Характеристика пресноводного сообщества
- Название сообщества – пресный водоем.
- Какие организмы составляют сообщество. Пресноводные водоемы обычно богаты водной и околоводной растительностью. На берегу и на мелководье обитают тростник, рогоз, камыш, стрелолист, сусак, частуха, ежеголовник. На глубине более метра обитают водные растения: кувшинка белая (ее неправильно называют белой лилией) и кубышка желтая (ее неправильно называют кувшинкой). Корни этих растений находятся на дне водоемом, а листья и цветы плавают на поверхности. На поверхности плавает и небольшой водяной папоротник – сальвиния. Это редкое растение, занесенное в Красную книгу. Также занесен в Красную книгу чилим – водяной орех. Гораздо более распространенным растением является ряска – одно из самых крохотных цветковых. В поверхностном слое воды растут наяда, рдест, роголистник. Также в толще воды обитают одноклеточные водоросли.
Животные, обитающие в водоемах это беспозвоночные, например, клопы-водомерки, жук-плавунец, пиявка, рак, личинки комаров и других насекомых, моллюски: беззубка, прудовик, катушка, различные микроорганизмы.
Рыбы пресных водоемов: карась, линь, плотва, голавль, сазан, язь, густера, щука, окунь, судак, сом и многие другие виды. Земноводные и пресмыкающиеся водоемов: различные виды лягушек и их головастики, водяной и обыкновенный уж, гадюка Никольского.
С водоемами тесно связана жизнь многих птиц: здесь кормятся и гнездятся у воды утки, гуси, цапли, зимородки. В водной и околоводной среде обитают такие звери как бобр, выдра, норка, ондатра.
Денежные средства являются предметом постоянного спроса предприятий среднего и малого бизнеса. Росгосстрах банк предлагает кредиты для малого бизнеса юридическим лицам, что является выгодной альтернативой частным займам.
Источник
Конспект урока «Водные природные сообщества» (6 класс)
· показать влияние деятельности человека на природное сообщество.
Планируемые результаты:
· предметные: учащиеся знают структуру сообщества, умеют видеть черты приспособленности растений к обитанию в сообществе;
· метапредметные: развиваются умения проводить наблюдения в живой природе;
· личностные: формируется любовь к родной природе, элементы экологической культуры.
2. актуализация внимания
Мы все снимаем угол свой у матушки природы,
И крыша нам над головой – купол небосвода.
А весь большой и старый дом битком набит жильцами,
И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами.
Народу разного полно – кто мельче, кто крупнее,
Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее.
Кто любит раньше всех вставать, а кто – поздней ложиться.
Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться.
Соседство сложное подчас, сообщество не дружба.
Быть может, он порой для нас – спасательная служба.
Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт,
С ним есть чем поживиться.
Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен!
Вопрос: как называется совокупность различных живых организмов, совместно обитающих на каком-либо участке суши или водоема ? (природное сообщество)
(определение «природное сообщество» записывается в информационную карту урока и учитель сообщает учащимся о том, что на уроке весь последующий материал будут записывать в данную информационную карту)
Вопрос: какие группы организмов входят в сообщество? (производители, потребители, разрушители)
Задание: установите соответствие.
организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, т.к. сами производить их не могут
организмы, питающиеся мертвыми остатками органических веществ
организмы, способные создавать органические вещества в процессе фотосинтеза
Производители – организмы, способные создавать органические вещества в процессе фотосинтеза (зеленые растения).
Потребители – организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, т.к. сами производить их не могут (животные).
Разрушители – организмы, питающиеся мертвыми остатками органических веществ (бактерии, грибы).
Вопрос: каким образом организмы, входящие в природное сообщество, взаимосвязаны между собой? (по средством пищевых цепей)
Пищевая цепь – ряд взаимосвязанных организмов, в которых предыдущее звено служит пищей для последующего.
3. изучение нового материала
Сегодня мы с вами познакомимся с одной группой сообществ. А вот с какой группой, вы мне скажите сами. Я буду читать загадки, вы называть отгадки.
Здесь земля, как будто тесто;
(учитель сообщает тему уроку «Водные природные сообщества»)
Вопрос: можем ли мы назвать водоем природным сообществом и почему?
Ответ на этот вопрос мы должны получить в конце урока. А чтобы ответить на этот вопрос, мы должны многое выяснить о водоеме.
Характеристика природного сообщества:
растворенный достаточно
изменяется незначительно
уменьшается с глубиной
Задание: заполните таблицу «Условия жизни в водной среде обитания».
Богат и многообразен растительный и животный мир водоемов, но распределяется он не равномерно.
Вопрос: какие зоны жизни выделяют в водоеме?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно выполнить следующее задание.
Задание: используя текст §26, подготовьте характеристику зон жизни водоема.
