Доминируют древесные растения. Причем, в зависимости от того, какого вида деревьев больше, будет меняться и тип леса (например, березовый, сосновый, дубовый лес и прочие).
Есть горизонтальная (например, чередование участков леса теневых и солнечных) и вертикальная ярусность (растения располагаются «этажно» по высоте, также располагаются под землей их корни).
Богатая фауна: от бактерий и простейших до крупных хищников. Они тоже расположены ярусно в зависимости от того, на каком «этаже» от нижних слоев почвы до крон самых высоких деревьев обитают.
Все участники этого биогеоценоза взаимосвязаны пищевой цепью и оказывают влияние на жизнедеятельность друг друга.
Природное сообщество «луг»
Доминируют высокие травянистые злаковые растения, а также распространены осоки и разнотравье.
Достаточно богатая и разнообразная фауна: от бактерий, пресмыкающихся и даже земноводных (водятся некоторые виды лягушек) до мелких хищников. Преобладают насекомые-опылители и грызуны.
Плодородные насыщенные почвы, поэтому растительные мир разнообразнее животного.
Природное сообщество «степь»
Естественное крупное сообщество.
Малое количество древесных растений.
Преобладают невысокие травы.
Равнинная поверхность.
Особые климатические условия (ветры, температуры и др.).
Ночной образ жизни большинства представителей фауны.
И растительный, и животный мир достаточно скудные.
Важной особенностью биогеоценозов являются взаимосвязи между компонентами всех вышеперечисленных естественных сообществ — они очень крепкие, устойчивые.
Какое влияние оказывает человек
Влияние человека велико. Причем не только на искусственные, но и на естественные биогеоценозы и даже на целые экосистемы. Своей деятельностью человек вмешивается в их устоявшиеся циклы, часто нарушая их функционирование уничтожением важных компонентов системы.
Примеры разрушительной деятельности человека (с последствиями для экосистем сообществ):
Распашка полей (уничтожение этого сообщества).
Применение химических удобрений и других средств в сельском хозяйстве (исчезновение видов растений и животных).
Вырубка лесов (опустынивание земель).
Лесные пожары по причине человеческого фактора (уничтожение лесов).
Строительство городов (уменьшение площадей природных сообществ).
Индустриализация (отравление продуктами производств природных биогеоценозов; техногенные аварии в океане и на суше и многое другое).
Возведение дамб (заболачивание территории).
Скопление бытового мусора на суше и в водах мирового океана (отравление почвы и воды).
Несанкционированная охота и рыболовство в крупных масштабах — браконьерство (исчезновение популяций животных и видов растений, как следствие — нарушение круговорота в сообществе и его изменение или полное разрушение: выловили из озера рыбу, питавшуюся тростником — тростник разросся, озеро превратилось в болото).
Исследование новых территорий (туризм по неизведанным местам планеты).
Осушение природных водоемов, изменение направления течения рек и многое другое.
Но люди пытаются и компенсировать наносимый природе урон, создавая искусственные биогеоценозы для поддержания баланса на планете. Например:
Масштабная высадка новых лесных массивов.
Создание искусственных водоемов.
Создание природных заповедников и природоохранных зон с целью сохранения видов и отдельных биогеоценозов и другое.
Создание ферм с большими теплицами и т.п. (выращивание скота и растений для питания без ущерба природным сообществам) и другие попытки.
Связи в искусственно созданных природных сообществах между их компонентами намного слабее, чем в естественных. Потому что поддерживаются третьими лицами — людьми, то есть извне, а не изнутри. Без этого качественного внешнего досмотра они легко разрушаются.
Разрушение природных сообществ влияет на состояние всей биосферы земли и может представлять угрозу для жизни всего человечества.
Пищевые связи и роли в природном сообществе
Все компоненты природных сообществ образуют пищевые цепи и связаны ими: каждый из них играет определенную важную роль.
Структура пищевой цепочки:
Продуценты. Или автотрофы. Это в основном растения. Они составляют основу питания любого сообщества. Их отличие в том, что они сами перерабатывают солнечную энергию и неорганические вещества (фотосинтез). Это и является их питанием.
Консументы. Или гетеротрофы. Они питают продуцентами-автотрофами. Сами ничего не производят. Их делят на первичные (моллюски, насекомые, травоядные) и вторичные (паразиты и хищники).
Редуценты. Эти организмы разлагают остатки и создают «рабочий материал» (неорганические вещества) для продуцентов. Это бактерии и грибы.
Все три составляющие — незаменимые звенья для продуктивного функционирования любого биогеоценоза и составляют основу пищевой структуры каждого из них.
Насколько полезной была для вас статья?
Источник
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме «Среда обитания», УМК «Начальная школа 21 века». план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Во 2 «Б» классе МБОУ СОШ №12 им. Самара имени Героя Советского Союза Сафонова Ф.М.
Разработала: студентка группы 41
Преподавание в начальных классах
Учебник, авторы: «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Среда обитания животных
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с различными средами обитания животных.
— закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
— уметь классифицировать животных по их среде обитания;
— научиться выстраивать пищевые цепи.
Познавательные: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; профилактика здоровья.
Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
— сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания животных и их приспособленности к жизни в этих средах;
— учить систематизировать , выделять главное и существенное, устанавливать причинно — следственные связи, развивать воображение учащихся;
— формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
— прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому животному на Земле.
Ресурсы: Учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»