Природное районирование 8 класс география

Конспект урока географии «Природное районирование. Разнообразие природных комплексов» (8 класс)

Цель: создание условий для качественного овладения знаниями о природно-территориальных комплексах России и их разнообразии.

· знать компоненты и уметь объяснять значение ПТК;

· уметь различать уровни ПТК и приводить примеры для каждого уровня;

· знать расположение крупных физико-географических районов России и уметь показывать их на карте.

· уметь извлекать необходимую информацию из разных источников;

· уметь устанавливать причинно-следственные связи.

· давать нравственно-этическую оценку материалу урока;

· осознать себя гражданином страны с огромным природным и культурным наследием;

· обладать готовностью к самостоятельной деятельности;

· высказывать свои предположения, приводить доводы;

Ресурсы: учебник, карта России, презентация, видеофрагмент.

Деятельность учащихся

Организация внимания, 1 мин.

Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите на слайде? (На слайде перелистываются картинки: реки, почвы, растения, климатическая карта, горные породы, люди на природе)

Как все это мы можем назвать?

Ребята, а связаны ли эти компоненты друг с другом? Приведите примеры этой взаимосвязи?

А на всей ли территории России эти компоненты одинаковы? Давайте назовем характеристики природных компонентов Хабаровского края. Климат? Почвы? Реки?

А если измениться климат нашего края, какие природные последствия могут быть? Это произойдет мгновенно или медленно?

Какой фактор влияет на все природные компоненты?

А почему на территории нашей страны представлено многообразие различных природных комплексов?

А как мы можем заменить слово «территория»?

Давайте попробуем объединить все, о чем мы говорили, в одно целое и попробовать сформулировать тему урока.

Вы на верном пути! Тема нашего сегодняшнего урока: «Природное районирование. Разнообразие природных территориальных комплексов России». Запишем тему урока в тетрадь.

Озвучивают то, что изображено на слайде.

Ответ: природные компоненты, компоненты природы, части природы.

Отвечают на вопрос, приводят примеры.

Ответ: умеренно-континентальный, дерново-подзолистые, равнинные.

Ответ: изменятся все природные компоненты. Нет, это долговременный процесс.

Ответ: влияют разные факторы, большая территория страны.

Варианты ответа: районы России, природные районы.

Записывают тему урока в тетрадь

Познавательные (установление причинно-следственных связей)

Познавательные (установление причинно-следственных связей)

Познавательные (установление причинно-следственных связей)

Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Читайте также:  Природа наше величайшее богатство

Давайте с вами вспомним определение ПТК или сформулируем его самостоятельно при помощи схемы на доске.

Давайте вспомним, какой ученый был основателем почвоведения? (слайд)

Учение о ПТК называется ландшафтоведение и его основал в конце 19 века также Василий Васильевич Докучаев.

Различают три главных уровня природных комплексов: локальный, региональный и глобальный. Распределите названия уровней по местам в схеме. (схема на слайде)

Сейчас работаем самостоятельно. Ваша задача привести примеры каждого из уровней природных комплексов. Можете пользоваться материалами учебников с. 147 – 148. Давайте проверим.

Почему я разместила ваши примеры именно в такой последовательности?

Ребята, скажите, пожалуйста, какие изменения в природе способен наблюдать человек в течение своей жизни? (На слайде можно найти подсказку)

Какой уровень ПТК можем наблюдать мы с вами?

А какие изменения являются причиной образования крупных ПТК?

А мы с вами можем наблюдать эти изменения?

Основным методом выявления ПТК, установления их границ служит природное (физико-географическое) районирование. На территории нашей страны выделяют 8 основных ПТК.

Пользуясь учебником – с. 149, запишите самостоятельно названия этих ПТК.

Сейчас предлагаю вам посмотреть видеофрагмент «Природные объекты Всемирного списка ЮНЕСКО в России?» Но сначала скажите мне, что такое ЮНЕСКО?

При просмотре фильма постарайтесь записать в тетрадь как можно больше географических названий, которые встретятся в фильме. Записи ведите столбиком.

А сейчас работаем в парах. Ваша задача – определить к каким физико-географическим районам относятся эти объекты?

Ответ: это закономер-ное сочетание взаимос-вязанных компонентов природы на определен-ной территории.

