Природно территориальный комплекс развитие

Природный комплекс

Природный комплекс — совокупность природных предметов, явлений или свойств, образующих одно целое.

Этот термин был предложен Н.А.Солнцевым. Понятие природного комплекса является предшественником понятия природная система.

Если рассматривать более широко, то понятие природный комплекс имеет три трактовки:

  1. любые взаимосвязанные явления природы
  2. закономерные пространственные сочетания почв, растительности и ландшафтов

Самым крупным природным комплексом является географическая оболочка Земли, которая включает часть литосферы, гидросферу, атмосферу и биосферу. Вообще, может быть выделено очень большое количество природных комплексов различного масштаба и уровня. Моря, материки, озера, горные системы, реки представляют собой отдельные природные комплексы. Природными комплексами наименьшего масштаба являются овраги, поляны, пруды.

Понятие природного комплекса более широкое, чем ландшафт или природно-территориальный комплекс, ввиду того, что не содержит ограничений по территории или полноте охвата. Однако очень часто понятие природного комплекса рассматривают как синоним природно-территориального комплекса.

Природно-территориальный комплекс ( ПТК) – закономерное сочетание географических компонентов или комплексов низшего ранга, находящихся в сложном взаимодействии и образующих единую неразрывную систему разных уровней от географической оболочки до фации.

Отдельные компоненты и ПТК обмениваются энергией и веществом.

Как правило, под ПТК понимают ландшафт, который не испытал (или не испытывает) интенсивного антропогенного воздействия. Однако сейчас, когда деятельность человека в значительной степени влияет на планету, принято выделять особый тип ПТК – антропогенные ландшафты.

Антропогенные ландшафты разделяют по степени изменения на:

  • Слабоизмененные (охотничьи угодья);
  • Измененными (мелкие поселения, пашни);
  • Сильноизмененные (разработки полезных ископаемых, города, лесосеки);
  • Улучшенные (зеленая зона вокруг городов, расчистка лесов)

Формирование природных комплексов

Причиной формирования природно-территориальных комплексов являются природные компоненты, которые по особенностям действия разделяют на зональные и азональные.

Зональными называют факторы образования ПТК, определяемые неравномерностью нагревания Солнцем земной поверхности. Действие зональных факторов изменяется в зависимости от широты местности, т.к. при продвижении от экватора к полюсам увеличивается нагрев поверхности Земли солнечными лучами. В связи с зональными факторами сформировались зональные природно-территориальные комплексы, такие как географические пояса или природные зоны.

Действие зональных факторов наиболее явно выражено на равнинных территориях, где они простираются в субширотном направлении. В горах действие зональных факторов компенсируется высотной поясностью.

Азональными называют факторы образования ПТК, определяемые процессами, которые протекают в недрах Земли. Результатом действия таких процессов является геологическое строение и рельеф. Азональные факторы формируют азональные ПТК, называемыми физико-географическими странами.

Азональными природно-территориальными комплексами являются, например, Кордильеры, Гималаи, Альпы, Восточно-Европейская равнина, Амазонская низменность, Южный Китай, Урал, Месопотамская равнина.

Читайте также:  Обеспечение природными ресурсами население страны

Наша планета является продуктом одновременного воздействия зональных и азональных факторов. Причем, азональные внутренние процессы являются базисом, а зональные процессы являются перекрывающими. Сочетание различных зональных и азоанльных факторов создают многообразие природно-территориальных комплексов на Земле.

Свойства природно-территориальных комплексов

Природно-территориальные комплексы отличаются следующими свойствами:

  • Целостность, заключающуюся в тесной связи компонентов;
  • Устойчивость, состоящую в способности комплексов возвращаться в исходное состояние после внешнего воздействия;
  • Изменчивость, заключающееся в постоянном изменении в направлении повышения устойчивости (для естественных ПТК);
  • Ритмичность, состоящая в адаптации к внешнему периодическому воздействию,

Источник

8) Природно-территориальные комплексы, их структура, функционирование, динамика и эволюция

Природный территориальный комплекс — закономерное сочетание природных, географических компонентов (земной коры с присущим ей рельефом, воды, воздушных масс, почв, сообществ живых организмов), образующих целостную материальную систему; одно из основных понятий физической географии, широко применяемое в ландшафтоведении и общем землеведении. Отдельные компоненты природной среды в пределах П. т.к. развиваются как части целого. Их взаимосвязи выражаются в обмене веществом и энергией. Изменение даже одного из компонентов часто вызывает перестройку всего П. т. к.

