Вопрос 14: Человек как единство природного и культурного
Человек- есть единство природного и культурного. Природное начало- Естественные или (витальные , первичные ) потребности. Культурное начало- способы и результаты реализации , или удовлетворения как биологических, так и социальных потребностей. Основные позиции в истории общественной мысли, по поводу соотношения природного и культурного начал в человеке. Хотелось бы разобрать поставленный вопрос о представлении единства культурного и природного, опираясь на мнения некоторых мыслителей . 1) Платон и Аристотель видели в культурном начале человека – благо. Киники считали культуру «дымом». который надо развеять чтобы обнажить в человеке его истинную сущность 2) Жан Жак Руссо – считал , что человек по природе извращает данное ему природой. 3) Маркиз де Сад- считал что человек по природе жесток и эгоистичен . природа человека греховна и проклята и не подлежит совершенствованию. Поэтому жизненные условия не должны препятствовать проявлению его прочных страстей. 4) Ницше- считал что человек во вред себе отдалился от природы, от естественных влечений, основу которых составляет « инстинкт жизни» или « воля к власти». Он выделил такие группы как: Сверхчеловеки « белокурая бестия»Люди, которые не способны реализовать волю к власти Творческие люди , способные реализовать себя.ТВарничество- неспособные . У этих людей идет все от Христианства.Таким образом, в культурологии считается, что человек представляет собой единство природного и культурного. А развитие человека есть процесс постоянной обработки его природных качеств культурой.
Вопрос 15: Социализация и инкультурация личности. Аккультурация и ассимиляция.
Инкультурация-вхождение в культуру, процесс , в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные культуре (обществу) к которой он принадлежит. Процесс Инкультурации начинается с рождения человека и длится до смерти. Целью Инкультурации является формирование культурно компетентной личности. Культурная компетентность – это специфическое состояние человека по отношению к обществу, во многом сходны в его социальной адекватностью , но в большей мере привязанное к действующей о обществе иерархии ценностей и параметрам социального опыта, выраженном прежде всего в знаниях гуманитарного характера Можно сказать что культурная компетентность это утонченность параметров социальной адекватности. Основные критерии культурной компетентности личности :1)Компетентность по отношению к законам (написанным документам)-экономическому, духовному и социальному обществу. 2) Компетентность по отношению к национальным и сословным традициям , морали , ценностным критериям , нормам этикета. 3)Компетентность по отношению к актуальным на данный момент областям соц. престижности: . к моде . стилю . символам , регалиям. 4) Так же компетентность выражается в уровне владения языками соц-ой коммуникации . естественно разговору., специальными языками и соц-ым жаргонам, владение языками этикета , этнографической и политической символике. Освоение норм культурной компетентности. Как известно , практически невозможно овладеть языком в совершенстве. Места проживания происходят из социальных контактов окружения в процессе образования и предже всего гуманитарного. Аккультурация-это частичное усвоение традиции и ценностей чужой культуры. Ассимиляция-Это полное погружение в чужую культуру . Это означает, что индивид завыл все традиции и ценности родной культуры.
Социализация-это вхождение индивида в общество , или это процесс освоения индивидом общественных взаимосвязей и общественных институтов. Целью Социальзации- является формирование социально адекватной личности. Социальная Адекватность — это одно из наиболее ложных состояний человека по отношению к обществу . суть которого состоит в том , что его суждения и действия соответствуют общественному становлению в наименьшей мере вызывает напряженность с обществом , что позволяет выделить данную личность как заслуживающую положительную общественную оценку.
аккультурация-одновременно и процесс и результат взаимного влияния разных культрул при котором все или часть представителей одной культуры(рецепиента)перенимают нормы,ценности и традиции другой(донора).в процессе в качестве культуры донора и рецепиента выступают обе или больше взаимодействующих культур хотя степень их влияния друг на друга может быть неодинаково .сегодня процесс аккультурации изучается на уровне индивидуального поведения.В процессе акк.каждый человек решает 2 проблемы:стремится сохранить свою культ.идентиччность и включается в чужую культуру.Отсюда 4 возможных варианта стратегии аккульт:1) ассимиляция-человек полностью Перенимает чужую культуру2)сепарация-отрицание чужой культуры при сохранении идентичности своей 3)маргинализация-одноврем потеря идентичн собств.культуры и отсутствие идентичности с культурой большинства4)интеграция-идентичность как со старой так и с новой культурой.Факторы,влияющие на характер аккульт.1юстепень дифференциации принимающей культуры-обще-во располаг.развитыми системами морали,права,худ.культуры,эстетики в состоянии адаптировать функ.приемы нововведения,не подрывая свою духовную структуру.2длительсность контакта-растянутое во времени воздействие вызывает не шоковое состояние и отторжение с иной культурой а привыкание и постепенное принятие 3.политикоэкономические условия взаимодействия-ситуация полит и эконом. Господства или зависимость во многом определяет содержание культурного общения.
