40. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке.
Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества.
Проблема человека решалась по-разному различными философскими школами и направлениями, среди которых можно выделить основные: объективно-идеалистическое понимание сущности человека, субъективно-идеалистическое, метафизически-идеалистическое, диалектико-материалистическое, иррациональное.
Особое значение эта проблема имеет в диалектико-материалистической философии. В ней была обозначена цель общества: обеспечение свободного развития каждого человека, его всестороннего развития.
Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек это творец истории общества, и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс.
Человек явление очень сложное, поэтому исследование человека это задача медицины, физиологии, педагогики, психологии, психиатрии, эстетики, культурологии и др., т.е. целого комплекса наук.
Специфика философского подхода состоит в том, что в философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях.
Еще некоторые античные философы, и в их числе Аристотель, поняли основную сущность человека, называя его общественным животным.
Важна мысль о сочетании в человеке природного и социального. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуриалистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям.
Социалистический подход — это признание в человеке только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле.
На понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не столько философия, как религия. Так, ранее христианство выделяло в человеке прежде всего его разум, его нравственные начала, необходимые для жизнедеятельности общества. А средневековое христианство, с одной стороны, считало человека подобием бога, а с другой, средоточием земных демонических сил. Но так или иначе церковь всегда обращалась к духовному началу в человеке.
Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного.Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию.
Социальная сущность человека выделена в определении, данном К.Марксом. Он писал, что «. сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. «
Источник
Природное и социальное в человеке
Человек в этом мире — явление уникальное. Уникальность человека проявляется, во-первых, в сочетании биологической (природной) и социальной сущности, во-вторых, в предметно-практической деятельности как определяющей формы взаимодействия человека с окружающей средой. Как особое существо, человек способен к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры и высокому уровню общественной организации. Современные общественные науки рассматривают человека как социально-биологическое существо, но в условиях современной цивилизации (в силу воспитания, законов, моральных норм) социальное начало человека контролирует биологическое.
Человека формирует общество. Без общества ни жизнь, ни развитие и человеческое воспитание индивид не получает. Были случаи, когда дети с малых лет жили и воспитывались в обществе животных (волков, собак). В подобных ситуациях в человеке преобладало биологическое. Такие дети усваивали привычки животных, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает, что в человеке преобладает социальное; ребенок, например, без воспитания, формирования навыков, умений, знаний окружающими людьми не станет полноценным человеком.
Из мира животных человек отделился благодаря активной трудовой деятельности. Специфика человеческого бытия объясняется на основе концепции общественно-практической, деятельностной сущности человека. Производство орудий труда превращается в особую потребность человека. Без предметов и орудий труда сама жизнь человека невозможна. Социальная организация жизни и деятельности людей (род, семья, государство, моральные и правовые нормы), материальное производство обеспечивают природно-биологическое выживание и продолжение рода человечества. Труд стал главным условием бытия человека.
Главной особенностью жизнедеятельности человека является не собирательство, не приспособление к природе, а материальное производство, в процессе которого человек создает средства для удовлетворения жизненных потребностей. Жизнедеятельность человека представляет собой сложный процесс: создание мира очеловеченной природы, мира культуры; удовлетворение жизненных потребностей как отдельного человека, так и всего общества; воспроизводства системы общественных отношений, общества как главного условия выживания человека. Жизнь отдельного человека невозможна без жизнедеятельности общества, это тесно взаимосвязанные стороны единого процесса выживания человечества в целом.
Человек — сложное социально-телесное существо. Его жизнедеятельность основана на материальном производстве, целенаправленном, сознательном, преобразующем воздействии на мир и на самого человека для обеспечения его существования, творчества, развития.
Тема 16. Социальная философия (учение об обществе)
2. Основные сферы жизни общества.
3. Основные точки зрения на исторический процесс, подходы:
— формационный (Маркс, Энгельс, Ленин);
Источник
27. Природное и социальное в человеке.
изменяется под воздействием социальных закономерностей.
Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые
разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием
«расы». Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групп
людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании
специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но,
несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель
любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными
всем людям биологическими параметрами.
Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый
имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей.
Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и
биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает
уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно
многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.
Индивидуализация – общебиологическая закономерность. Индивидуально-
природные различия у человека дополняются различиями социальными,
обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных
функций, а на определенном этапе общественного развития – также и
Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что
порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.
Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем
сочетание двух начал: биологического (животного) и политического
(социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих начал
является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств,
поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь
биологического и социального в человеке.
Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый
человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно
группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются
биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействием
биологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизни
общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами
В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются
критике и переосмысливаются теоретические концепции, вырабатываются новые
линии практического действия, способствующие совершенствованию
взаимоотношений между людьми.
К.Маркс писал: «Человек является непосредственно природным
существом. В качестве природного существа… он…наделен природными силами,
жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы
существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…»[1] Такой
подход нашел обоснование и развитие в трудах Энгельса, который понимал
биологическую природу человека как нечто исходное, хотя и недостаточное для
объяснения истории и самого человека.
Марксистско-ленинская философия показывает значение социальных
факторов наряду с биологическими – те, и другие играют качественно разные
роли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрывает
доминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природу
Пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимо. Тем
более что биологическая организация человеческого существа есть нечто
самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни насилия над
ней, ни евгенических проектов ее переделки.
Источник