В то же время П. т.к. обладают определённой устойчивостью, они имеют тенденцию восстанавливаться после их нарушения внешними агентами (в т. ч. и воздействием человека). П. т.к. относятся к разным уровням (рангам): планетарному (географическая оболочка), региональному (ландшафтная зона, провинция, отдельный ландшафт), топологическому (местность, урочище, фация).

Функционирование ПТК – установленная последовательность постоянно действующих процессов передачи энергии, вещества, информации в ПТК, обеспечивающих сохранение того или иного характерного для значительного отрезка времени состояния ПТК (инварианта). Функционирование имеет ритмический характер и не сопровождается переходом ПТК из одного серийного состояния в другое. Этим и отличается динамики ПТК.

Динамика ПТК – изменение ПТК, не сопровождающимися изменениями структуры, т.е. происходят в рамках единого инварианта. Динамика ПТК – среднее звено в цепи понятий «функционирование-динамика-эволюция». Динамические изменения участвуют в подготовке перемены структуры ПТК.

Эволюция ПТК — высшее звено в различных типах изменений ПТК. Оно сопровождается необратимыми поступательными изменениями, которые приводят к смене структуры ПТК, замене одного инварианта другим. Обусловлено как изменением внешних факторов (н-р активация тектонических движений) так и внутренними причинами (саморазвитие ПТК).

9) Природные и природно-антропогенные ландшафты, прикладное ландшафтоведение

Ландшафтоведение — наука, раздел физической географии о природных и природно-антропогенных ландшафтах, их структуре, генезисе, функционировании, динамике и эволюции.

Природный л.- сформировавшийся исключительно под влиянием природных факторов и не испытавший воздействия хоз.деят-ти человека. Обладает возможностями естественного развития; устойчивость его структуры определяется процессами саморегуляции.

Л. Антропогенный – значительно изменненый или искусственно созданный человеком на природной основе ландшафт. По характеру воздействия выделяют: культурные (целенаправленные воздействия – поле луг), акультурные (в результате нерациональной деятельности человека) и деградированные ландшафты, т.е. потерявшие способность выполнять функции воспроизводства здоровой среды.

Читайте также:  Государственный природный заказник рдейский

В настоящее время почти все ландшафты планеты в той или иной степени нарушены. Изменённые человеком природные комплексы называются природно-антропогенными ландшафтами (от греч. anthropos — человек и — genes — рождающий — прим. от geoglobus.ru). Некоторые ландшафты человек создал заново, например, карьеры по добыче полезных ископаемых, водохранилища, города. В наши дни влияние человека на природу огромно.

Однако необходимо понимать, что, бездумно вмешиваясь в её законы, мы наносим колоссальный вред природе, а значит, и себе самим. Ведь жизнь и здоровье людей непосредственно связаны с состоянием окружающей среды, поэтому сохранение природы — главное условие самого существования человечества.

Ландшафтоведение уже на начальном этапе развития приобрело ясно выраженную прикладную направленность; в дальнейшем сфера практического приложения ландшафтной теории значительно расширилась. В современном прикладном Ландшафтоведение наметились различные направления: агропроизводственное, инженерное, мелиоративное, медицинское, архитектурно-планировочное, рекреационное. В содержание прикладных ландшафтных исследований входят: специализированная типизация природных территориальных комплексов, оценка последних с точки зрения пригодности и целесообразности для практического использования, рекомендации по их преобразованию и охране, и, наконец, разработка прогноза ожидаемых изменений. Основные материалы, передаваемые ландшафтоведами для практического использования в различных отраслях народного хозяйства, — прикладные и ландшафтные карты и схемы районирования с соответствующими текстовыми приложениями.

Источник

Формирование природно-территориальных комплексов

Нажмите, чтобы узнать подробности

умеют называть и показывать природно-территориальные комплексы на карте, объяснять причины хрупкости, уязвимости ПК, прогнозировать изменения ПК под влиянием деятельности человека.

Деятельность обучающихся

Проверка домашнего задания (5мин)

Включение в деловой ритм. Организует внимание, готовность к уроку.

