Природное сообщество болото 3 класс

Конспект урока по окружающему миру «Природное сообщество — болото», 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Цель: Создать условия для первоначального формирования понятия о болоте; познакомить с наиболее типичными представителями растительного и животного мира болот; рассказать об использовании и охране болот.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока

Природное сообщество — болото.

Создать условия для первоначального формирования понятия о болоте; познакомить с наиболее типичными представителями растительного и животного мира болот; рассказать об использовании и охране болот.

Способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природным изучаемым природным сообществом -болото.

Личностные: содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

— принимать и сохранять учебную задачу,

— умение слушать и отвечать на заданный вопрос;

— оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

— понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— читать осознанно небольшой текст, пересказать прочитанное, толковать понятие «Болото»

— использовать в общении правила вежливости;

ОНЗ («открытия» нового знания)

Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Окружающий мир, 3 класс, часть 2. – Самара, издательский дом «Федоров», 2010.

Мотивирование к учебной деятельности

– Сегодня мне приснился удивительный сон. Мне снилось, что я гуляла в лесу и попала в какое-то таинственное, необыкновенное место.

-Посмотрите, какая здесь скудная растительность. Кругом сыро, мох.

– Догадались, где я оказалась? А теперь, я думаю, вы легко отгадаете загадку:

Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги. ( Слайд 1)

УЗУ: Выявить знания детей о болоте.

УЗу: Ребята, давайте подумаем, что такое болото.

ПЗ: Для этого, ответьте на мои вопросы.

— Как вы представляете болото?

— Как вы думаете, какие животные могут обитать на болоте?

Читайте также:  Дерево гриб живая природа

— Какие растения могут расти на болоте?

— Чем отличается от других сообществ?

КВ: По правильности ответов учащихся.

ИВ: Какие вы молодцы! Как много вы знаете о болоте.

— Очень много воды, на болоте можно утонуть…

— На болоте нельзя пройтись, как по лесу или тайге…

УЗУ: Сформулировать тему, цели и задачи урока, настроить их на работу.

УЗу: Вы догадались, какая тема нашего урока?

-Сегодня на уроке мы будем изучать болото.

-Чтобы вы хотели узнать о болотах?

ИВ: Вот на эти вопросы мы сегодня и попытаемся найти ответы.

5

УЗУ: Показать, как обозначается болото на карте природных зон.

Узу: Давайте с вами посмотрим, как обозначается болото на карте природных зон.

ПЗ: Для этого, откройте учебник, на форзаце посмотрите на карту.

ОРД: Ребята, посмотрите на карту и ответьте мне на вопрос.

КВ: Как обозначается болото на карте?

— Где в России больше всего болот?

ИВ: Вы теперь знаете, как на карте обозначаются болота.

УЗУ: Дать понятие, что такое болото.

Узу: Ребята, давайте узнаем, что такое болото.

ПЗ: Для этого, посмотрите на экран и послушайте небольшую историю возникновения болот.

— 1. Когда-то на этом месте было небольшое озерцо. ( слайд 2)

— Берега его густо поросли камышом, рогозом. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались все больше, наступали с берегов на воду, переплетались стеблями. И закрывали, закрывали воду . Прошло несколько десятков лет, и растения полностью захватили озеро, закрыли воду. С каждым годом заросли становились все гуще. И вот из переплетений стеблей, листьев и трав образовался толстый слой — почти до дна достает. Оттого, когда идешь по болоту, так пружинят кочки, так вязнут ноги. Того и гляди провалишься – под кочками вода. И в заросших ряской и тиной водных зеркальцах тоже топкое дно, которое засосет любого.

-Или может речушка лесная текла не спеша и понемногу зарастала в низинках травами. (слайд 3)

Читайте также:  Будь другом природе придумать правила

— Или ключ бил из земли и все вокруг пропитал водой. Вот и образовались на таких местах болота .

— Болота — это копилки воды. Много воды — значит, стали расти здесь влаголюбивые травы, кустарники. (слайд 4)

КВ: Ребята, так что же такое болото?

ИВ: Молодцы, ребята! Теперь вы знаете, что такое болото.

До болота идти далеко, (Шагаем на месте.)

