Напишите эссе о высказывании Л. Фейербаха
Эссе о высказывании Людвига Фейербаха «Человек — часть природы, биологическое, чувственно — телесное существо».
Людвиг Фейербах (1804-1872) — последний представитель немецкой классической философии. По своей философской позиции материалист, но материализм его ещё не окончательно освободился от влияния идеализма, что выразилось в метафизическом его характере, созерцательности и антропологизме (в общем -недиалектичности). Критика его философии с позиций диалектического материализма дана в работе К. Маркса «Тезисы о Фейербахе «(1845) и Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888).
Безусловно, человек является частью природы, биологическим, чувственно-телесным существом. Независимо от своего первоначального происхождения (эволюционного или божественного или инопланетного) он живёт в лоне природы и подчинён её законам,
главным из которых является самосохранение, борьба за существование. Будучи существом природным, человек для самосохранения пользуется веществом и силами природы. Но пользуется образом, прямо противоположным образу действия всех других живых существ. Все другие животные для поддержания своей жизни поглощают уже готовые, созданные самой природой вещи (воду, траву, других животных и т. п.), пользуясь при этом естественными особенностями своей телесной организации (зубы, когти, острое зрение, обоняние, лапы и т. п.). Иными словами, процесс удовлетворения потребностей животными имеет естественный характер. Человек же в плане самосохранения действует противоположным образом. Он сам создаёт нужные ему для жизни вещи, причём использует для этого им же самим созданные, искусственные орудия, причём придумывает их тоже сам. Человеческий способ борьбы за существование ОРУДИЙНЫЙ. Широко известно следующее высказывание Бенджамина Франклина: «Человек — существо, производящее орудия». Орудийный способ борьбы за существование — ТРУД. В труде человек, используя орудия, преобразует вещество природы в формы, пригодные для удовлетворения его потребностей. Труд — родовая сущность человека, качественное его отличие от всех других животных.
Но люди живут в социуме и наделены сознанием и самосознанием. Сознание — универсальный отражатель. (Отражение — универсальное свойство материальных объектов: действительный объект воздействует на страдательный, а он воспроизводит свойства действительного объекта как свои собственные, по собственному закону). Поэтому отношение людей к природе отражается, воспроизводится в отношении людей друг к другу и их поведении: одни лица насильственными методами превращают других лиц в орудия собственной жизни, т. е. живут за счёт их труда. Общественные отношения являются для людей ближайшими, осознаются ими как наипервейшие и непосредственные. Естественное отношение человека к природе дополняется общественными отношениями и осуществляется их посредством. Именно это и является в человеке главным: его общественная природа. «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» — пишет Маркс в шестом тезисе. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что только изменяя свои собственные, общественные отношения, люди будут в состоянии изменять и своё отношение к природе. И второе: биологическая основа — не главное в человеке. Она образует всего лишь его субстрат, тогда как субстанционально человек — существо общественное, практическое, способное к сознательному изменению общественных отношений, в т. ч. и революционным путём с целью развития своей сущностной природы.
P.S. Я буду очень удивлена, если Ваш уважаемый преподаватель, если он человек психологичеки и философски зрелый, не прослезится от умиления и восторга, порчитав это Ваше эссе.
Источник
Л. Фейербах о природе и сущности человека. Этика л. Фейербаха и критика религий.
По Фейербаху, человек – природное существо, высшее проявление ее жизненной силы. При этом человек значительно отличается от животной сущности с любой точки зрения. Благодаря тому, что человек – природное существо, человек — универсальное существо, т.к. природа сама по себе универсальна и безгранична. Человек неограничен и свободен, потому что неограниченна и свободна и природа.
Важнейшее отличие человека от любых других существ – он есть мыслящее существо. При этом человек остается существом природным, сознание — свойство как природного существа, высшая форма психического отражения. Мышление обеспечивается благодаря мозгу, который у человека имеет сложное строение по сравнению с другими, более простыми, существами. Вообще, сущность человеческого сознания – в том, что человек способен познать собственную сущность, а содержание – знание как о самом себе, так и о внешнем мире.
Свою сущность человек приобретает в общении. Общаться человек может как с «Я», так и «Ты» (другим «Я»).
Духовный мир человек – результат его мышления, сознания. Сущность человека включает сущность разума и чувства, сущность воли.
Познание предметов объективного мира включает познание и самого субъекта познания. Познавая какой-либо предмет, мы познаем в нем собственную сущность. При этом процесс мышления связан с деятельностью мозга, но мыслит не мозг, а человек, т.к. свойства познания несводимы к деятельности подобной материи, которая является только субстратом мышления.
Основная задача философии Фейербаха – критика религии, он рассматривает ее в работе «Сущность христианства». Вообще, его философия носит атеистический характер. Призывая к отказу от христианства, Фейербах называл христиан «полулюдьми — полуангелами». Религия тогда понимается как препятствие к развитию человека, делая его несвободным.
Чувство зависимости человека от стихийных сил природы, бессилие перед ней можно считать психологической причиной появления религии. Кроме того, на человека серьезное влияние страх перед смертью, и обещание возможности бессмертия — козырь в руках религии. Также пугает непонятное, бессилие познать законы природы, объяснить некоторые явления. Познание тайны бытия человека тоже играет немаловажную роль. Боязнь любой неизвестности позволяет религии толковать проблему выгодным для себя образом.
