Природное сообщество среда обитания

Урок окружающего мира «Среда обитания — что это такое?»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Цель урока: ученик научится объяснять значение терминов «среда обитания», «природное сообщество», «пищевая цепь», составлять простые пищевые цепи.

— формировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания животных и их приспособленности к жизни в этих средах;

— учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно — следственные связи;

— формировать познавательный интерес к предмету через использование игровых форм обучения и создание ситуации успеха;

Познавательные: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ресурсы: Учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»; методическое обеспечение; дидактический материал; ТСО; раздаточный материал.

Источник

Классификация природных сообществ и их особенности

Природное сообщество — это совместное обитание и взаимодействие совокупности разных видов растительных и животных организмов на одной территории в одинаковых природных (географических) и климатических условиях долгое время и связанных цепями питания.

Возникают они под влиянием географических и климатических факторов. Такие сообщества называют биогеоценозами (биоценозами) или экосистемами.

Основные функции природных сообществ: осуществление круговорота веществ в природе и выделение необходимой энергии.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Виды природных сообществ

Существует два основных вида:

  1. Биогеоценоз — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии.
  2. Экосистема — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связей, осуществляющей обмен веществ и энергии между ними (состоят из нескольких биогеоценозов).
Читайте также:  Приборы контроля природной среды

Классификация

Те и другие делятся на три группы по масштабу занимаемой территории и могут быть:

  1. Крупными (океаны, материки, горные массивы, большие лесные массивы, например, тайга и другие). Они занимают огромные площади территории.
  2. Средними (река, озеро, лес и другие). Меньше по площади, чем предыдущие.
  3. Мелкими (болото, пруд, луг, лужа и другие). Не занимают большую территорию.

Также сообщества принято делить на:

  1. Естественные — регулируют себя сами, созданы без вмешательства людей: море, коралловый риф, тропический лес и другие. То, насколько они будут разнообразны по количеству видов внутри сообщества, зависит от того, какой состав растительности в каждом из них.
  2. Искусственные — созданы человеком, им же и регулируются. Без человеческого вмешательства не выживут: огород, сад, парк, аквариум и другие.

Структура природного сообщества

Структура природного сообщества представляет собой упорядоченное движение веществ между организмами-участниками системы и внешней средой.

Хищники

  • автотрофы;
  • растительноядные (первичные потребители);
  • первичные хищники (вторичные потребители);
  • вторичные хищники (третичные потребители);
  • суперхищники (высшие хищники).

Примеры природных сообществ

Природное сообщество «лес»

Естественное среднее по размеру сообщество.

  1. Доминируют древесные растения. Причем, в зависимости от того, какого вида деревьев больше, будет меняться и тип леса (например, березовый, сосновый, дубовый лес и прочие).
  2. Есть горизонтальная (например, чередование участков леса теневых и солнечных) и вертикальная ярусность (растения располагаются «этажно» по высоте, также располагаются под землей их корни).
  3. Богатая фауна: от бактерий и простейших до крупных хищников. Они тоже расположены ярусно в зависимости от того, на каком «этаже» от нижних слоев почвы до крон самых высоких деревьев обитают.
  4. Все участники этого биогеоценоза взаимосвязаны пищевой цепью и оказывают влияние на жизнедеятельность друг друга.

Природное сообщество «луг»

  1. Доминируют высокие травянистые злаковые растения, а также распространены осоки и разнотравье.
  2. Наличествует ярусность (крупнотравье, мелкотравье).
  3. Достаточно богатая и разнообразная фауна: от бактерий, пресмыкающихся и даже земноводных (водятся некоторые виды лягушек) до мелких хищников. Преобладают насекомые-опылители и грызуны.
  4. Плодородные насыщенные почвы, поэтому растительные мир разнообразнее животного.

Природное сообщество «степь»

Естественное крупное сообщество.

  1. Малое количество древесных растений.
  2. Преобладают невысокие травы.
  3. Равнинная поверхность.
  4. Особые климатические условия (ветры, температуры и др.).
  5. Ночной образ жизни большинства представителей фауны.
  6. И растительный, и животный мир достаточно скудные.
Читайте также:  Изучение природы родного края внеурочная деятельность

Важной особенностью биогеоценозов являются взаимосвязи между компонентами всех вышеперечисленных естественных сообществ — они очень крепкие, устойчивые.