Вдоль побережья обильно растут водные растения, т.к. для них имеются благоприятные условия: вода хорошо прогрета солнечными лучами, насыщена кислородом и освещена солнцем. По берегу водоема располагаются травянистые растения – камыш, рогоз, тростник, осока. Все они имеет жесткие листья и ползучие корневища, которые удерживают растение за дно и участвуют в питании и дыхании.
На прибрежных цветущих растениях встречается много стрекоз, парящих на одном месте.
На поверхности водоема растут плавающие растения: водокрас лягушачий, водяной орех, кувшинки. Самое маленькое цветковое растение – ряска малая является ценным питательным кормом для птиц и животных водоема.
На поверхности воды бегают водомерки, жуки-вертячки, имеющие специальные приспособления для передвижения по воде.
В воде живут лягушки, ужи, пауки, насекомые и их личинки, рыбы. Встречаются крупные животные: нутрии, ондатры, бобры, обладающие ценным мехом.
На глубине водоема жизнь беднее и однообразнее, т.к. там вода холодная, мало света, кислорода и почти нет растительности.
Задание: на рисунке водоема расположите растения и животных в соответствии с занимаемой зоной: водоросли, рогоз, тростник, стрекоза, чилим, кувшинки, водомерки, плотва, лягушка, уж, лещ, перловица, щука, циклопы.
Задание: по ходу заполнения рисунка водоема растениями и животными в соответствии с занимаемой зоной, заполните таблицу.
плотва, лягушка, уж, лещ, щука, циклопы
Вопрос: как взаимосвязаны живые организмы в водном сообществе? (сложными пищевыми связями)
Задание: используя рисунок, составьте возможные цепи питания водоема. (водоросли – плотва – щука; водоросли – простейшие – циклопы – плотва – щука )
Вопрос: какие водные природные сообщества встречаются на территории Нижегородской области?
Опережающее задание: презентация «Волга – уникальный природный комплекс».
Слайд 1. Волга – самая длинная река Европы. Она берет начало на Валдайской возвышенности у деревни Волго-Верховье Тверской области на высоте 256 м над уровнем моря и, протекая путь 3530 км, впадает в Каспийское море.
Первые несколько десятков километров Волга – это тоненький ручеек, и только после впадения в нее реки Селижаровки она становится полноводной рекой. Крупнейшими притоками Волги являются Кама, Ока, Самара и Ветлуга. Волга протекает почти все зоны Русской равнины. Связь Волги с Мировым океаном осуществляется через судоходный канал, расположенный у г.Волгограда.
Слайд 2. Прибрежно-водные растения связаны сразу с тремя средами: воздухом, водой и почвой. Занимая промежуточное положение между сухопутными и водными растениями, они сочетают в своем строении черты и тех, и других. Среди них стрелолист обыкновенный, росянка круглолистная, рогоз широколистный и узколистный, тростник южный.
Слайд 3. Для прибрежных лугов бассейна реки Волги характерна большая увлажненность почвы, что способствует произрастанию влаголюбивых видов луговой растительности. Наиболее яркими и массовыми из таких растений являются лютик ползучий, чистец болотный и осот полевой.
Слайд 4. Особое место среди водных растений Волжского бассейна занимают растения с крупными надводными и плавающими листьями, которые образуют в водоемах обширные заросли. Наиболее яркими представителями таких растений можно считать лотос и кувшинку.
Слайд 5. Болотная растительность, предпочитающая переувлажнение почвы, образуется в местах залегания грунтовых вод, при зарастании и заиливании мелководных водоемов. Растения произрастают на кочках, по топким берегам и обычно частично погружены в воду: белокрыльник болотный, клюква болотная.
Слайд 6. Млекопитающие Волжского бассейна предпочитают жить около водоемов и в прилегающих к ним лесах, лугах, болотах, полях и степях. Среди них можно встретить ондатру, бобра, лисицу, белку, ежа, лося и т.д.
Слайд 7. Бассейн Волги имеет большое рыбохозяйственное значение. В Волге обитает около 70 видов рыб, из них 40 являются промысловыми: лещ, судак, щука, красноперка и др.
Слайд 8. В бассейне реки Волги отмечено более 30 видов птиц. Их можно встретить как на водоемах Волжского бассейна, так и в прилегающих к ним лесах, лугах, болотах, полях и степях: кукушка обыкновенная, большая синица, снегирь, клест-еловик, серая цапля, филин, речная крачка и др.
Слайд 9. Бассейн Волги в целом является уникальным природным комплексом. Сочетание разнообразных рельефов и ландшафтов, широколиственных и хвойных лесов, степей и полупустынь, обширные водно-болотные угодья – все это способствует созданию разнообразных условий для обитания самых разных растений и животных.
Вопрос: являются ли водоемы природным сообществом?
5. дом. задание: подготовить сообщения о водных природных сообществах Нижегородской области (по выбору).
Приложение
Источник