Природная основа развития способностей
Отечественные психологи (В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, Г.С. Костюк и др.) считают, что под задатками следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь, те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладения деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью. Природные предпосылки способности стоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого, музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия соответствующей деятельностью. Решающие значение имеют первые пробы сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и склонности.
Иными словами, под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Безусловно, способность связана с врожденными анатомическими особенностями структуры мозга, в первую очередь с особенностями микроструктуры мозга. Эти особенности сказываются на характере процессов отражения и поведении личности. Исследования Н.С. Преображенской и С.А. Саркисова доказали, что имеются существенные индивидуальные различия в расположении клеточных полей в коре больших полушарий мозга человека. Отмечены также индивидуальные особенности в строении клеточных слоев, что, очевидно, небезразлично для функционирования головного мозга, и, в частности, для проявления способностей.
Типологические способности, обнаруживаемые очень рано у ребенка, являются задатками, или первичными природными свойствами. Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности нервной системы (сила или тонус активности, уравновешенность, степень чувствительности и подвижности процессов отражения), безусловно, оказывает влияние на образование способностей. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствуют образованию многих волевых и коммуникативных свойств личности, которые особенно важны для становления общественной активности и организаторских способностей. Слабая нервная система, обладающая, по мнению В.Д. Небылицына, высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию художественных способностей.
Кроме общих свойств нервной системы, существуют промежуточные типы, характеризующие особенности деятельности отдельных анализаторных систем. Эти типологические свойства имеют прямое отношение к специальным способностям. И. П. Павлов находил, что те люди, у которых преобладает первая сигнальная система с ее образным отражением действительности, принадлежит к художественному типу (музыкант, писатель, живописец). При первенствующей роли второй сигнальной системы образуется мыслительный тип, характерной особенностью которого является сила отвлеченного мышления.
И, наконец, при хорошем балансировании, уравновешенности двух систем – промежуточный тип. Представители среднего типа сочетают в себе все черты художественного и мыслительного типов. К этому типу, как считал Павлов, относится большинство людей, а также исключительно одаренные, гениальные люди (Ломоносов, Гете).
Художественный тип характеризуется, во-первых, целостью, полнотой и живостью восприятия действительности, в то время как «мыслители дробят ее и тем как бы умерщвляют ее». Во-вторых, у художника преобладает воображение над абстрактным мышлением. У мыслителя ум теоретический, словесный. В-третьих, художественный тип отличается повышенной эмоциональностью, аффективностью. И, наоборот, у мыслительного типа интеллект преобладает над эмоциональностью.
Придерживаясь сути учения И.П. Павлова о взаимодействии сигнальных систем, можно сказать, что отличие художественного типа от мыслительного состоит в том, что художник в своей деятельности опирается преимущественно на первую сигнальную систему, а ученый – на вторую, однако у того и другого вторая сигнальная система выполняет регулирующую роль. Новейшие исследования деятельности головного мозга анатомически подтвердили подразделения сигнальных систем, изученные И.П. Павловым. Оказалось, что левое полушарие (словесно-логическое) осуществляет преимущественно второсигнальные функции, а правое (образное) – первосигнальные.
Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественному», «мыслительному» и «промежуточному» (по терминологии И.П. Павлова) определяет в значительной мере особенности её способностей.
Источник
19.Способности: природа, типология, формирование и развитие.
Способности — такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Развитие способностей осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности.
Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося в процессе воспитания и обучения.
Но способности это и возможности, которые на долгие годы, а иногда и навсегда, могут остаться скрытыми и для самого человека, и для других. В число этих потенциальных возможностей входят природные предпосылки способностей, задатки. Задача заключается в их распознании, измерении и развитии. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.
Три признака в понятии «способность»:
- под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
- способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей (например, вспыльчивость, вялость, медлительность не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей);
- понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. При хорошей работе ученик, «принимая во внимание его способности», мог бы иметь гораздо больше знаний.
- интеллектуальная
- творческая (креативность)
- склонность к какой-либо деятельности, мотивация
- высокий темп обучения ЗУН
- нестандартность результатов
- внутренняя и внешняя помехоустойчивость
- высокий уровень обобщенности, переноса
- видам психических функций (моторные, сенсорные)
- по видам деятельности (технические, профессиональные)
Источник