- Методическая разработка урока «Природно – территориальные комплексы» (8 класс)
- Природно-территориальные комплексы.
- Просмотр содержимого документа «Природно-территориальные комплексы.»
- Презентация по географии, на тему: «Природно- территориальные комплексы», 8 класс
- Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов
- Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС
- Путешествие в Египет. Архитектура древнего Египта
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Краткое описание документа:
Методическая разработка урока «Природно – территориальные комплексы» (8 класс)
Актуальность методической разработки — в условиях введения ФГОС ООО ряд учителей основной школы, в силу недостатка времени, не имеют возможности посетить уроки коллег начальной школы и погрузиться в процесс формирования УУД в рамках уроков. Данная разработка является планом подготовки урока по формированию смыслового чтения на уроке географии. Выбранная тема является достаточно простой для самостоятельного изучения обучающимися 8 класса. Содержание урока помогает ученикам понять суть природного районирования нашей страны. Основными трудностями при проведении урока становится недостаточная скорость чтения отдельных учеников и низкий уровень сформированности действий по структурированию материала параграфа. Положительными моментами реализации данной разработки можно считать – совершенствование навыков критического подхода к выбору информации для решения конкретной учебной задачи, отработка навыков объективного взаимооценивания.
Цель методической разработки – разработать и представить план разработки урока по формированию коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в ходе работы с текстом и изображениями объектов природы.
Задачи методической разработки :
— разработать основу конструкта урока;
— выделить УУД, формируемые в результате осуществления различных видов деятельности на уроке;
— разработать конструкт урока с аргументацией действий учителя и обучающихся для достижения планируемых действий.
В методической разработке конкретизируются теоретические основы технологии продуктивного чтения. Для каждого этапа описанного в технологии описаны приёмы работы, формируемые УУД, показатели выполнения задачи (для оценивания).
Источник
Природно-территориальные комплексы.
Цели: 1 сформировать понятия природный комплекс и ландшафт.
2 дать представление о взаимосвязях в ПТК
3 познакомить с возможными изменениями ПТК и их компонентов в пространстве и во времени.
Познакомившись с разными компонентами природы, вы смогли убедиться в том, что каждый из них изменяется в пространстве и во времени (температура, осадки, почвы, рельеф и т.д.). Но всегда и везде природные компоненты находятся во взаимодействии друг с другом, тесно связаны между собой. В результате такого взаимодействия образуются ПТК.
Почему комплексы? Комплекс – это сочетание компонентов.
Почему природные? Природные потому что все компоненты это части природы.
Почему территориальные? Территориальные потому, что сформировались и существуют на определенной территории.
Природно-территориальный комплекс — это сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.
Компоненты ПТК — рис. 128 стр161
Роль природных компонентов в формировании ПТК неодинакова.
Температура, осадки, почвы – это зональные факторы, зависящие от поступления солнечного тепла – приводят к смене ПК от экватора к полюсам.
Рельеф, горные породы, геологическое строение – это азональные факторы, которые приводят к нарушению зональности и разнообразию ПК на одной широте.
Материки океаны глобальные
Природные природные моря заливы региональные
Сухие балка овраг дно верхние локальные
Локальные ПТК – их формирование связано с местными факторами.
Региональные ПТК формируются в результате влияния солнечной радиации, рельефа.
Глобальные ПТК формируются в результате взаимодействия тропосферы, гидросферы, биосферы.
Наука, изучающая ПТК, называется ландшафтоведение.
Ландшафт – это довольно крупный ПТК, который можно разделить на более мелкие ПК.
Основной метод изучения ПТК – природное районирование.
Природное районирование – это разделение территорий на отдельные районы или участки, которые существенно отличаются от соседних.
1 Целостность – единство ПТК, обусловленное тесной взаимосвязью слагающих его компонентов. Изменение одного компонента ведет к изменению или нарушению других и в целом всего ПТК.
