Технологическая карта к уроку окружающего мира «Природное сообщество. Лес» 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Автор предлагаемой разработки: Ермолова Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №45» г. Владивостока.
Урок составлен по программе УМК «Начальная школа 21 век». Данный урок является итоговым в результате изучения темы «Царства природы». Учебная деятельность организуется в начале урока – всем классом, далее — в групповой форме. Деление на группы осуществляется дифференцированно. Группы по 3 — 4 человека. Группы детей со слабой развитой коммуникацией и мыслительной деятельностью работают только по учебнику. Дети, умеющие работать в группе самостоятельно и имеющие удовлетворительный уровень мыслительной деятельности, имеют возможность работать по дополнительным тексту, предоставленному учителем.
Тема: Природное сообщество «Лес».
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Деятельностная: уметь анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи, отбирать информацию, полученную из разных источников; принимать и сохранять учебную задачу; договариваться и приходить к общему мнению, сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Содержательная: обобщить характерные признаки сообщества «Лес», раскрыть связи между членами сообщества
— предметные: обобщить представления учащихся о сообществе «Лес», его растительном и животном многообразии, показать взаимосвязи между компонентами сообщества, усвоить понятия «сообщество», «ярусность».
— метапредметные: работать с предложенной информацией, сотрудничать в группе, высказывать своё мнение, доказывать правильность выбора, рассуждать и выражать свои мысли через диалог между учащимися,
— личностные : вести диалог с учащимися и учителем, усваивать необходимость сохранения лесного сообщества, воспитывать в себе бережное отношение к природе.
Условия реализации, техническое оборудование: карточки со словами по количеству учащихся в классе для работы в приёме «Группировка», учебник «Окружающий мир», дополнительный текст «Лесное сообщество», таблица для заполнения «Лесное сообщество».
Приёмы развития смыслового чтения
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
- обобщает предложенные учащимися варианты отгадки и сообщает, что им предстоит отгадать, что это за дом, и что за чудеса есть в этом доме.
- дают варианты отгадки;
- выделяют опорные слова из загадки, на которых будет строится урок
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- активизирует мыслительную деятельность обучающихся;
- направляет учащихся, поддерживает их процесс мыследеятельности
- свободно передвигаясь по классу, составляют пары, тройки и группы по выбранному самостоятельно признаку, доказывают свой выбор
«Группировка», «Отсроченная отгадка»
Этап закрепления с проговариванием во внешней среде
- читают текст учебника и дополнительные тексты (Приложение 2), анализируют, в группах составляют таблицу по предложенным основаниям;
- объясняют особенности сообщества «Лес», дополняют друг друга, задают уточняющие вопросы
Этап включения изученного
- предлагает включить в сообщество «Лес» слова, использованные на 2 этапе
- дополняют таблицу, аргументируя свой выбор;
- соотносят цели урока с результатом
Этап рефлексии учебной деятельности
- задаёт провокационный вопрос «отсроченную загадку» для нахождения ответов дома (домашнее задание)
- проводят самооценку: всё ли получилось на уроке, достаточно ли информации для понимания темы урока
Учитель в начале урока предлагает детям отгадать загадку, найти в ней ключевые слова, на которые им необходимо найти ответы в процессе урока (загадка записана да доске).
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Каждому учащемуся предлагается слово – понятие. Задача каждого учащегося: свободно передвигаясь по классу, найти себе пару по самостоятельно выбранному признаку, и объяснить свой выбор. Далее необходимо составить тройку, также по самостоятельно выбранному признаку и доказать свой выбор. Следующим этапом необходимо найти слова, которые по какому-то признаку максимально объединят учащихся в группы, и аргументировано объяснить основание для объединения.
Слова, предлагаемые учащимся для группировки: берёза, сосна, заяц, жук-короед, черви, дятел, заяц, землеройка, сова, ястреб, волк, бактерии, крот, ящерица, уж, филин, еж, шиповник, орешник, ландыш, вороний глаз, трава, кустарник, дерево, лес, болото, луг.
В процессе чтения текста учебника и дополнительного текста учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания и заполняют таблицу – паспорт сообщества «Лес».
- Докажи на примерах, что в лесу всё взаимосвязано (возможен рисунок)
- Составь пищевые цепочки (возможен рисунок)
- Запиши, чем лес необходим и важен для человека.
1. Название природного сообщества – лес.
2. Какие организмы составляют сообщество . Характерным признаком сообщества «Лес» является ярусность. Главным элементом, образующим лесное природное сообщество являются деревья. Леса бывают разные, в зависимости от тех древесных пород, которые в них преобладают. Например, бывают сосновые, еловые, березовые леса, дубравы и т. д. Кроме деревьев в лесу обитает много других растений. Под пологом леса растут кустарники: черемуха, бересклет, жимолость, бузина и другие. Также в лесу есть травянистые растения, например, ландыш, медуница, копытень, а также различные виды мхов и лишайников.
В лесах обитают самые разнообразные звери: косули, лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, ласки, хорьки, мыши. Также лес дает прибежище многочисленным птицам. Это сойки, кукушки, ястребы, совы, синицы, дятлы, соловьи, дрозды, мухоловки и многие другие виды. В лесах живут многочисленные насекомые, например, жук-короед, жук-олень.
В лесной подстилке обитает огромное количество бактерий, а также черви, насекомые и их личинки.
3. Экологические связи в лесу. Все обитатели леса связаны между собой сложной сетью пищевых отношений. Растения производят пищу для растительноядных животных: лосей, косуль, кабанов, зайцев, мышей, соек, синиц и т. д. Растительноядных животных поедают хищники: лисы, волки, ласки, хищные птицы. Отмершие растения, погибшие животные и продукты их жизнедеятельности становятся пищей для разнообразных почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, которые вновь усваивают растения.
4. Значение природного сообщества для человека . Лес играет для человека огромное значение. Лес – источник древесины, грибов и ягод. Раньше люди добывали себе пропитание в лесу с помощью охоты. Сейчас охота уже потеряла свое прежнее значение и люди, которые по-настоящему любят природу, оставили это жестокое занятие.
Лес – прекрасный источник отдыха для души и тела. Любуясь красотой леса, вдыхая его целебный воздух, человек отдыхает и расслабляется.
Лес имеет водоохранную роль. В тех местах, где леса вырубаются, реки мелеют, а небольшие речки исчезают вовсе.
5. Влияние человека на сообщество. Человек, обычно, оказывает негативное влияние на лес. В течении тысячелетий люди бездумно вырубали леса. Сейчас на Земле осталось не более трети того лесного богатства, которое планета имела до освоения человеком. В результате вымирают многие виды растений и животных, нарушается экологическое равновесие. Кроме того, люди загрязняют леса различными отходами, охотятся на животных, рвут красивые лесные цветы. Из-за не затушенных костров возникают лесные пожары.
Конечно, производится и восстановление лесов, однако того что делается явно недостаточно.
6. Охрана сообщества. Для охраны лесов создаются заповедные территории. В заповедниках и национальных парках животные и растения леса находятся под охраной государства. Однако, в охране нуждаются не только заповедные, но и все леса нашей планеты. Каждый человек должен бережно относится к обитателям леса, не провоцировать пожары, не оставлять мусор, аккуратно и умеренно собирать грибы и ягоды, не охотиться, не разорять птичьих гнезд, не рубить деревья.
Источник
Как написать характеристику лесного сообщества по плану?
Для составления характеристики лесного сообщества по плану воспользуемся информацией из учебника по окружающему миру и других источников.
1. Название природного сообщества — лес.
2. Какие организмы составляют лесное сообщество:
Растения: деревья (сосна, ель, дуб, береза), кустарники (бузина, жимолость), травы (ландыш), мхи, лишайники
Животные: медведи, ежи, мыши, зайцы
Птицы: сойки, вороны, дятлы, соловьи, тетерев
Насекомые: пчелы, бабочки, жуки, пауки
3. Экологические связи леса в основном это пищевые связи — кто-то кем-то питается
4. Значение природного лесного сообщества для человека. Человек пользуется дарами леса. Из древесины изготавливают, бумагу, предметы мебели, используют в строительстве. Лесные ягоды полны витаминов, необходимых для жизни. Свежий лесной воздух благотворно влияет на здоровье. Многих животных и птиц человек употребляет в пищу (заяц, дикие утки)
5. Влияние человека на лесное сообщество Из-за вмешательства человека в лесное сообщество нарушается лесная жизнь. Многие растения и животные стали редкими в природе.