Какое влияние оказывает человек

Влияние человека велико. Причем не только на искусственные, но и на естественные биогеоценозы и даже на целые экосистемы. Своей деятельностью человек вмешивается в их устоявшиеся циклы, часто нарушая их функционирование уничтожением важных компонентов системы.

Примеры разрушительной деятельности человека (с последствиями для экосистем сообществ):

  1. Распашка полей (уничтожение этого сообщества).
  2. Применение химических удобрений и других средств в сельском хозяйстве (исчезновение видов растений и животных).
  3. Вырубка лесов (опустынивание земель).
  4. Лесные пожары по причине человеческого фактора (уничтожение лесов).
  5. Строительство городов (уменьшение площадей природных сообществ).
  6. Индустриализация (отравление продуктами производств природных биогеоценозов; техногенные аварии в океане и на суше и многое другое).
  7. Возведение дамб (заболачивание территории).
  8. Скопление бытового мусора на суше и в водах мирового океана (отравление почвы и воды).
  9. Несанкционированная охота и рыболовство в крупных масштабах — браконьерство (исчезновение популяций животных и видов растений, как следствие — нарушение круговорота в сообществе и его изменение или полное разрушение: выловили из озера рыбу, питавшуюся тростником — тростник разросся, озеро превратилось в болото).
  10. Исследование новых территорий (туризм по неизведанным местам планеты).
  11. Осушение природных водоемов, изменение направления течения рек и многое другое.

Но люди пытаются и компенсировать наносимый природе урон, создавая искусственные биогеоценозы для поддержания баланса на планете. Например:

  1. Масштабная высадка новых лесных массивов.
  2. Создание искусственных водоемов.
  3. Создание природных заповедников и природоохранных зон с целью сохранения видов и отдельных биогеоценозов и другое.
  4. Создание ферм с большими теплицами и т.п. (выращивание скота и растений для питания без ущерба природным сообществам) и другие попытки.

Связи в искусственно созданных природных сообществах между их компонентами намного слабее, чем в естественных. Потому что поддерживаются третьими лицами — людьми, то есть извне, а не изнутри. Без этого качественного внешнего досмотра они легко разрушаются.

Разрушение природных сообществ влияет на состояние всей биосферы земли и может представлять угрозу для жизни всего человечества.

Пищевые связи и роли в природном сообществе

Экосистема

Все компоненты природных сообществ образуют пищевые цепи и связаны ими: каждый из них играет определенную важную роль.

Структура пищевой цепочки:

  1. Продуценты. Или автотрофы. Это в основном растения. Они составляют основу питания любого сообщества. Их отличие в том, что они сами перерабатывают солнечную энергию и неорганические вещества (фотосинтез). Это и является их питанием.
  2. Консументы. Или гетеротрофы. Они питают продуцентами-автотрофами. Сами ничего не производят. Их делят на первичные (моллюски, насекомые, травоядные) и вторичные (паразиты и хищники).
  3. Редуценты. Эти организмы разлагают остатки и создают «рабочий материал» (неорганические вещества) для продуцентов. Это бактерии и грибы.
Читайте также:  Китай сжиженный природный газ

Все три составляющие — незаменимые звенья для продуктивного функционирования любого биогеоценоза и составляют основу пищевой структуры каждого из них.

Насколько полезной была для вас статья?

Источник

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме «Среда обитания», УМК «Начальная школа 21 века».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Во 2 «Б» классе МБОУ СОШ №12 им. Самара имени Героя Советского Союза Сафонова Ф.М.

Разработала: студентка группы 41

Преподавание в начальных классах

Учебник, авторы: «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Среда обитания животных

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с различными средами обитания животных.

— закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

— уметь классифицировать животных по их среде обитания;

— научиться выстраивать пищевые цепи.

Познавательные: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; профилактика здоровья.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

— сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания животных и их приспособленности к жизни в этих средах;

— учить систематизировать , выделять главное и существенное, устанавливать причинно — следственные связи, развивать воображение учащихся;

— формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

— прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому животному на Земле.

Ресурсы: Учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»

; методическое обеспечение; дидактический материал; ТСО; раздаточный материал.

Этапы урока, содержание (задания)

Источник

Оцените статью