Подготовка класса к работе. Слушают, настраиваются на работу

Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Комплимент».

. Проверка пройденного материала.

По методу «Поп-корн» осуществляет проверку домашней работы.

Блок вопросов: «Особенности почвообразования».

1. Основатель науки о почвах. (В.В. Докучаев).

2. Чем отличается почва от горной породы? (Плодородием).

3. Что является основным поставщиком органического вещества в почву? (Растения).

4. От чего зависит плодородие почвы? (От гумуса).

5. Перечислите условия почвообразования? (Материнская горная порода, растения, животные, климат, рельеф, время).

6. Биологические остатки перегнивают под действием живущих в земле… (Бактерий).

Настраиваются на положительный настрой урока.

Ученики делятся на группы при помощи построения пазлов географической карты.

.Актуализация опорных знаний учащихся. (3 мин)

Индивидуальная работа

Групповая работа (17мин)

Чтобы определить тему урока, учитель демонстрирует слайд оболочки Земли, географическую оболочку, затем задает вопрос: Как вы думаете, какова тема урока?

Далее знакомит учащихся с целью урока.

Читайте также:  Основные составляющие природных процессов

Проблемные вопросы:

1. Какое взаимовлияние и взаимодействие оказывают компоненты природных комплексов друг на друга?

2.Что мы называем природным комплексом?

3. Назовите виды природных комплексов по охвату территории!

4. Из каких оболочек состоит географическая оболочка?

5. Назовите самый большой материк и океан!

6. Назовите Природные зоны мира.

7. Что мы называем «ландшафтом»?

8. Кто дал понятие «Ландшафт»?

9. Назовите закономерности географической оболочки!

Природный комплекс (сочетание компонентов природы: горных пород, воды, воздуха, организмов;

географическая оболочка – крупнейший ПК; важнейшие закономерности географической оболочки: целостность, круговорот веществ и энергии, ритмичность, зональность; несколько видов круговорота веществ и энергии: круговорот воздуха в атмосфере, круговорот воды, биологический круговорот, круговорот веществ и энергии в земной коре и др.; океанические воды в круговороте обновляются через 3 тысячи лет, а в атмосфере за 10 дней)

2. Биологический круговорот(непрерывно с участием тепла и влаги)

3. Круговорот веществ и энергии в земной коре (основные силы энергия Солнца и внутренняя энергия Земли – рис. 32 на стр. 54; благодаря незамкнутости круговоротов происходит развитие компонентов природы и в целом географической оболочки)

4. Ритмичность (суточная – приливы и отливы, изменение направления ветра, нагревание и охлаждение горных пород в течение суток; годовая – перемена годовой температуры, осадков, времен года, режим рек, животных; ритмы, охватывающие сотни и тысячи лет – землетрясения, горообразование, похолодания, потепления климата, засухи, наводнения – через 11, 22-23, 80-90 лет и т. д.)

5. Природно-территориальные комплексы (крупнейшие – материки и океаны; формируются в течение длительного времени, у каждого ПТК имеются свои определенные границы;антропогенные природные комплексы– созданные человеком – пашни, сады, огород и т. д.)

6. Зональность широтная и высотная поясность

— Крупный ПК, обладающий общностью температурных условий почв, увлажнений, растительности и животного мира – это… (Природная зона)

— Главная причина образования различных ПЗ …(Соотношение тепла и влаги)

— ПЗ внешне отличаются…(Растительностью)

— Смена ПЗ на равнинах при движении от экватора к полюсам называется –… (широтная зональность)…

— Смена в горах…(высотная поясность).

Для закрепления изученного материала учитель раздает тексты группам по направлениям

  1. Природный комплекс
  2. Географическая оболочка
  3. Целостность ПТК
  4. Круговорот веществ
  5. Географическая зональность
  6. Ритмичность

Устно отвечают на вопросы, с объяснением. Излагает свои мысли. Каждая группа читает свой параграф, выбирает и предоставляет ключевую информацию из изученного материала на слайдах. После чего каждая группа учащихся, проходят от стола к столу, и внимательно слушает новую информацию. Затем ученики возвращаются в группы и посовещавшись оценивают работу других групп.

Учащиеся устно отвечают на вопросы

Источник

Оцените статью