов природы в ПТК; продолжать формировать умение работать с картографическими материалами на примере ландшафтной карты; продолжить работу по формированию у учащихся навыков мышления высокого уровня.

Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков.

Оборудование: физическая карта россии, атлас Украины, ландшафтная карта, учебник.

Опорные и базовые понятия: природно-территориальные комплексы, ландшафты, ландшафтообразующие факторы, палеоландшафты, природные ландшафты, антропогенные ландшафты.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

* С какой географической информацией у вас ассоциируется понятие ПТК?

* Принимая во внимание ваши знания из предыдущих школьных географических курсов, дайте определение понятия «природно-территориальный комплекс». Вспомните, какие природные компоненты входят в состав ПТК.

* Приведите примеры взаимодействия отдельных компонентов природных комплексов: климата и рельефа, почв и климата, растительности и климата и тому подобное.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Изучая особенности природных компонентов на территории Украины, мы установили, что между ними существуют устойчивые, длительные взаимосвязи. Вследствие длительного взаимосвязанного и взаимообусловленного развития природных компонентов на определенных территориях возникают различные по размерам участки с определенной однородностью физико-географических условий-природно-территориальные комплексы (ПТК) или ландшафты (от нем. Land — земля, schaft — суффикс, что означает взаимодействие).

IV. Изучение нового материала

Все ландшафты разделяют на природные и антропогенные.

Природные ландшафты образуют горные породы, воздух, вода, почвы, растительность, животный мир, взаимодействуют между собой и формируются под влиянием природных процессов — ландшафтообразующих факторов. Различают природные ландшафты суши и водные. Названия природных ландшафтов отражают принадлежность тепловых поясов, природных зон и равнин, гор. Например на территории Украины, выделяют равнинные, горные, смешано-лесные, лесостепные, степные, субтропические.

Читайте также:  Нужно ли охранять природу сочинение рассуждение

Антропогенные ландшафты образуют природные и измененные человеком компоненты, взаимодействующие между собой.

Они сформировались в течение длительного исторического периода под влиянием хозяйственной деятельности человека. Антропогенными компонентами ландшафтов являются сельскохозяйственные угодья, мелиоративные системы, населенные пункты, лесополосы, водохранилища, транспортные системы, карьеры, шахты и тому подобное. Названия антропогенных ландшафтов зависят от вида хозяйственной деятельности, под влиянием которой изменился природный ландшафт (сельско-, лесо — и водохозяйственные, промышленные, селитебных (населенных пунктов), рекреационные, природоохранные).

Ландшафтам свойственна зональность, проявляющаяся в изменении их природных характеристик.

2. Прием «Проблемный вопрос»

• Назовите, какие компоненты ландшафта меняются в зависимости от географической широты?

* Укажите, какие факторы ландшафтообразования мы можем назвать внутренними, а какие — внешними.

* Проранжируйте по значению названные вами факторы ландшафтообразования.

* Подумайте, приведет ли к изменению всего ландшафта изменение одного из его компонентов. Приведите примеры.

Ландшафтная карта отражает зональность распределения ландшафтов, которая выявляет изменения в зависимости от географической широты природных характеристик ландшафтов: количества тепла, увлажнения, типов почв, растительного и животного мира, физико-географических процессов и явлений.

4. Учитель. По внешнему виду ландшафтная карта несколько сложнее, чем карта отдельных природных компонентов. Для того, чтобы работа с ландшафтной картой была эффективной, необходимо как следует познакомиться с легендой карты, выяснить последовательность выделения ландшафтных классификационных единиц (классы, типы, виды). Обратить внимание на тот факт, что во время классификации ландшафтов Украины учитывают их происхождение, историю развития, взаимосвязи между компонентами, уровень влияния на них хозяйственной деятельности человека, пространственное размещение (горы, равнины). Помнить, что выделяя и изображая ландшафты на карте, всесторонне анализируют взаимосвязи между основными факторами ландшафтообразования-солнечной радиацией, литосферой, гидросферой.

5. Прием «Географическая лаборатория»

Задача. Используя текст учебника, исследовать развитие (изменение) природных ландшафтов в течение антропогенового периода. Охарактеризовать эти природные ландшафты. Подготовить краткую презентацию-ответ полученных результатов. Для иллюстрации ответа учащиеся должны использовать ландшафтную карту.

Читайте также:  Отличие пейзажа от природы

В результате деятельности «географических лабораторий» учащиеся должны приобрести знания о наличии в начале антропогенового периода на территории Украины двух ландшафтов — лесного и лесостепного, а после отступления днепровского ледника — степного; установить наличие в течение действия ледника двух типов палеоландшафтів — холодных (ледниковых) и теплых (межледниковых); составить их краткую характеристику, обращая внимание на общие и отличительные черты.

Кроме того, ученики должны обратить внимание на влияние хозяйственной деятельности человека на формирование ландшафтов территории Украины.

6. Учитель. Для отражения ландшафтной структуры территории Украины выделяют следующие классификационные единицы ландшафтов: классы, типы, виды.

В классы ландшафтов объединяются природные комплексы с одинаковыми географическими признаками.

В пределах Украины различают 2 класса ландшафтов: равнинные и горные.

Класс равнинных охватывает более 94% территории и объединяет типы и подтипы ландшафтов.

В зависимости от соотношения тепла и влаги, которым предопределяется зональное распределение почвенного и растительного покрова, ход физико-географических процессов, особенности гидрологического режима, класс равнинных восточноевропейских ландшафтов делится на такие типы:

Степные, в свою очередь подразделяются на подтипы: северостепные, среднестепные, сухостепные.

Карпатские горные лугово-лесные ландшафты делятся на следующие подтипы:

Крымские горные лугово-лесные ландшафты делятся на следующие подтипы:

Отдельные типы составляют ландшафты Южного берега Крыма и пойм рек.

7. Прием»творческая лаборатория»

Пользуясь текстом учебника, ландшафтной картой, работая малыми творческими группами, необходимо составить краткую характеристику основных типов ландшафтов, которые распространены в Украине (смешано-лесных, широколиственно-лесных, лесостепных, степных). Характеристика должна содержать информацию о географическом положении ландшафта, особенностях климата, почвы, растительного мира.

V. Закрепление изученного материала

* Дайте определение понятия «ландшафт».

• Сравните природные и антропогенные ландшафты. Укажите на отличительные характерные черты каждого из названных ландшафтов.

* Кратко расскажите об истории развития ландшафтов Украины на протяжении антропогена.

Читайте также:  Право природными объектами нахождение объекта природы

• Проанализируйте, какие виды хозяйственной деятельности влияют на изменение современных ландшафтов.

* Назовите основные характеристики, по которым классифицируют ландшафты Украины.

• Приведите классификацию современных ландшафтов Украины, иллюстрируя ответ ландшафтной картой.

Сформулируйте основные учебные достижения за урок.

• Проработайте текст учебника.

• Установите, какие ландшафты распространены в окрестностях вашего населенного пункта, района, области. Опишите один из ландшафтов и обоснуйте характер хозяйствования, связанный с ним.

Источник

Оцените статью