Ассимиляция (от лат. assimilatio — уподобление, слияние, усвоение), в антропологии — слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры (она поглощается и перестает существовать), национального самосознания. А. еще называют этническим поглощением. Различают естественную А., возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны. Понятие А. стало использоваться в кон. XIX в., гл. обр. в амер. социальной науке (первоначально синонимично слову «американизация»). Одно из первых определений термина А. дано Р. Парком и Э. Берджесом. До сер. XX в. термин А. использовался для изучения того, каким способом индейские племена включаются в доминирующую культуру белого населения США, в связи с чем была разработана т.н. теория «плавильного котла». Во второй половине XX в. круг исследований А. расширился (Б. Берри, Р. Бирштедт, Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Дж. Ван дер Занден, Херсковиц, М. Харрис и др.). М. Гордон доказал, что полной А. культуры национальных меньшинств в доминирующей культуре США практически нет. Существуют лишь разные степени смешения, при к-ром элементы культур подчиненной и господствующей групп соединяются таким образом, что формируют новую устойчивую комбинацию, новую культуру. Антропологи выявили и обратное влияние, оказываемое культурами меньшинств на доминирующую культуру.
Источник
Природное и культурное в телесности человека
Исходным положением для понимания сущности физической культуры как вида культуры является понимание природности (в происхождении и среде обитания) и социальности, о чем говорилось в предыдущей главе. Само понятие «физическая культура» появилось спустя сотни и тысячи лет с того времени, когда человек стал осуществлять двигательную деятельность, осмысливая прагматическую ценность для его жизни. Двигательная деятельность неутилитарной направленности осуществлялась уже в первобытном обществе в ритуальных, бытовых, формах. Предварительной подготовки (обучение, тренировка) к этому виду деятельности не
проводилось. Она сама была направлена на подготовку к трудовым дейс i-виям (охота).
Культура первобытного общества была синкретичной, она не име-Ki четко определенной структуры, все формы деятельности осуществляли^. слитно, нераздельно, за исключением конкретных отрезков времени, когда осуществлялись частные виды деятельности — охота, рисование, изготовление орудий труда, охоты, танцы, пляски. Сам человек, во всех видах деятельности также был синкретичен — он, образно говоря, был «и швец, и жнец, и на дуде игрец».
В процессе всех видов деятельности на протяжении многих тысяч лет формировались и развивались потребности в совершенствовании физических качеств, необходимых в охоте, примитивном быте, земледелии и формировании двигательных навыков, в различных видах труда первобытного человека.
Спонтанное, естественное физическое развитие на природном, животном уровне обусловленное потреблением пищи, воды, воздуха, дополнялось воздействием на него трудовых процессов и постепенным увеличением объемов двигательной деятельности неутилитарного характера (игры, пляски, танцы, ритуальные действия). Все эти виды труда и ритуалов «. формировали отношения общей деятельности, взаимной поддержки. » (Н.И. Пономарев. С. 51), другими словами, способствовали не только собственно телесному, но и интеллектуальному развитию, социализации личности. Этому же способствовал процесс изготовления орудий труда.
Человек в своем телесном и интеллектуальном развитии постепенно, на протяжении многих тысяч лет поднимался над окружающей его природой, которая является его средой обитания и над собственной природной «данностью» раскрывая и совершенствуя ее в процессе всей совокупности различных видов деятельности (трудовой, бытовой, ритуальной). Объективные условия его жизни, быта, синкретически формировали, развивали его интеллект, совершенствовали его мыслительные способности.
Природные существа (животные, звери, птицы и т.п.) приспосабливаются, адаптируются к природным условиям, среде обитания. Человек, напротив, по мере своего интеллектуального и физического совершенство-
вания приспосабливает природу в соответствии с его витальными и духовными потребностями.
j В процессе своего развития на протяжении многих сотен, тысяч лет
он изменяет, исходя из своих потребности, интересов, окружающую его среду обитания, природу, и в то же время совершенствует и свою собственную природную данность, телесную, психическую, интеллектуальную. Идет процесс обогащения опытом предшествующих поколений, осмысливаются связи между вещами и явлениями, возникают попытки определить свое место в окружающей среде обитания, расширяются знания во всех областях, в которых функционирует человек и члены его племени, рода. Конечно, его знания носили эмпирический характер, формировались на основе восприятия и элементарного обобщения практики, но в них уже закладывались и предпосылки возникновения элементов теории.
Животные, обладая психикой, широкими возможностями восприятия окружающей среды с помощью совершенных, более эффективных, чем у человека рецепторов (зрение, слух, обоняние и т.п.) не способны осуществлять деятельность. Для них характерно поведение, в основе которого лежит определенная генетическая программа (у животных одна, у рыб другая, у птиц третья; у хищников одна, у млекопитающих и травоядных другая и т.п.).
Человек же осуществляет деятельность, которая требует разума, размышления, поскольку предполагает постановку цели, задач, средств и методов их решения, форм организации достижения цели.
Постепенно формируется социальный опыт передачи опыта, накапливаются эмпирические знания, способность к познанию. Осмысление и обобщение практической деятельности приводит к развитию познавательной деятельности, что приводит к пониманию зависимости качества результата и деятельности от процесса ее подготовки. «Возможность осознания явления упражняемости как способа развития жизненно необходимых двигательных качеств и навыков находится в прямой зависимости от способности древнего человека к абстрактному мышлению. » (Н.И. Пономарев, 1970. С. 65).
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник