Природное сообщество пищевая цепь 5 класс

Урок «Пищевые цепи»

На прошлом уроке мы познакомились с тем, что такое природное сообщество и узнали, какие бывают природные сообщества. Сегодня мы продолжим работу по изучению данного вопроса.

В любом сообществе все организмы связаны между собой и зависят друг от друга. Наиболее важными связями между организмами являются пищевые связи, или цепи питания, так как через них от одного организма к другому передаются вещества и энергия.

Все живые организмы на протяжении всей жизни нуждаются в энергии. Большая часть необходимой энергии поступает в живые организмы с пищей, которая образуется за счет световой энергии.

Как вы считаете, какая группа живых организмов превращает световую энергию в пищу?

Ответ: зеленые растения. Это производители.

Что потом происходит с органическими веществами, созданными растениями?

Ответ: их поедают травоядные животные, затем плотоядные и хищники. Это потребители. Ими, как правило, являются животные. Животные поедают других животных или растения. Так образуются пищевые цепи, или цепи питания.

Но помимо организмов производителей и потребителей существует ещё одна группа – это разрушители. Ими являются бактерии, грибы. Они питаются отмершими частями растений, трупами животных, а также экскрементами.

ПРОЧИТАЙТЕ более подробно про три группы организмов (стр. 102)

Попробуйте сформулировать определение цепи питания.

Ответ: Цепь питания – цепь, по которой от одного организма к другому передаются вещества и энергия (записать понятие в тетрадь).

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/13295/%D0%BF%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%8C.jpg

Любая цепь питания состоит из звеньев. Причем, количество звеньев, как правило, не превышает 5-6. Как вы думаете, почему пищевые цепи состоят не более чем из 5-6 звеньев?

Ответ: Дело в том, что при переходе от одного организма к другому большая часть веществ и энергии теряется, рассеивается в виде тепла. Каждое последующее звено получает лишь небольшую часть энергии.

Первое звено в разных цепях питания может быть представлено либо живыми растениями, либо мертвыми организмами или пометом животных, либо другими живыми организмами.

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/13299/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%82_%D0%B8_%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B1.png

Давайте построим несколько цепей питания для разных сообществ. В тетрадь запишите 3 любые цепи питания из данного списка или составьте свои, используя рисунок 68 на стр. 103.

желуди сойка ястреб-тетеревятник

желуди желудевый долгоносик певчий дрозд ястреб-перепелятник

семена злаков лесная мышь сова лиса

кора и древесина дуба короед пестрый дятел ястреб-перепелятник

листья дуба листорез славка-черноголовка ястреб-перепелятник

сок дуба усач дубовый соловей канюк обыкновенный

орехи белка канюк обыкновенный

желуди белка лесная куница

злаки полевка луговой лунь

злаки полевая мышь степной хорек балобан

злаки полевка горностай пустельга

опавшая листва дождевой червь черный дрозд ястреб-перепелятник

опавшая листва дождевой червь крот

навоз жук-навозник славка ястреб-перепелятник

Читайте также:  Берегите природу тема занятия

опавшая листва дождевой червь малиновка канюк обыкновенный

Очень редко встречается ситуация, при которой данный вид является участником только одной пищевой цепи. Чаще он входит в несколько пищевых цепей, часто занимая в них различное положение.

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/1808/_____69_____4.jpg

В результате этого формируются пищевые сети. Наличие пищевых сетей обеспечивает большую устойчивость сообщества. Так, если в результате изменения условий какой — либо вид производителей (растений) резко снизит свою численность, питающиеся им потребители перейдут на другие источники питания.

https://foxford.ru/uploads/tinymce_image/image/13300/%D0%B4%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0.jpg

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Тест «Природные сообщества»

А) все организмы, обитающие совместно

Б) все организмы, обитающие совместно на участках земной поверхности

В) только растения и грибы

Б) производители, потребители и разрушители органического вещества

Г) растения, грибы, животные

Источник

Урок «Пищевые связи в сообществах, цепи питания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление обучающихся о цепях и сетях питания в природном сообществе, о группах живых организмах и взаимосвязи между ними.

Предметные: у учащихся сформируется представление о понятиях экосистема, цепь питания, сеть питания, живых организмах – производителях, потребителях, разрушителях; введение понятия «пищевые цепи» и «пищевые сети», изучить цепи питания раз­личных биоценозов, прогнозировать последствие нарушения цепи питания выпадением одного звена.

Метапредметные результаты: Построение логических рассуждения, выяв­ление причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях и анализировать предложенные биологические ситуации.

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими обучающимися и достижение в нем взаимопонимания, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в группе, сохранение мотивации к учебной деятельности, чувства удовлетворенности от процесса получения новых знаний, проявление интереса; бережное отношение к природе, понимание ее целостности;; осознание экологических про­блем и путей их решения.

Оборудование: компьютер, презентация, дидактические карточки.

Тип урока: комбинированный

Приветствие. Готовность к уроку.

Проверка д.з. (фронтальный опрос).

-Что такое природное сообщество?Приведите примеры?

— Что влияет на жизнедеятельность живых организмов ?(факторы живой и неживой природы). Приведите примеры.

Актуализация опорных знаний. Постановка учебной темы.

Ни один организм на Земле не способен к самостоятельному изолированному существованию. На определенной территории совместно проживают различные растения, животные, грибы и микроорганизмы, которые взаимно влияют друг на друга. В любой природной среде, с различными климатическими условиями, существуют природные сообщества взаимосвязанных живых организмах. Об особенностях отношения живых организмов друг с другом и будет посвящен наш урок.

Тема урока: «Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания».

Деятельность учителя: В природном сообществе живые организмы связаны не только между собой, но и со средой обитания. Такое сообщество называется – экосистемой.

Читайте также:  Какие бывают опасные явления природы

Деятельность учащихся:Слушают учителя, ведут записи в тетради.

Взаимосвязи организмов в экосистеме.

Рассмотрите рисунок, что обозначают стрелки между жи­выми организмами, что является основой этих взаимодействий.

В экосистеме между этими организмами устанавливаются пищевые связи – цепи питания.Обычно они состоят из 3- 5 звеньев.

Начинается пищевая цепь всегда с производителей, т.е. с зелёных растений.

Второе звено цепи – травоядные организмы, затем хищники.

Рис. 1. Пищевая цепь «злаковое растение — полевая мышь — гадюка — орёл-змееяд»

Полевые мыши питаются и животной пищей — насекомыми, например кобылками. Кобылки поедают зелёные растения. Мышь может стать добычей лисицы.

Рис. 2. Пищевая цепь «клевер — кобылка — полевая мышь — лисица»

Крупные растения — деревья и кустарники — тоже служат пищей для животных, больших и малых. Так, ветки дуба поедают копытные животные (лоси, косули, олени); его желудями питаются кабаны, белки, мыши; листву используют в пищу многочисленные личинки бабочек, пилильщиков, жуки — листоеды и долгоносики.

Рис. 3. Пищевая цепь «дуб — жук-долгоносик — поползень — филин»

Пищевая цепь, или цепь питания, — это ряд организмов, связанных друг с другом пищевыми отношениями. Пищевая цепь показывает последовательность переноса веществ и энергии от одного организма к другому.Ребята, обратите внимание, что в пищевой цепи каждый организм служит пищей предыдущему.

Любой организм сообщества входит в состав пищевой цепочки и, как правило, не одной, а множества. Если отразить все пищевые связи на схеме, то получится пищевая сеть, или сеть питания.

Например, лист растения могут есть и гусеницы и слизень, а гусеница может стать пищей для жука, так и лакомством для птицы, которая кстати говоря, может съесть и самого жука. Поэтому в природных сообществах складываются не пищевые цепи, а пищевые сети.

Рис. 4. Пищевая сеть сообщества организмов, обитающих на участке луга

Деятельность учащихся

Осмысляют, принимают углубление материала.

