Природное социальное человеке философия

40. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке.

Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества.

Проблема человека решалась по-разному различными философскими школами и направлениями, среди которых можно выделить основные: объективно-идеалистическое понимание сущности человека, субъективно-идеалистическое, метафизически-идеалистическое, диалектико-материалистическое, иррациональное.

Особое значение эта проблема имеет в диалектико-материалистической философии. В ней была обозначена цель общества: обеспечение свободного развития каждого человека, его всестороннего развития.

Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек это творец истории общества, и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс.

Человек явление очень сложное, поэтому исследование человека это задача медицины, физиологии, педагогики, психологии, психиатрии, эстетики, культурологии и др., т.е. целого комплекса наук.

Специфика философского подхода состоит в том, что в философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях.

Еще некоторые античные философы, и в их числе Аристотель, поняли основную сущность человека, называя его общественным животным.

Важна мысль о сочетании в человеке природного и социального. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуриалистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям.

Социалистический подход — это признание в человеке только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле.

На понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не столько философия, как религия. Так, ранее христианство выделяло в человеке прежде всего его разум, его нравственные начала, необходимые для жизнедеятельности общества. А средневековое христианство, с одной стороны, считало человека подобием бога, а с другой, средоточием земных демонических сил. Но так или иначе церковь всегда обращалась к духовному началу в человеке.

Читайте также:  Дарвинского государственного природного биосферного заповедника

Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного.Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию.

Социальная сущность человека выделена в определении, данном К.Марксом. Он писал, что «. сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. «

Источник

Природное и социальное в человеке

Человек в этом мире — явление уникальное. Уникальность человека проявляется, во-первых, в сочетании биологической (природной) и социальной сущности, во-вторых, в предметно-практической деятельности как определяющей формы взаимодействия человека с окружающей средой. Как особое существо, человек способен к глубокому абстрактному мышлению, члено­раздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры и высокому уровню общественной организации. Со­временные общественные науки рассматривают человека как социально-биологическое существо, но в условиях современной цивилизации (в силу воспитания, законов, моральных норм) со­циальное начало человека контролирует биологическое.

Человека формирует общество. Без общества ни жизнь, ни развитие и человеческое воспитание индивид не получает. Были случаи, когда дети с малых лет жили и воспитывались в общест­ве животных (волков, собак). В подобных ситуациях в человеке преобладало биологическое. Такие дети усваивали привычки животных, сильно отставали в умственном развитии и даже по­сле возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает, что в человеке преобладает соци­альное; ребенок, например, без воспитания, формирования на­выков, умений, знаний окружающими людьми не станет пол­ноценным человеком.

Из мира животных человек отделился благодаря активной трудовой деятельности. Специфика человеческого бытия объяс­няется на основе концепции общественно-практической, деятельностной сущности человека. Производство орудий труда превращается в особую потребность человека. Без предметов и орудий труда сама жизнь человека невозможна. Социальная ор­ганизация жизни и деятельности людей (род, семья, государство, моральные и правовые нормы), материальное производство обеспечивают природно-биологическое выживание и продолже­ние рода человечества. Труд стал главным условием бытия че­ловека.

Читайте также:  Море это часть природы

Главной особенностью жизнедеятельности человека явля­ется не собирательство, не приспособление к природе, а матери­альное производство, в процессе которого человек создает сред­ства для удовлетворения жизненных потребностей. Жизнедея­тельность человека представляет собой сложный процесс: соз­дание мира очеловеченной природы, мира культуры; удовлетво­рение жизненных потребностей как отдельного человека, так и всего общества; воспроизводства системы общественных отно­шений, общества как главного условия выживания человека. Жизнь отдельного человека невозможна без жизнедеятельности общества, это тесно взаимосвязанные стороны единого процесса выживания человечества в целом.

Человек — сложное социально-телесное существо. Его жизнедеятельность основана на материальном производстве, целенаправленном, сознательном, преобразующем воздействии на мир и на самого человека для обеспечения его существова­ния, творчества, развития.

Тема 16. Социальная философия (учение об обществе)

2. Основные сферы жизни общества.

3. Основные точки зрения на исторический процесс, подходы:

— формационный (Маркс, Энгельс, Ленин);

Источник

27. Природное и социальное в человеке.

изменяется под воздействием социальных закономерностей.

Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые

разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием

«расы». Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групп

людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании

специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но,

несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель

любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными

всем людям биологическими параметрами.

Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый

имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей.

Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и

биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает

уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно

многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

Читайте также:  Музыкальное сопровождение звуки природы

Индивидуализация – общебиологическая закономерность. Индивидуально-

природные различия у человека дополняются различиями социальными,

обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных

функций, а на определенном этапе общественного развития – также и

Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что

порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.

Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем

сочетание двух начал: биологического (животного) и политического

(социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих начал

является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств,

поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь

биологического и социального в человеке.

Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый

человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно

группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются

биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействием

биологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизни

общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами

В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются

критике и переосмысливаются теоретические концепции, вырабатываются новые

линии практического действия, способствующие совершенствованию

взаимоотношений между людьми.

К.Маркс писал: «Человек является непосредственно природным

существом. В качестве природного существа… он…наделен природными силами,

жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы

существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…»[1] Такой

подход нашел обоснование и развитие в трудах Энгельса, который понимал

биологическую природу человека как нечто исходное, хотя и недостаточное для

объяснения истории и самого человека.

Марксистско-ленинская философия показывает значение социальных

факторов наряду с биологическими – те, и другие играют качественно разные

роли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрывает

доминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природу

Пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимо. Тем

более что биологическая организация человеческого существа есть нечто

самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни насилия над

ней, ни евгенических проектов ее переделки.

Источник

Оцените статью