Природную основу развития способностей называются

Природная основа развития способностей

Отечественные психологи (В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, Г.С. Костюк и др.) считают, что под задатками следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь, те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладения деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью. Природные предпосылки способности стоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого, музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия соответствующей деятельностью. Решающие значение имеют первые пробы сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и склонности.

Иными словами, под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Безусловно, способность связана с врожденными анатомическими особенностями структуры мозга, в первую очередь с особенностями микроструктуры мозга. Эти особенности сказываются на характере процессов отражения и поведении личности. Исследования Н.С. Преображенской и С.А. Саркисова доказали, что имеются существенные индивидуальные различия в расположении клеточных полей в коре больших полушарий мозга человека. Отмечены также индивидуальные особенности в строении клеточных слоев, что, очевидно, небезразлично для функционирования головного мозга, и, в частности, для проявления способностей.

Типологические способности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, являются задатками, или первичными природными свойствами. Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности нервной системы (сила или тонус активности, уравновешенность, степень чувствительности и подвижности процессов отражения), безусловно, оказывает влияние на образование способностей. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствуют образованию многих волевых и коммуникативных свойств личности, которые особенно важны для становления общественной активности и организаторских способностей. Слабая нервная система, обладающая, по мнению В.Д. Небылицына, высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию художественных способностей.

Читайте также:  Орган управления юридического лица понятие виды правовая природа ответственность

Кроме общих свойств нервной системы, существуют промежуточные типы, характеризующие особенности деятельности отдельных анализаторных систем. Эти типологические свойства имеют прямое отношение к специальным способностям. И. П. Павлов находил, что те люди, у которых преобладает первая сигнальная система с ее образным отражением действительности, принадлежит к художественному типу (музыкант, писатель, живописец). При первенствующей роли второй сигнальной системы образуется мыслительный тип, характерной особенностью которого является сила отвлеченного мышления.

И, наконец, при хорошем балансировании, уравновешенности двух систем – промежуточный тип. Представители среднего типа сочетают в себе все черты художественного и мыслительного типов. К этому типу, как считал Павлов, относится большинство людей, а также исключительно одаренные, гениальные люди (Ломоносов, Гете).

Художественный тип характеризуется, во-первых, целостью, полнотой и живостью восприятия действительности, в то время как «мыслители дробят ее и тем как бы умерщвляют ее». Во-вторых, у художника преобладает воображение над абстрактным мышлением. У мыслителя ум теоретический, словесный. В-третьих, художественный тип отличается повышенной эмоциональностью, аффективностью. И, наоборот, у мыслительного типа интеллект преобладает над эмоциональностью.

Придерживаясь сути учения И.П. Павлова о взаимодействии сигнальных систем, можно сказать, что отличие художественного типа от мыслительного состоит в том, что художник в своей деятельности опирается преимущественно на первую сигнальную систему, а ученый – на вторую, однако у того и другого вторая сигнальная система выполняет регулирующую роль. Новейшие исследования деятельности головного мозга анатомически подтвердили подразделения сигнальных систем, изученные И.П. Павловым. Оказалось, что левое полушарие (словесно-логическое) осуществляет преимущественно второсигнальные функции, а правое (образное) – первосигнальные.

Принадлежность личности к од­ному из трех человеческих типов: «художественному», «мыслительно­му» и «промежуточному» (по терми­нологии И.П. Павлова) определяет в значительной мере особенности её способностей.

Читайте также:  Звуки природы своими примерами

Источник

19.Способности: природа, типология, формирование и развитие.

Способности — такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Развитие способностей осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности.

Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося в процессе воспитания и обучения.

Но способности это и возможности, которые на долгие годы, а иногда и навсегда, могут остаться скрытыми и для самого человека, и для других. В число этих потенциальных возможностей входят природные предпосылки способностей, задатки. Задача заключается в их распознании, измерении и развитии. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.

Три признака в понятии «способность»:

  1. под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  2. способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей (например, вспыльчивость, вялость, медлительность не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей);
  3. понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. При хорошей работе ученик, «принимая во внимание его способности», мог бы иметь гораздо больше знаний.
  1. интеллектуальная
  2. творческая (креативность)
  1. склонность к какой-либо деятельности, мотивация
  2. высокий темп обучения ЗУН
  3. нестандартность результатов
  4. внутренняя и внешняя помехоустойчивость
  5. высокий уровень обобщенности, переноса
  1. видам психических функций (моторные, сенсорные)
  2. по видам деятельности (технические, профессиональные)

Источник

Оцените статью