6. Охрана лесного сообщества Охрана лесного сообщества осуществляется благодаря созданию лесничеств, контролирующих вырубку леса и охраняющих его от браконьеров. Так же создаются заповедники, на территории которых запрещается любое вмешательство человека. Красная книга — один из методов охраны редких животных и растений.
Характеристику лесного сообщества по плану.
1) Название природного сообщества
Лесное сообщество или лес.
2) Какие организмы составляют лесное сообщество.
В основном лесное сообщество составляют деревья. В зависимости от того какие виды деревье растут в лесу его называют: хвойным лесом, широколиственным или смешанным лесом.
Широколиственные леса в свою очередь делятся на дубравы (дубовый лес), березняки (березовый лес) и осинники (осиновый лес).
Хвойные леса делятся на еловые, сосновые, лиственничные, кедровые и пихтовые по названию растений, растущих в лесу.
В смешанных лесах растут разные деревья.
В каждом лесу растет множество растений и грибов, живут звери и птицы.
Растения: ландыш, ежевика, земляника, мхи и лишайники.
Звери: кабаны, лоси, лисицы, волки, зайцы и мыши.
Птицы: сова, кукушка, синица, дятел, дрозд и множество насекомых, например комаров.
Ну и конечно в почве есть множество различных бактерий, помогающих перерабатывать остатки организмов в питательную среду для растений.
3) Экологические связи в лесу.
Взаимосвязи в лесу связаны с различными видами пищевых отношениях между обитателями леса, включая бактерий.
4) Значение природного лесного сообщества для человека
В древности лес играл большую роль в жизни человека, из деревьев строили жилье, люди ходили на охоту в лес, добывали себе пищу путем сбора грибов и ягод.
Сейчас люди больше отдыхают в лесу, так как добыча пищи стала не такуй актуальной.
Еще лес играет очень важную водоохранную роль, так как тень деревьев сохраняет от высыхания небольшие лесные речки и ручьи.
5) Влияние человека на лесное сообщество
Конечно лучше бы человек никак не влиял на лесное сообщество, но это не так.
Чаще всего лес страдает от действий человека. Это вырубка деревьев, не затушенные костры, охота на животных и уничтожение редких растений.
6) Охрана лесного сообщества состоит в создании природных заповедников и национальных парков, где людям запрещается охотиться, что-то собирать и разводить костры.
Тема: Характеристика лесного сообщества.
Одним из природных сообществ на планете является лесное сообщество или лес. Леса бывают разные: хвойные, смешанные, лиственные, а также влажные тропические леса.
В лесу растут деревья, кустарники, травы. Обитает множество животных: зверей, птиц, насекомых. Наиболее часто встречающиеся породы деревьев в зоне лесов: сосна, ель, лиственница, дуб, береза, граб, клен. Кустарники: барбарис, боярышник, черемуха, орешник, жимолость.
Среди животных леса необходимо назвать таких: косули, дикие кабаны, лоси, волки, лисы, белки, зяблики, тетерава, кукушки, совы, синицы и много других.
В лесном сообществе существует тесная связь между всеми живими существами. Растения служат кормом для растениеядных животных. Последними питаются хищники.
Леса имеют огромное значение для человека. Прежде всего, польза заключается в выделении деревьями в атмосферу кислорода. Также человек использует древесину для различных потребностей. Лес является лучшим местом отдыха для человека.
Используя запасы леса, человек оказывает воздействие на лесные сообщества, часто губительное. Много видов животных истребляется во время охоты.
Лесные сообщества необходимо беречь и охранять. Для этого необходимо создавать заповедники и природные парки. Также в любом месте необходимо бережно относиться к природе.
Источник