Целостность ПТК достигается круговоротами веществ, энергии и т.д.
2 Ритмичность – повторяемость во времени тех или иных явлений (времена года, листопад ит.д.)
3 Устойчивость – это такое свойство ПТК, которое позволяет им противостоять натиску различных внешних сил, включая деятельность человека (засуха, ураганы, сильные морозы, нашествие вредителей). Приводит к изменению отдельных компонентов ПК, но не затрагтвает его целостность.
Устойчивость ПК имеет свои пределы.
Рис 129 – степень устойчивости ПК.
Ландшафт и его компоненты – это основные ресурсы жизнедеятельности человека. Эти ресурсы и ландшафт человеком потребляется, изменяется, уничтожается.
В естественных ландшафтах появляются рукотворные или антропогенные элементы.
Ландшафты, измененные человеком, называются природно-антропогенными.
Сельскохозяйственные лесохозяйтвенные промышленные
Поле, ферма, выпас ЛПК, лесопосадки карьер, плотина, завод
Просмотр содержимого документа
«Природно-территориальные комплексы.»
Природно-территориальные комплексы.
Цели: 1 сформировать понятия природный комплекс и ландшафт.
2 дать представление о взаимосвязях в ПТК
3 познакомить с возможными изменениями ПТК и их компонентов в пространстве и во времени.
Познакомившись с разными компонентами природы, вы смогли убедиться в том, что каждый из них изменяется в пространстве и во времени (температура, осадки, почвы, рельеф и т.д.). Но всегда и везде природные компоненты находятся во взаимодействии друг с другом, тесно связаны между собой. В результате такого взаимодействия образуются ПТК.
Почему комплексы? Комплекс – это сочетание компонентов.
Почему природные? Природные потому что все компоненты это части природы.
Почему территориальные? Территориальные потому, что сформировались и существуют на определенной территории.
Природно-территориальный комплекс — это сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.
Компоненты ПТК — рис. 128 стр161
Роль природных компонентов в формировании ПТК неодинакова.
Температура, осадки, почвы – это зональные факторы, зависящие от поступления солнечного тепла – приводят к смене ПК от экватора к полюсам.
Рельеф, горные породы, геологическое строение – это азональные факторы, которые приводят к нарушению зональности и разнообразию ПК на одной широте.
Географическая оболочка
Материки океаны глобальные
Природные природные моря заливы региональные
Зоны страны
Сухие балка овраг дно верхние локальные
Локальные ПТК – их формирование связано с местными факторами.
Региональные ПТК формируются в результате влияния солнечной радиации, рельефа.
Глобальные ПТК формируются в результате взаимодействия тропосферы, гидросферы, биосферы.
Наука, изучающая ПТК, называется ландшафтоведение.
Ландшафт – это довольно крупный ПТК, который можно разделить на более мелкие ПК.
Основной метод изучения ПТК – природное районирование.
Природное районирование – это разделение территорий на отдельные районы или участки, которые существенно отличаются от соседних.
1 Целостность – единство ПТК, обусловленное тесной взаимосвязью слагающих его компонентов. Изменение одного компонента ведет к изменению или нарушению других и в целом всего ПТК.
Целостность ПТК достигается круговоротами веществ, энергии и т.д.
2 Ритмичность – повторяемость во времени тех или иных явлений (времена года, листопад ит.д.)
3 Устойчивость – это такое свойство ПТК, которое позволяет им противостоять натиску различных внешних сил, включая деятельность человека (засуха, ураганы, сильные морозы, нашествие вредителей). Приводит к изменению отдельных компонентов ПК, но не затрагтвает его целостность.
Устойчивость ПК имеет свои пределы.
Рис 129 – степень устойчивости ПК.
Ландшафт и его компоненты – это основные ресурсы жизнедеятельности человека. Эти ресурсы и ландшафт человеком потребляется, изменяется, уничтожается.
В естественных ландшафтах появляются рукотворные или антропогенные элементы.