Практические причины возникновения религии существуют наравне с психологическими. Они связаны с бытием человека, с необходимостью реализации естественных потребностей. Отсюда стремление к счастью для человека вполне естественно.
Общественной причиной существования религии Фейербах считает социальную несправедливость, разделение общества по имущественному признаку.
Религия возникает благодаря тому, что человек наделен творческими возможностями к фантазии, воображению, творению виртуального мира. Действительно, Бог создается воображением человека, оно приписывает Богу человеческие качества: разум, волю, возводя их в Абсолют, придавая сверхприродный масштаб. Созданный фантазией человека Бог создан для преодоления человеческих слабостей. Бог – сила все знающая и везде присутствующая, абсолютная воля, добрая воля.
Критика религии Фейербахом связана с тем, что религиозная вера связана со слепым поклонением Богу, отсюда следует потеря религиозным человеком свободы, что активно используется церковью.
Вместо религиозной веры Фейербах предлагает естественную веру в силу природы, вместо веры в Бога – веру в человека как природное существо с его неограниченными возможностями разума и воли.
Воля – проявление сущности человека, человек является ее носителем. Кроме того, воля выражает внутренние необходимости человека в его стремлении к счастью, когда человек способен удовлетворить все свои жизненные потребности. В своей теории этики и морали добром Фейербах считает то, что соответствует стремлению к счастью, злом – то, что ему противоречит.
Подлинная мораль и добро проявляются в акте общения «Я» и «Ты», причем критерий морали – благо для человека, добродетель всегда связана с счастьем. Совесть, по Фейербаху, — внутренний закон моральной жизни индивида.
Источник
Глава 8. Человек существо природы
Человек – существо природы, поэтому имеет столь же мало особое, то есть сверхземное, сверхчеловеческое назначение, как животное имеет назначение сверхживотное, а растение – сверхрастительное. Каждое существо имеет целью своего существования непосредственное свое существование, каждое существо достигло своего назначения тем, что оно достигло существования. Существование, бытие есть совершенство, есть исполнение назначения. Жизнь есть самодеятельное бытие.
Природа каждым шагом, который она делает, завершает своё дело, достигает цели, совершенствует, ибо в каждый момент она есть и значит столько, сколько она должна и хочет быть. Ребенок существует не ради того, чтоыб стать мужем – сколько людей умирает, будучи детьми ! – дитя есть ради самого себя, поэтому он удовлетворен и блаженен сам в себе. То, что живет, должно жить, должно радоваться своей жизни. Радость жизни есть беспрепятственное выражение жизненной силы.
Говоря человеческим языком, природа не имеет никаких намерений, кроме того, чтобы жить. Человек не есть цель природы – он есть это лишь в своем собственном человеческом ощущении- он есть высшее проявление ее жизненной силы, так же как плод не есть цель, а высшая блестящая кульминационная точка, высшее жизненное стремлении растения.
Глава 9. Л.Фейербах против Христианства
Человеку следует отказаться от христианства – лишь тогда он выполнит и достигнет своего назначения, лишь тогда он станет человеком, ибо христианин не человек, а “полуживотное-полуангел” Лишь, когда человек повсюду и кругом есть человек и осознает себя человеком, когда он не хочет быть чем-то большим, чем он есть, чем он может и должен быть, когда он уже не ставит себе цель, противоречащую его природе, его значению, и , вместе с тем, цель недостижимую, фантастическую – цель стать богом, то есть существом абстрактным и фанатическим, существом бестелесным, бесплотным и бескровным, существом без чувственных стремлений и потребностей, — лишь тогда он законченный человек, лишь тогда он совершенный человек, лишь тогда в нём нету место, в котором смог бы свить себе гнездо потусторонний мир.
И к этой законченности человек относится так же сама смерть, ибо и смерть относится к назначению, то есть к природ, человека. Поэтому мертвого справедливо называют совершенным.
Умереть по- человечески, умереть в сознании, что ты в умирании исполняешь свое последнее человеческое назначение, следовательно, умереть, находясь в мире со смертью,- пусть это будет твоим последним желанием, твоей последней целью. Тогда ты и в умирании еще будешь торжествовать над цветистой мечтой христианского бессмертия, тогда ты достигнешь бесконечно больше, чем ты хотел бы достигнуть в потустороннем мире и все равно никогда не достигнешь.
Особым назначение – таким, которое сначала вводит человека в противоречие с самим собой и повергает его в сомнение,- сможет ли он достигнуть этого назначения или нет, — человек обладает лишь как существо моральное, то есть как социальное, гражданское, политическое существо. Это назначение, однако, никакое иное, чем то, какое человек в нормальном и счастливом случае сам избрал для себя, исходя из своей природы, своих способностей и стремлений. Тот, кто сам не назначает себя для чего либо, тот и не имеет назначений к чему либо. Часто приходится слышать о том, что мы не знаем, какое человек имеет назначение. Кто рассуждает так , тот переносит свою собственную неопределенность на других людей. Кто не знает, в чем его назначение, тот и не имеет особого назначения
Источник