Записывают в тетрадь определение ландшафтоведения.

Приводят свои примеры, обсуждают их, высказывают свои мнения, одобряют ответ или опровергают его.

Зачитывают ответ, перечисляя названия основных ПК России.

Ответ: от самого крупного к наименьшему уровню.

Ответ: образование холмов, оврагов, изменение рельефа человеком

Ответ: климат, изменения в рельеф, история

Ответ: нет, для этого необходимы столетия (мы можем видеть только результат этих изменений)

Ищут в учебнике названия основных ПТК и записывают в тетрадь.

Ответ: международная организация, которая занимается вопросами сохранения объектов природы, науки и культуры.

Смотрят фильм, выписывая названия объектов ЮНЕСКО на территории России: девственные леса Коми, оз. Байкал, Вулканы Камчатки, горы Алтая, Западный Кавказ, Куршская коса, Центральный Сихотэ-Алинь, остров Врангеля.

Работают в парах, выполняют задание.

Обмениваются полученными данными, сравнивают с эталоном на доске.

Познавательные (самостоятельное формулирование определения)

(анализ объектов с целью выделения существенных признаков )

Познавательные ( осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

(установление причинно-следственных связей)

Познавательные (установление причинно-следственных связей)

Познавательные (извлечение необходимой информации из текста)

Коммуникативные (умение работать сообща, в паре)

Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Читайте также:  Природа токов в полупроводниках

Регулятивные (самостоятельный выбор последовательности действий)

Заключительный этап, рефлексия, 5 мин.

Давайте подведем итоги. Над какой темой мы сегодня работали?

Что нового узнал сегодня каждый из вас? Давайте еще раз перечислим названия основных ПТК России.

Молодцы! Все верно запомнили. Домашнее задание: прочитать параграф 31. Ответить устно на вопросы на стр. 153. Найти для каждого физико-географического района по 3 примера названий географических объектов, ответ оформить в виде таблицы (на слайде).

Урок окончен. Спасибо за работу! Всего доброго!

Записывают домашнее задание.

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.761 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.761 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.761 образовательному учреждению . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».

Путешествие в Египет. Архитектура древнего Египта

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 331 312 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«География (изд. «Русское слово»)», Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Больше материалов по этому УМК

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
  • Курс повышения квалификации «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
  • Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
Читайте также:  Департамент природных ресурсов вологодской области адрес

Оставьте свой комментарий

  • 16.10.2018 3366
  • DOCX 34.4 кбайт
  • 128 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Удалить материал

Автор материала

  • На сайте: 7 лет и 7 месяцев
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 12365
  • Всего материалов: 9

34 минуты

58 минут

33 минуты

  • Материки и океаны
  • Где я?
  • Практическая работа № 1

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Природное районирование. Презентация.
презентация к уроку по географии (8 класс) на тему

Презентация содержит учебный материал к уроку по теме «Природное районирование» 8 класс.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Природное районирование Разнообразие природных комплексов

Что такое ПТК? Природно — территориальный комплекс ПТК – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.

Какая наука изучает ПТК? Ландшафтоведение – учение о природных территориальных комплексах. Основано В.В. Докучаевым Имеет значение для сельского хозяйства, лесного, мелиорации, рекреационного хозяйства, строительства городов, дорог, предприятий и др.

Типы ПТК Глобальные – географическая оболочка. Региональные – природные зоны, области. Локальные – луг, роща, пруд, озеро, река и т. д .

Физико-географическое районирование России. В основе выделения крупных ПТК лежат различия в геологическом строении, рельефе, природно- климатических особенностях.

Крупные регионы России. 1. Русская равнина 2. Северн ы й Кавказ. 3. Урал. 4. Западно-Сибирская низменность. 5. Средняя Сибирь. 6. Северо-Восток Сибири. 7. Пояс гор Южной Сибири. 8. Дальний Восток.

Происхождение ПТК 1. Природные. 2. Антропогенные: — промышленные; — водные; — городские; — сельскохозяйственные; — лесные; — измененные в результате хозяйственной деятельности человека.

Задание Прочитать текст § 31, письменно ответить на вопросы и задания к текст на стр. 153.

Источник

Оцените статью