Ландшафты, измененные человеком, называются природно-антропогенными.
Природно-антропогенные ландшафты
Сельскохозяйственные лесохозяйтвенные промышленные
Поле, ферма, выпас ЛПК, лесопосадки карьер, плотина, завод
Источник
Презентация по географии, на тему: «Природно- территориальные комплексы», 8 класс
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.762 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.762 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.762 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Путешествие в Египет. Архитектура древнего Египта
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Природно- территориальные комплексы
Цель урока:
Изучить строение и разнообразие ПТК.
3 слайд Таким образом, рельеф зависит от строения земной коры и климата,
Климат- от географической широты места, рельефа, взаимного расположения суши и моря,
Внутренние воды- от рельефа и климата,
Почвы и растительность- друг от друга, от климата, рельефа и т.д.
Все компоненты природы, составляющие ПК, тесно и неразрывно связаны друг с другом.
Изменение одного из них вызывает изменения других.
Например: изменение количества солнечной радиации, поступающей на земную поверхность, приводит к изменению характера растительности- изменения в почве- животном мире- влияет на процесс рельефообразования.
4 слайд Схема природного комплекса (ПК)
Климат
Воды
Животный мир
Почвы
Растительный
мир
Рельеф
и горные
породы
5 слайд Природный комплекс –это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории или акватории.
В состав ПК входят рельеф и слагающие его горные породы, климат, подземные воды, почвы, живые организмы, взаимосвязи между которыми выражаются в обмене веществом и энергией.
Изменение любого компонента природы происходит в пределах конкретной территории.
Природный территориальный комплекс (ПТК)- это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.
Ландшафтоведение- учение о природных комплексах (В.В.Докучаев)
6 слайд Самый крупный природный комплекс-
географическая оболочка Земли.
Материки и океаны
Внутри материков выделяются: физико-географические страны (Восточно-Европейская равнина, Уральские горы, Амазонская низменность, пустыня Сахара).
Наименьшие по размерам природные комплексы
(местности, урочища, фауны)
холмистые гряды, отдельные холмы, их склоны; или низменная долина реки и ее отдельные участки: русло, пойма, надпойменные террас
7 слайд ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА
Океан, Моря
ПТК дна
ПТК шельфа
ПТК лагуны, бухты и т.д.
Материк
Природная зона
Крупный регион
Пойма реки, водораздел
Глобальный уровень
Региональный
уровень
Локальный
уровень
8 слайд Причина формирования ПТК- природные комплексы.
Зональные
Азональные
Внешние факторы, которые зависят от неравномерного нагрева Земли Солнцем.
(географические пояса, природные зоны, высотная поясность)
Внутренние факторы, которые зависят от процессов, протекающих в недрах Земли.
(Русская равнина, Уральские и Кавказские горы)
9 слайд Изменение ПТК из-за деятельности человека
Слабоизмененные- охотничьи угодья;
Измененные- пашни, мелкие поселения;
Сильноизмененные- городские поселения, крупные разработки полезных ископаемых, крупная распашка, вырубка леса;
Улучшенные- санитарная расчистка лесов, парковая зона, «зеленая зона» вокруг городов.
10 слайд План характеристики ПТК
Географическое положение, типичный внешний облик.
История и результаты географического изучения и освоения территории.
Геологическое строение, рельеф.
Климат.
Внутренние воды.
Почвы.
Растительный и животный мир.
Природные зоны.
Природные ресурсы, их использование и охрана.
Экологические проблемы территории.
11 слайд Закрепление
Кто создал учение о взаимосвязи компонентов ПТК ?
Что такое природный комплекс?
— Что такое природно территориальный комплекс?
-Что такое зональный и азональный фактор?
Домашнее задание :§ 1- 21 (вопросы 3,5 письменно)
Краткое описание документа:
Данную презентацию можно использовать на уроке географии по теме: «Природно- территориальные комплексы», 8 класс
Источник