До болота идти нелегко. (Наклоны туловища влево — вправо.)

«Вот камень лежит у дороги, (Наклон туловища вперед.)

И на камень лягушки кладут узелок. (Повороты туловища влево — вправо.)

«Хорошо бы на камне прилечь на часок!» (Руки вверх, прогнулись.)

Вдруг на ноги камень вскочил (Прыжок на месте.)

И за ноги их ухватил. (Руки в стороны.)

И они закричали от страха:

УЗУ: Проверить, как учащиеся умеют работать со статьёй учебника в группах.

Узу: Ребята, давайте с вами ответим на наши вопросы, которые были поставлены в начале урока.

ПЗ: Для этого откройте статью учебника на стр. 93-97.

1 группа: Какие растения растут на болоте?

2 группа: Какие животные обитают на болоте?

3 группа: Почему болото вызывает ужас у людей?

4 группа: Какая польза на болоте от лягушек?

5 группа: Почему в болоте нет рыб?

6 группа: Как вы думаете, какое полезное ископаемое образуется на болоте. Докажите примером из текста.

ОРД: Разделитесь на 6 групп по 4 человека.

В группах вам нужно будет ответить на вопросы, которые записаны на карточках. После того, как вы выполните задание, один из участников группы будет отвечать возле доски. Но перед этим, давайте повторим правила работы в группе.

КВ: Дети выходят и отвечают на вопросы, которые у них были в группе. Учитель контролирует правильность ответов, корректирует ошибки, обсуждают со всем классом.

ИВ: Вот сколько интересного вы узнали о болоте.

Источник

Природное сообщество болото — сообщение

Предмет Окружающий мир. 2-4 класс. Тема: «Природное сообщество» Сообщение.

Природное сообщество – болото

Болото – это особое природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве. Чаще всего болота бывают в низинах, в водоёмах со стоячей водой. Вода в них постепенно зарастает ряской, осокой, мхами, и на поверхности водоёма возникает растительный слой, который пружинит и чавкает под ногами. Ходить по нему очень опасно — можно провалиться. Только в самых глубоких местах остаются «окна» — участки чистой воды.

Читайте также:  Найдите соответствия природная зона заповедник

На болоте мы можем увидеть все «этажи» влаголюбивой растительности: деревья, кустарники, травы, грибы, мхи.

Без доступа воздуха нижние части болотных растений отмирают и опускаются на дно. Пройдёт время, и они преобразуются в торф. Люди издавна используют его как топливо и удобрение.

С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут водяные, лешие, кикиморы. Болота пугали своей тишиной и неподвижностью. Идёшь по лесу и видишь: деревья растут всё реже, под ногами всё больше воды. И вот перед вами болото. Вода вытеснила из почвы воздух. Здесь мало бактерий, образующих перегной, поэтому и нет большого разнообразия растений. На бедных питательными веществами болотистых почвах светло-зелёным ковром стелется мох-сфагнум, кое-где видны кривые чахлые сосны и берёзки.

Среди мха встречаются тонкие стебельки пушицы с белыми клочками «ваты» наверху, кустики вечнозелёного багульника, небольшой кустарник голубика с крупными съедобными ягодами.

На болотах есть топи – это самые увлажнённые участки болот. Обходить их надо стороной. Если человек попадёт в такую трясину, выбраться их неё очень сложно.

Болота – это рай для насекомых: комары, мошки, стрекозы. Отсюда множество насекомоядных насекомых – лягушек, жаб, тритонов. Раз есть земноводные, появляются и их враги – змеи. В наших болотах чаще встречаются ужи и гадюки.

Из животных на болотах селятся бобры, водяные крысы, иногда заходят медведи, олени, кабаны, лоси, косули. Иногда встречаются на болоте такие птицы как: цапля, журавль, кулик, выпь.

Растения болот

Главная ягода, за которой люди с давних времён отправлялись на болота, это клюква. Тонкие стебельки, густо покрытые мелкими листьями, и красные ягоды.

Нередко клюкву путают с её сестрицей – ягодой брусникой.

болото фото

клюква фото

Природное сообщество болото

Смотрите также:

Источник

Оцените статью