Работа в группах (дидактич.карточки)

* Любая цепь питания состоит из звеньев. Причем, количе­ство звеньев, как правило, не превышает 5-6. Как вы думаете, почему пищевые цепи состоят не более чем из 5-6 звеньев?

Деятельность учащихся

Строят предположения, решают, ведут самопроверку, осуществляют самооценку.

Подведение итогов. Рефлексия.

Устный опрос по пройденному материалу.

  1. Что такое цепь питания?
  2. Сколько звеньев образуют цепь питания и почему?
  3. Что такое «сеть питания»?

-82%

Источник

Природные сообщества

Живые организмы распространены на планете в зависимости от условий окружающей среды. Так формируются определённые группы организмов или природные сообщества.

Понятие «природное сообщество»

Изучая состав любого природного сообщества, можно убедиться в не случайном выборе места обитания и определённом наборе видов живых организмов, который характерен для данной группы.

Природным сообществом называют комплекс живых организмов, которые приспособились к условиям жизни на определённой местности, при этом они влияют друг на друга и на окружающую среду. Каждая группа организмов участвует в круговороте веществ.

Читайте также:  Погрешность измерения объема природного газа

Природные сообщества могут иметь разные масштабы, из более крупных – это материки, океаны. Более узкими сообществами являются:

  • леса;
  • луга;
  • тайга;
  • пустыня;
  • степь;
  • озеро;
  • море;
  • река и т.д.

Люди создают массу искусственных сообществ: огород, сад, аквариум, поле.

которые читают вместе с этой

Природные сообщества

Цепи питания

Проживая на одной территории, организмы влияют друг на друга, формируя цепи питания. Основополагающим звеном в любой цепи являются растения. Они используют солнечную энергию, преобразуя её в органические вещества. Растительноядные животные поедают растения, а их самих употребляют хищники.

Иногда цепи питания могут усложняться, когда первых хищников поедают другие хищники и так далее. Например, трава – гусеница – насекомое – птица – хищное животное.

Пример цепочки питания

В каждом сообществе обитают микроорганизмы, которые питаются отходами и продуктами жизнедеятельности других живых организмов. К ним относятся:

  • в водоёмах – раки;
  • в почве – дождевые черви, жуки-могильщики;
  • на поверхности – птицы и звери, поедающие падаль.

Большой вклад в круговорот веществ делают бактерии и плесневые грибы. Они перерабатывают органические вещества до состояния минеральных солей, которые могут вновь использоваться растениями в качестве питательных веществ.

Взаимосвязи живых организмов

Взаимосвязь организмов на одной территории касается не только цепей питания. Например, растительность влияет на микроклимат сообщества. Такие факторы, как температура воздуха, освещённость, уровень влажности также зависят от растений. Например, лес – природное сообщество, в котором:

  • воздух днём прохладнее;
  • освещение слабое, много тени;
  • влажность повышенная;
  • ночью здесь теплее, чем на открытой местности.

Растительный покров на лугах уберегает почвы от размывов и эрозий.

Видовое разнообразие фауны зависит не только от наличия еды, но и от уровня температуры, освещения, условий для размножения и обустройства жилища.

Животные в свою очередь влияют на растительный мир. Например:

  • птицы и насекомые опыляют покрытосеменные растения;
  • с помощью животных разносятся некоторые виды семян;
  • животные, живущие в грунте, с помощью рыхления обогащают почву кислородом.

Со временем видовой состав сообществ может меняться. Происходит это под действием различных факторов и человеческой деятельности. Одно сообщество сменяется другим. Например, обмельчавшее озеро превращается в болото, оно в свою очередь в лес и т.д.

Что мы узнали?

В 5 класс биология предлагает для изучения тему о природных сообществах. С помощью статьи можно закрепить изученную тему, подготовиться к проверочной работе или написать доклад. Из статьи мы узнали, что совокупность живых организмов, обитающих на одной территории, называют природным сообществом. Все обитатели одного сообщества взаимосвязаны между собой и обеспечивают круговорот веществ в природе. Под действием природных и антропогенных факторов сообщества могут видоизменяться.

Источник

Оцените статью